Судья: Захарова А.Н. | Дело <данные изъяты>УИД50RS0<данные изъяты>-14 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 09 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федорчук Е.В.,
судей Асташкиной О.В., Гордиенко Е.С.,
при ведении протокола секретарем Красовским И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску АО «Транснефть-Верхняя Волга» к Калининой Л. В. о признании самовольными постройками, обязании осуществить снос построек, запретить возводить постройки на земельном участке, взыскании расходов по оплате государственной пошлины и за услуги эксперта,
по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
Заслушав доклад судьи Асташкиной О.В.,
объяснения представитель АО «Транснефть-Верхняя Волга» - <данные изъяты>, представителей <данные изъяты>.,
установила:
Истец АО «Транснефть-Верхняя Волга» с учетом уточнения требований обратился в суд с иском к <данные изъяты>. о признании самовольными постройками объектов: нежилое строение Н, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположенные в зоне минимально допустимого расстояния от Кольцевого МНПП, принадлежащего АО «Транснефть-Верхняя Волга», на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение <данные изъяты>, обязании <данные изъяты> в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить снос указанных объектов расположенных в охранной зоне 25 метров и в 125 метровой зоне минимально допустимого расстояния от Кольцевого МНПП, на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Вялковское д. Устиновка, запрете <данные изъяты>.. возводить на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Вялковское д. Устиновка <данные изъяты>, уч.130 любых построек, строений и сооружений без письменного разрешения АО «Транснефть- Верхняя Волга», взыскании с <данные изъяты> в пользу АО «Транснефть-Верхняя Волга» расходов по оплате госпошлине в размере 6000 рублей и расходов на проведение экспертизы в размере 136 000 рублей.
В обоснование иска указано, что <данные изъяты> администрацией Раменского муниципального района <данные изъяты> произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Вялковское д. Устиновка, <данные изъяты>, уч. 130 (43ВПК). <данные изъяты> администрацией Раменского муниципального района в лице заместителя руководителя Раменского муниципального района гражданину <данные изъяты>. направлено письмо <данные изъяты> исх. 16 о приостановлении работ по застройке земельного участка.
Проверкой установлено, что в охранной зоне и в зоне минимально допустимых расстояний кольцевого магистрального нефтепродуктопровода на расстоянии 30м. от оси крайней нитки Кольцевого МНПП на земельном участке построен объект капитального строительства, имеющий признаки индивидуального жилого дома. Указанные объекты попадают полностью в охранную зону и зону минимально допустимых расстояний опасного производственного объекта Кольцевого МНПП. <данные изъяты> выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Вялковское д. Устиновка <данные изъяты> уч.130 является <данные изъяты>
Истец является собственником КМНПП, протяженность трассы составляет 380200м, лит.1Н. <данные изъяты> РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> и распоряжению Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>-р ПАО «Транснефть» является стратегической организацией, участие РФ в которой обеспечивает обороноспособность, безопасность государства, защиту прав и законных интересов граждан РФ. Ответчиком в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов и зоны минимально допустимого расстояния построен объект, что является недопустимым, а постройка подлежит сносу. В адрес ответчика была направлена претензия об устранении нарушений действующего законодательства. Однако, в добровольном порядке урегулировать спор не представилось возможным, в связи с чем они вынуждены были обратиться в суд.
Определением Раменского городского суда от <данные изъяты> заявление <данные изъяты> о пересмотре решения суда от <данные изъяты> по гражданскому делу 2-1706/2017 по новым обстоятельствам, удовлетворено, производство по делу возобновлено, определение вступило в законную силу.
В судебном заседании представители истца по доверенности <данные изъяты>. доводы иска поддержали, просили иск удовлетворить, поскольку возведенные строения нарушают нормы и правила и создают угрозу жизни и здоровью и подлежат сносу.
Ответчик <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась, представители по доверенности <данные изъяты>. просили отказать в удовлетворении требований, указав, что иск является незаконным и необоснованным.
Представитель третьего лица Администрации Раменского городского округа <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен, мнение по иску не представлено.
Третье лицо <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен, мнение по иску не представлено.
Решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования АО «Транснефть-Верхняя Волга» удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, <данные изъяты>. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, принять по делу новое решение, которым удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебном заседании судебной коллегии представители <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты>. доводы жалобы поддержали.
Представители АО «Транснефть-Верхняя Волга» - по доверенности <данные изъяты> просили решение суда оставить без изменения.
Другие участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает данное дело только в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе исходя из которых судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 и п. 25 ст. 105 Земельного кодекса РФ, охранная зона и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) является зоной с особыми условиями использования территорий.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абз. 2 ст. 1). Согласно п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона и приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются магистральный газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа и подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности. В соответствии со ст. 3 указанного закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ).
В силу пп. "а" п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1083, охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны. Аналогичные нормы содержатся и в Правилах охраны магистральных трубопроводов (утвержденные Министерством топлива и энергетики Российской Федерации <данные изъяты> и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от <данные изъяты> N 9 (п. п. 4.1. и 4.2.).
В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник и иной законный владелец имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Необходимым условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является доказанность совокупности обстоятельств: наличия прав истца на имущество, препятствий в осуществлении права; обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом имущества; реального характера препятствий.
В силу ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающую угрозу нарушения, могут быть пересечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.ч.1,2 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 10.08.2012г. исх. <данные изъяты> «Об охранных зонах магистральных трубопроводов») «Правила охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от <данные изъяты> <данные изъяты>, Постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.1994г. <данные изъяты> с учетом дополнений» применяются для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сниженные углеводородные газы, бензин и конденсат.
Согласно п. 4.1 «Правила охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от <данные изъяты> <данные изъяты>, Постановлением Госгортехнадзора России от 1<данные изъяты> <данные изъяты> с учетом дополнений», для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны.
Согласно п.4.4 Правил в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
а) возводить любые постройки и сооружения;
б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут возводить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
В силу п.5.1, 5.2, Правил любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно - восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.
В соответствии с «Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требование Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12. 2014 года <данные изъяты>, вменение СНиП <данные изъяты>-85* «Магистральные трубопроводы» - «СП 136.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты>-85*» является обязательным.
В силу п.7.15 СНиП <данные изъяты>-85* «Магистральные трубопроводы» - «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты>-85*» расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как установлено судом первой инстанции, и материалами дела подтверждено, <данные изъяты> Администрацией Раменского муниципального района <данные изъяты> произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>
Проверкой установлено, что в охранной зоне и в зоне минимально допустимых расстояний кольцевого магистрального нефтепродуктопровода расположен земельный участок, на котором находится жилой дом.
Указанные объекты попадают в охранную зону и зону минимально допустимых расстояний опасного производственного объекта Кольцевого МНПП.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> является <данные изъяты>
Истец является собственником КМНПП, протяженность трассы составляет 380200м, лит.1Н.
В адрес ответчика была направлена претензия об устранении нарушений действующего законодательства.
Как указывает истец ответчиком в нарушение правил охраны магистральных трубопроводов и зоны минимально допустимого расстояния построены спорные объекты недвижимости, что является недопустимым, а постройки подлежит сносу.
При этом, постройки возведены на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>.
Сведения об охранной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости и находятся в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра.
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут возводить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
В соответствии с проектным заданием (заданием на проектирование) от XII 1969 года и актом приемки в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса кольцевого нефтепродуктопровода вокруг <данные изъяты>, введен в эксплуатацию – Восточное полукольцо 30.11.1981год, западное полукольцо- <данные изъяты>, диаметр трех ниток кольцевого магистрального нефтепродуктопровода Восточного полукольца составляет 377мм. Паспортами формулярами на нитки Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода предусмотрено рабочее давление в каждой из ниток Кольцевого МНПП – 2,5Мпа. В соответствии с разделом <данные изъяты> Классификация и категории магистральных трубопроводов, указанным в СП 36.13330.2012.(СНиП <данные изъяты>.-85*) п.п. 6.2.2 установлено, что Магистральные нефтепродуктопроводы – свыше DN300 относятся к III классу, следовательно, безопасное расстояние от объектов капитального строительства до Кольцевого МНПП составляет 125 метров.
