31RS0№-13 Дело № 2-612/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2024 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Мулдашевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой В.Н. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области и Министерству образования <адрес> о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления,
у с т а н о в и л:
Литвинова В.Н., года рождения. проживает в <адрес>, работает воспитателем МБДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>. С 1990 года она осуществляет педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении города Бирюч (до марта 2005 года - п. Красногвардейское). Имеет педагогический стаж 34 года. С 2015 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости. На момент назначения пенсии её педагогический стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в сельской местности составлял более 20 лет. Литвинова В.Н., проживая в сельской местности и работая в поселке, пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг на освещение и отопление. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области" выплаты были прекращены.
Литвинова В.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» и Министерство образования Белгородской области предоставлять ей меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215. Сослалась на то, что имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельском детском саду (в п. Красногвардейское), она пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг (за освещение и отопление), в том числе после изменения статуса населённого пункта с 2006 по 2008 год. После принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» её вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, поскольку изменился статус населённого пункта, где она работала, вместо п. Красногвардейское – город Бирюч. Считает, что было нарушено её конституционное право на получение мер социальной поддержки, поскольку она приобрела его по ранее действовавшему федеральному законодательству.
В судебное заседание Литвинова В.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск удовлетворить.
Представитель ответчика - управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Управление образование представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что 21.07.2008 в Белгородской области вступил в силу Закон Белгородской области №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области», который определяет круг лиц среди педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки.
В соответствии с абз.1 ч. 3 ст.1 Закона №215 его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших трудовую деятельность после назначения пенсии (независимо от вида), если их педагогический стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные льготы, поэтому нельзя считать, что он сузил круг лиц, имеющих такие права по федеральному закону. 25 июня 2021 внесены изменения в Закон №215, касающиеся педагогических работников, утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города, если они на день присвоения населенному пункту статуса города одновременно отвечают следующим условиям: прекращение педагогической деятельности; назначение пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.
В силу ч. 8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Истица, являясь педагогическим работником, на момент на день присвоения населённому пункту статуса города и вступления в силу Закона Белгородской области №215 от 21.07.2008 обладала правом на получение мер социальной поддержки, пользовалась льготами, предоставляемыми педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, однако на тот период пенсия ей не была назначена. Управление образования администрации Красногвардейского района - структурное подразделение администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, является органом местного самоуправления, не обладающим собственным бюджетом. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счёт средств областного бюджета, согласно статье 4 Закона №215. Распорядителем средств областного бюджета по этому вопросу является министерство образования Белгородской области.
Представитель Министерства образования Белгородской области в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель администрации Красногвардейского района в суд не явился, в письменных возражениях поддержал позицию управления образования администрации Красногвардейского района, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на сайте суда, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъекта.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Право педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельских образовательных организациях, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством и было закреплено в следующих нормативно-правовых актах. Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 3.02.2020 №80) с учетом распоряжения Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р. Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
В соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которое действовало до принятия Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 634, предусматривалось, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось также за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления).
Согласно п. 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437 действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и п/п «б» п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.
В Постановлениях Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.04.1973 N 5/11, от 17 июня 1975 г. N 149/16, от 28.05.1985 N 154/12-22 неоднократно и последовательно разъяснялось о сохранении права на льготы за педагогами, перешедшими на пенсию, и в тех случаях, когда они проживают в близлежащих городах и других населенных пунктах, при условии, если на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 N 1003р также было предусмотрено, что действие п/п «б» п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 распространено на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, учебно-производственных комбинатов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках).
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п.п. «а» п. 1 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, а также работниками дошкольных учреждений, УПК, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, детских учреждениях, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
В соответствии с п. 2 Постановления это право сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок), а также в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.
При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.
Согласно ст. 59 ЖК РСФСР от 24.06.1983, действовавшего до 1.03.2005, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливались Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. В силу положений ст.ст. 9, 12, 18, 55 Закона N 3266-1 к образовательным учреждениям относятся, в частности, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); дошкольные; учреждения дополнительного образования детей.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ было введено понятие - «меры социальной поддержки» и ст. 55 Закона «Об образовании» дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». При этом данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе пенсионеров, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
В п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ было прямо указано, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положениями действующего Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области".
Литвинова В.Н. постоянно проживает в жилом доме в сельской местности – в <адрес>.
Трудовой книжкой истицы подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Литвинова В.Н. имеет среднее педагогическое образование и осуществляет педагогическую деятельность, с 26.03.1990 она работала воспитателем в детском ясли-сад <адрес> который неоднократно переименовывался и в настоящее время называется муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад <адрес> в котором работает по настоящее время воспитателем..
На основании Постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 года № 40-14-III с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10.02.2005 №5 статус поселка Красногвардейское Красногвардейского района был изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 года №7-ФЗ город Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области переименован в город Бирюч.
Согласно пенсионному удостоверению № с 9.04.2015 истице была назначена досрочная страховая пенсия по старости, однако она продолжила работу в детском дошкольном учреждении. На момент изменения статуса населенного пункта и назначения пенсии стаж работы истицы в дошкольном учреждении, расположенном в поселке, который приравнивался к сельской местности, составлял более двадцати лет.
Ответчиком не оспаривается, что, проживая в <адрес>, в соответствии с действовавшим законодательством истица получала меры социальной поддержки, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она работала (с 2005 по 2008 год).
Льготы предоставлялись в бесспорном порядке на основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246, указания Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1, Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, которое утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года, Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 23 мая 1984 г., Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области от 28.12.2004, а также принятого на его основе постановления главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».
В постановлении главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31.12.2004 «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятом в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», указано, что правом на предоставление мер социальной поддержки обладают, в частности, педагогические работники муниципальных учреждений, имеющие высшее или среднее специальное образование. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215, в том числе в отношении истицы.
Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 24.07.2007 №4 «О мерах социальной защиты отдельных работников муниципальных учреждений, проживающих и (или) работающих в г. Бирюч», принятом в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, за ними, в том числе за педагогическими работниками, проживающими и (или) работающими в г. Бирюч, были оставлены меры социальной поддержки (за жилое помещение, отопление и освещение).
Согласно п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области от 28.12.2004 правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Социального кодекса право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой. Исходя из формулировки п. 1 ст. 51 Социального кодекса, достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности, а для пенсионеров (п.2) наличие стажа и фактическое пользование льготами.
С принятием Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 года, вступившего в силу с указанной даты, в ст. ст. 1 и 3 Закона был определён круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. В силу ст. 14 Закона он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.
Согласно первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 на основании ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки). Положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы.
В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 (в редакции Закона от 22.8.2004) предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.
Последующие изменения, внесенные в статьи 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3.10.2013 №227.
В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки) и его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии при наличии стажа педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и права на указанные меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.
Кроме того, в соответствии п. 3 ст. 1 Закона (в ред. от 30.04.2021) его положения распространяется также на педагогических работников, работавших в государственных областных и муниципальных образовательных организациях на территории области после назначения пенсии (независимо от вида), прекративших педагогическую деятельность, если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городско типа) составляет не менее 20 лет.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона (в ред. от 25.06.2021) право на получение мер социальной поддержки распространяется на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.
Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.
Согласно ст. 2 Закона, лица, указанные в статье первой, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения. С принятием Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, что противоречит Конституции Российской Федерации.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда РФ, меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством субъекта, не должны были снижать объем приобретённых прав в соответствии с федеральным законодательством.
В силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1. Они не противоречили Закону «Об образовании», не были признаны утратившими силу и продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки, что опровергает доводы ответчика. В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 принималось в его исполнение и не отменялось. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10.07.1992, принятие нового Закона «Об образовании» от 29.12.2012 не должны лишать истицу ранее приобретённого права. Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 958-О-О указано, в частности, что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли эта льгота фактически. В Определении от 2.04.2009 №553-О-О Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22.08.2004.
Таким образом, из нормативно-правовых актов, действовавших в период осуществления истицей педагогической деятельности, следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности, к которой относился и поселок, не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.
Истица Литвинова В.Н.., работая в дошкольном учреждении в поселке и проживая в сельской местности, длительное время фактически пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон «Об образовании», после изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 году) вплоть до июля 2008 года.
Несмотря на это, в нарушение приобретенного права, с июля 2008 года после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, ссылаясь, что она не подпадает под действие положений Закона Белгородской области №215, работает в городе Бирюч. Однако судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение её такого права противоречит положениям Конституции РФ.
Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позиции в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24.05.2001 №8-П, от 29.01.2004 №2-П, от 2.04.2009 №553-О-П, от 20.04.2010 №9-П, от 27.03.2012 №8 -П, от 1. 07.2015 №18-П, от 16. 07.2015 №1655-О, от 27.03.2018 №13-П и др.).
При этом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, изложенного в Определениях от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, N 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-О, были нормативные акты субъектов РФ, непосредственно касающиеся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, их соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено нормативными правовыми актами на федеральном уровне.
В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также лицам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Закона наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиком признается. Финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 8 Закона).
Согласно информации начальника управления образования администрации Красногвардейского района и в соответствии с положениями ст.ст. 3, 5 Закона №215 при получении платежных документов, подтверждающих понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, она направляется в департамент (Министерство) образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета. Таким образом, первоначальные списки формирует управление образования.
Департамент образования Белгородской области, переименованный распоряжением Правительства Белгородской области от 29.11.2021 №591-рп в Министерство образования, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой он таковым указан.
В силу ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16.11.2007 N 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.
На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город истица имела необходимый 10-летний стаж работы в дошкольном учреждении поселка, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Виды и объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуются с положениями Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Литвиновой В.Н. удовлетворить.
Признать за Литвиновой В.Н., СНИЛС №, право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставлять Литвиновой В.Н. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2024 года.
Судья