Дело № 5-2120/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 июля 2018 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.
с участием представителя административного органа Арихина И.Н., действующего на основании доверенности от ** ** **
защитника ООО «САТП №1» Митюшевой А.С., действующей на основании доверенности от ** ** **
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении:
ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1», находящееся по адресу: г. Сыктывкар, ул. Сысольское шоссе, 29, ИНН 1101153559,
привлекаемого к административной ответственности по ст. 14.1.2. ч. 4 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
Должностным лицом Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми 15 июня 2018 года в отношении ООО «САТП №1» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1.2 ч. 4 КоАП РФ, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки 01.06.2018 года, проведенной на основании Распоряжения заместителя начальника отдела о проведении проверки от 16.04.2018 года выявлены:
1) нарушения по учету путевых листов. Журнал регистрации путевых листов отсутствует (документ не представлен), чем нарушены требования пункта 17 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
2) нарушения в заполнении путевых листов – отсутствует фамилия и инициалы контролера, проводившего предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств под управлением водителя ... В.А., чем нарушены требования пункта 4 «и» Положения о лицензировании перевозок пассажирским автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением правительства РФ от 02.04.2012 года № 280 (далее Положение о лицензировании № 280); пункта 16.1 приказа Минтранса РФ № 152; ст. 6 ч. 1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 года № 259-ФЗ; пункта 8 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 06.04.2017 года № 141;
3) отсутствие аттестации у должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения в отношении ... А.В., чем нарушены пункт 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Рф от 28.09.2015 года № 287; пункт 4 «з» Положения о лицензировании перевозок № 280; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 года № 7; ст. 20 п. 4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ; Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.03.2017 года № 106.
В судебном заседании представитель административного органа Арихин И.Н. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал, указав, что журнал учета путевых листов на проверку представлен не было, хотя по действующему Порядку, такой журнал должен вестись. По пункту 3 была представлена информация на ... А.В. о том, что данное лицо прошло аттестацию. Однако удостоверение выдано на должность «начальник отдела», тогда как в соответствии с приказом аттестация проводится по должности специалиста по безопасности дорожного движения.
Защитник юридического лица Митюшева А.С. виновность Общества не признала, указав, что не согласна с пунктами 1 и 3 протокола, поскольку журнал учета путевых листов на предприятии ведется в электронном виде. По работнику ... А.В. было предоставлено удостоверение о прохождении аттестации, в связи с чем в удостоверении указана должность «начальник отдела» пояснить не может. Данное лицо является ответственным за безопасностью дорожного движения.
Выслушав участников административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14.1.2 ч. 4 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По пункту 1 вменяемого нарушения, установлено что приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 года № 152, во исполнении положений Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» утверждены Обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов, где в пункте 17 отражено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
По обстоятельствам дела следует, что такого журнала при проведении проверки Общество не представлено.
По пункту 2 нарушений: пунктом 4 «и» Положения о лицензировании № 280 предусмотрено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к Перевозчику в соответствии с ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктом 16.1 Обязательных реквизитов и Порядка заполнения путевых листов предусмотрено, что дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Аналогичные требования о необходимости указания фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения при проведении предрейсового контроля отражены и в п. 8 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от 06.04.2017 года № 141.
По пункту 3 нарушения: Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлены приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 года № 287.
Требования устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт работы) по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
Требования предъявляются, помимо иных профессий и должностей работников к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно п. 16.3 данных Требований к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: - наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; - наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктом 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность по обеспечению соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.03.2017 года № 106 утвержден Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.
Исходя из диспозиции санкции статьи 14.1.2 ч. 4 КоАП РФ ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта лишь за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 5).
При этом, под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Проанализировав те нарушения, которые вменяются Обществу, суд полагает, что не все нарушения являются основанием для утверждения о том, что в действиях юридического лица имеется инкриминируемый состав административного правонарушения, в частности при наличии нарушений, указанных в пунктах 1, 2 (нарушения по учету и заполнению путевых листов) такие действия не подпадают по категорию грубых нарушений и следовательно за такие нарушения лицо не может быть подвергнуто административному наказанию по ст. 14.1.2 ч. 4 КоАП РФ.
Что касается нарушения в части отсутствия аттестации у должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, суд исходит из следующего.
Абзацем 3 п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 года № 126-ФЗ) определено, что юридические лица осуществляющие перевозки автомобильным транспортом должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.03.2017 года № 106 утвержден соответствующий Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.
Ранее, до изложения пункта 4 ст. 20 данного Закона в иной редакции, юридические лица осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов ранее был определен в приказе Министерства труда РФ от 11.03.1994 года № 13/11. Аттестация проводится один раз в пять лет.
Во исполнении названных нормативных положений ... А.В. прошел аттестацию, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Приказом ООО «САТП №1» от 10.01.2017 года № 2 данное должностное лицо назначено ответственным лицом за организацию работ по обеспечению безопасности дорожного движения.
Следовательно, доводы административного органа об отсутствии аттестации у должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения материалами дела не подтверждены.
Таким образом, из совокупности исследованных материалов, суд не усматривает в действиях ООО «САТП №1» состава инкриминируемого ему административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1.2 ч. 4 КоАП РФ в отношении ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1», прекратить на основании пп. 1 пункта 1.1. ст. 29.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – отсутствие состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.П. Леконцев