Согласно информации об ограничениях использования территории (земельных участков) содержится на информационных знаках, щитах-указателях, табличках, установленных вдоль трассы магистральных трубопроводов, что подтверждается отчетом об инженерно-строительных изысканиях восточного полукольца на участке 23-66 км Раменского, Балашихинского и <данные изъяты>ов <данные изъяты> от 1979 года, в котором указано об установке информационных знаков по второй нитке трубопровода; актами о порче информационных знаков на трубопроводе в 2017 году; актом об установке об установке информационных знаков в 2017 году.
Исполнительная документация на участки трассы нефтепродуктопровода направлена в <данные изъяты> письмом от <данные изъяты> <данные изъяты>с.
Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета <данные изъяты> совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> трассы магистрального нефтепродуктопровода нанесены на дежурные планы инженерных коммуникаций, в том числе в <данные изъяты>.
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам <данные изъяты> в письме от <данные изъяты> <данные изъяты> подтвердил направление, в том числе, в <данные изъяты> указаний из Правил охраны магистральных нефтепродуктопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров ССР от <данные изъяты> <данные изъяты>.
<данные изъяты> письмом от <данные изъяты> <данные изъяты> исх.352 уведомляла главу <данные изъяты> о необходимости проверить соблюдение норм при строительстве зданий и сооружений, размещения садов и иных строений в охранных зонах трубопровода и принять меры по устранению выявленных нарушений.
АО «Мостранснефтепродукт» <данные изъяты> внесло в реестр сведения о праве собственности на Кольцевой МНПП. Кроме того, информация о прохождении по территории <данные изъяты> Кольцевого МНПП размещалась в средствах массовой информации.
Для разрешения настоящего спора судом первой инстанции была назначена и проведена строительно-техническая экспертиза,
Из результатов, проведенной судебной экспертизы, следует, что в охранной зоне 25 м расположены нежилое строение и забор. На основании анализа проектной документации и требований СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты>-85*» экспертами установлено, что КМНПП относится к 3 классу. В соответствии с требования СП 36.133330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты>-85*», минимальное расстояние от оси 125 м, до нежилых строений 50 м. В результате выполненной геодезической съемки установлено, что в зоне минимального расстояния 125 м расположен жилой дом, в зоне минимального расстояния 50 м строение. Месторасположение жилого дома и нежилого строения нарушает требования Градостроительного кодекса РФ, «Правила охранной зоны».
Согласно проектной документации по трем ниткам нефтепродуктопровода транспортируется автомобильный бензин, дизельное топливо и керосин. В соответствии с ФЗ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О промышленной безопасности производственных объектов» КМНПП является опасным производственным объектом 1 класса опасности.
В соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.<данные изъяты>-03, рекомендуемое минимальное расстояние от оси КМНПП до городов и поселков составляет 100 м.
Из экспертного заключения также следует, что возведенные строения расположены на двух земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> которые между собой заборами не разделены.
Наличие возведенных построек ответчиком создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства (снижение уровня антитеррористической защищенности опасных производственных объектов) имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно техническому паспорту, по нефтепродуктопроводу транспортируются светлые нефтепродукты: дизельное топливо, бензин, авиационный керосин. Данное обстоятельство обуславливает существование повышенной опасности таких резервуаров, вследствие возможности образования взрывоопасной смеси, возгорания продукта при разрушении резервуара, а также высокими токсическими свойствами светлых нефтепродуктов.
В соответствии с ГОСТ <данные изъяты> нефтепродукт отнесен к вредному химическому веществу, под которым подразумевается такое вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения от нормы в состоянии здоровья. Нефтепродукт относится к категории легковоспламеняющихся, способен самовозгораться.
Отсутствие объектов (построек, ограждений) в указанных зонах и на предусмотренных расстояниях является важной гарантией обеспечения пожарной безопасности трубопровода.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Учитывая вышеизложенное, с учетом технических параметров Кольцевой МНПП принадлежащей истцу, а также характеристик транспортируемых веществ, нахождение в охранных зонах трубопроводов, а также минимально допустимых расстояниях до осей трубопроводов таких объектов, как отдельно стоящие промышленные предприятия, здания, сооружения, ограждения, строения, транспортные переезды, является недопустимым.
Из экспертного заключения следует, что в охранной зоне КМНПП расположены: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> нежилое строение, забор. Границы земельного участка, нежилого строения и забора, попадающие в охранную зону 25 м, определены путем определения координат поворотных точек, попадающих в охранную зону 25 м. Границы земельного участка по данным ЕГРН находятся в пределах поворотных точек <данные изъяты>107, границы нежилого строения по данным ЕГРН находятся в пределах поворотных точек 26-27-28-6-26, границы забора по данным ЕГРН в пределах поворотных точек <данные изъяты>.
Согласно составленному экспертному сводному плану в зоне минимального расстояния относит КМНПП 125 метров расположены: земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> фактической площадью 1234 кв.м., жилой дом площадью застройки 146 кв.м. В зоне минимального расстояния от оси КМНПП 50 метров расположено нежилое строение площадью застройки 42 кв.м.
Несоблюдение размеров зоны минимального допустимого расстояния при строительстве жилого дома препятствует нормальной эксплуатации нефтепродуктопровода, затрудняет его техническое обслуживание, своевременное устранение повреждений, а также препятствует ликвидации последствий возможной аварии (тушение пожара, сбор и вывоз нефтепродуктов и грунта и т.п.) и как следствие, угрожает жизни и здоровью людей.
Для устранения выявленных нарушений необходимо выполнить демонтаж строений.
Таким образом, судом установлено, что имеющиеся на участке ответчика строения возведены с нарушением СНиП, а также положений Земельного кодекса РФ, находятся в охранной зоне и зоне минимально возможных расстояний от КМНПП, в связи с чем подлежат сносу.
Строительство объектов на земельном участке было осуществлено без согласования с собственником нефтепровода, а их нахождение в охранной зоне и в зоне минимальных расстояний от КМНПП создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самих построек и находящихся там граждан.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства дела, установил, что спорные строения возведены в нарушение строительных норм и правил без соответствующего согласования с предприятием трубопроводного транспорта в 125-метровой охранной зоне, установленной уже на момент строительства, поскольку КМНПП был построен в 1974 и в 1981 гг, а сохранение возведенных ответчиком строений создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатирующих данный объект, тем самым может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов истца как эксплуатирующей КМНПП организации в виде неблагоприятных последствий в случае возникновения аварийной ситуации на КМНПП и причинении ущерба имуществу и здоровью граждан, находящихся в охранной зоне.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы ответчика в жалобе о том, что спорные постройки не подлежат сносу на основании части 3 статьи 22 ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от <данные изъяты> № 52-ФЗ подлежат отклонению, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что строения возведены с нарушением федеральных требований к минимальным расстояниям до Кольцевого МНПП, предусмотренных пунктом 7.15 СП 36.13330.2012, приложением <данные изъяты> к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеродов» (ТР ЕАЭС 049/2020), принятому решением Совета Евразийской экономической комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно п.8 ст. 27 Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района <данные изъяты>, утвержденных решением Совета депутатов Раменского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты>-СД предусмотрено установление градостроительного регламента земельных участков с учетом установленных ограничений.
Доводы жалобы о том, что строения не могут быть снесены без предварительной компенсации расходов на снос, поскольку <данные изъяты>. не было известно о запрете застройки участка, также подлежат отклонению, поскольку из материалов дела усматривается, что с 1987 года в <данные изъяты> имелись сведения о прохождении нефтепровода. Доказательств со стороны ответчика о получении разрешительной документации на возведение спорных строений в материалы дела не представлено.
Ответчик, действуя добросовестно, при должной степени осмотрительности должен был удостовериться в соблюдении им требований законодательства Российской Федерации в части строительства в установленной зоне минимальных расстояний магистрального нефтепродуктопровода.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают другую субъективную точку зрения по делу на то, как должен был быть разрешен спор, однако мнение стороны об ином результате рассмотрения дела не может повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Доводов, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Ссылку в жалобе на то, что суд первой инстанции применил, в том числе ФЗ № 69-ФЗ «О газоснабжении», не подлежащий применению, судебная коллегия полагает, не является основанием для отмены постановленного решения по делу, поскольку судом также и применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ на основании представленных доказательств и коллегия не находит оснований для изменения либо отмены решения суда в данной части.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе - предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи