дело №2-374/2024 (2-3183/2023)
56RS0026-01-2023-003743-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кумпеева Ч.Х.,
при секретаре судебного заседания Мустафиной С.Ж.,
с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко В.Н.,
представителей ответчика Кушенова С.Т., Ивушкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обращения с отходами,
установил:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в отношении общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «ЭЦЕ3ИС» (далее – ООО «ПО «ЭЦЕЗИС») проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности при эксплуатации объекта размещения отходов (далее – ОРО).
По результатам проведенной проверки установлено, что ОРО – открытая площадка с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенная по адресу: 462407, <адрес>, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № в нарушение требований статьи 11, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) при эксплуатации объекта размещения отходов – полигона ТКО в г. Орске допускаются нарушения:
- с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не обеспечивается сбор образующихся в их толще жидкой фазы – фильтрата, что не соответствует пункту 251 СанПиН 2.1.3684-21;
- на ОРО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза, что не соответствует пункту 252 СанПиН 2.1.3684-21;
- отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории ОРО не осуществляется в пруды из двух секций, что не соответствует пункту 255 СанПиН 2.1.3684-21;
- размещение ТКО осуществлялось вне рабочей карты и в нарушение регламента и режима работы полигона, что не соответствует пункту 256 СанПиН 2.1.3684-21;
- не устанавливались переносные сетчатые ограждения хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объект, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, что не соответствует пункту 257 СанПиН 2.1.3684-21;
- на территории ОРО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не обеспечивается недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а именно: обнаружен очаг тления ТКО, следы сгорания ТКО в результате пожара на территории ОРО, что не соответствует пункту 260 СанПиН 2.1.3684-21.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что исполнение законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации объекта размещения отходов ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» осуществляется ненадлежащим образом.
Согласно объяснениям директора ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» Ивушкина С.В. и начальника полигона ФИО10 от 14 июля 2023 г. следует, что 1 июля 2023 г. около 20:00 час. вследствие возгорания травы на земельных участках, прилегающих к поселкам Елшанка и Победа, началось горение с южной стороны полигона. Тушение пожара производилось собственными силами засыпкой массива отходов грунтом и землей.
В ходе осмотра ОРО 14 июля 2023 г., проведённого старшим помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО5, ведущим специалистом-экспертом ЮВТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО6, ведущим специалистом-экспертом Ю-У межрегионального Управления Росприроднадзора по Оренбургской области и Республике Башкортостан ФИО7 открытой площадки с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, являющейся специальным сооружением, предназначенным для размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, г,Орск, <адрес>, <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, установлено следующее:
- в нарушение требований пункта 7.8 СП 320.1325800.2017 на территории полигона не предприняты меры по недопущению возгорания ТКО, вследствие чего при осмотре полигона на нерабочей карте с юго-восточной стороны выявлено дымление ТКО без очагов открытого горения;
- в нарушение требований части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 18, табл. А 1 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» в помещении диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- в нарушение требований части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 21, прил. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», пункта 3.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в помещении диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, отсутствует, система оповещения 1-го типа;
- в нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- на объекте размещения отходов отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима;
- в нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из помещения диспетчерской не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение подпункта «в» пункта 35 Правил противопожарного режима допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (помещение диспетчерской), предусмотренными конструкцией (устранено в ходе проверки).
Ссылаясь на то, что вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по территории, по элементам конструкций здания и находящемся в нем материальным ценностям, а также соседние объекты следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей, прокурор с учетом уточнить заявленных требований просит суд:
обязать ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» в срок не позднее 1 апреля 2024 г. оснастить помещение диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения 1-ого типа;
обязать ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» в срок не позднее 1 января 2028 г.:
- обеспечить сбор фильтрата, образующегося при размещении отходов на объекте размещения (захоронения) отходов (ОРО) – открытой площадке с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, севернее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с требованиям пункта 251 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- оснастить объект – открытая площадка с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, севернее поселка Победа, земельный участок с кадастровым номером 56:43:0209001:3 системой сбора и отвода биогаза, обеспечивающей сбор и отвод биогаза в соответствии с требованиями пункта 252 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- обеспечить отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории объекта размещения отходов в пруды из двух секций в соответствии с нормами пункта 255 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко В.Н. заявленные требования с учётом уточнений поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика Кушенов С.Т., действующий на основании доверенности, а также директор ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» Ивушкин С.В. не возражали против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения. От директора Ивушкина С.В. поступило заявление о признание исковых требований в порядке статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьих лиц администрации г.Орска, Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроданадзора по Оренбургской области и Республике Башкортостан, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Орску и г.Новотроицку Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Оренбургской области участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела судом установлено, что на основании информации, опубликованной в средствах массовой информации о нарушениях законодательства при обращении с отходами производства и потребления – горении мусорного полигона, эксплуатируемого ООО «ПО «Эцезис» в г. Орске Орской межрайонной прокуратурой принято мотивированное заключение от 11 июля 2023 г. № о необходимости проведения проверочных мероприятий и принятия мер прокурорского реагирования, которое согласовано прокуратурой Оренбургской области.
На основании решения Орского межрайонного природоохранного прокурора от 14 июля 2023 г. проведена проверка в отношении ООО «ПО «ЭЦЕЗИС». Цель проверки: имеющая в Орской межрайонной природоохранной прокуратуре информация о фактах нарушения хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию полигона для ТКО, законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности. Срок проверки установлен в период с 14 июля 2023 г. по 11 августа 2023 г.
По результатам проведенной проверки установлено, что ОРО – открытая площадка с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенная по адресу: 462407, <адрес>, севернее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № в нарушение требований статьи 11, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) при эксплуатации объекта размещения отходов – полигона ТКО в г. Орске допускаются нарушения:
- с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не обеспечивается сбор образующихся в их толще жидкой фазы – фильтрата, что не соответствует пункту 251 СанПиН 2.1.3684-21;
- на ОРО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза, что не соответствует пункту 252 СанПиН 2.1.3684-21;
- отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории ОРО не осуществляется в пруды из двух секций, что не соответствует пункту 255 СанПиН 2.1.3684-21;
- размещение ТКО осуществлялось вне рабочей карты и в нарушение регламента и режима работы полигона, что не соответствует пункту 256 СанПиН 2.1.3684-21;
- не устанавливались переносные сетчатые ограждения хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объект, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, что не соответствует пункту 257 СанПиН 2.1.3684-21;
- на территории ОРО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, не обеспечивается недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а именно: обнаружен очаг тления ТКО, следы сгорания ТКО в результате пожара на территории ОРО, что не соответствует пункту 260 СанПиН 2.1.3684-21.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что исполнение законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации объекта размещения отходов ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» осуществляется ненадлежащим образом.
Так, согласно объяснениям директора ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» Ивушкина С.В. и начальника полигона ФИО10 от 14 июля 2023 г. следует, что 1 июля 2023 г. около 20:00 час. вследствие возгорания травы на земельных участках, прилегающих к поселкам Елшанка и Победа, началось горение с южной стороны полигона. Тушение пожара производилось собственными силами засыпкой массива отходов грунтом и землей.
В ходе осмотра ОРО 14 июля 2023 г., проведённого старшим помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО5, ведущим специалистом-экспертом ЮВТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО6, ведущим специалистом-экспертом Ю-У межрегионального Управления Росприроднадзора по Оренбургской области и Республике Башкортостан ФИО7 открытой площадки с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, являющейся специальным сооружением, предназначенным для размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, г,Орск, <адрес>, севернее <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, установлено следующее:
- в нарушение требований пункта 7.8 СП 320.1325800.2017 на территории полигона не предприняты меры по недопущению возгорания ТКО, вследствие чего при осмотре полигона на нерабочей карте с юго-восточной стороны выявлено дымление ТКО без очагов открытого горения;
- в нарушение требований части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 18, табл. А 1 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» в помещении диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- в нарушение требований части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 21, прил. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», пункта 3.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в помещении диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, отсутствует, система оповещения 1-го типа;
- в нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- на объекте размещения отходов отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима;
- в нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из помещения диспетчерской не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение подпункта «в» пункта 35 Правил противопожарного режима допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (помещение диспетчерской), предусмотренными конструкцией (устранено в ходе проверки).
Выявленные факты явились основаниями для внесения в адрес директора ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» представления № от 19 июля 2023 г. об устранения нарушений законодательства в сфере обращения с отходами.
Согласно ответу на представление от 18 августа 2023 г. №Л представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры и удовлетворено. Во исполнение данного представления нарушения устранены: не обеспечивается сбор фильтрата, образующегося при размещении отходов на ОРО; не предусмотрена система сбора и отвода биогаза; отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны ОРО не осуществляется в пруды из двух секций; в настоящее время ведется поиск проектной организации по разработке проектов системы сбора и отвода биогаза, отвода талых и дождевых вод, сбору фильтрата; размещение ТКО осуществлялось вне рабочей карты. Устранено, размещенные вне рабочей карты отходы перемещены на рабочую карту; не устанавливались переносные сетчатые ограждения непосредственно у места разгрузки. Устранено, проведен дополнительный инструктаж с работниками ОРО, сетчатые ограждения устанавливаются в месте разгрузки мусоровозов согласно положениям технологического регламента; на территории ОРО не обеспечивается недопущение сжигания ТКО вне специализированных установках, а именно: обнаружен очаг тления ТКО, следы сгорания ТКО в результате пожара на территории ОРО. Устранено, проведен дополнительный инструктаж с работниками ОРО по недопущению возгорания на территории ОРО; в настоящее время ведется поиск компетентной организации по установке автоматической пожарной сигнализации; в настоящее время ведется поиск компетентной организации по установке системы оповещения 1-ого типа; персонал ОРО прошел инструктаж по мерам пожарной безопасности, заведен соответствующий журнал; на ОРО разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности. К дисциплинарному наказанию в виде выговора привлечен начальник полигона ФИО10
Принимая во внимание, что выявленные нарушения, ответчиком в полном объеме не устранены, Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об их обоснованности в силу следующего.
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз.1,9).
В ходе судебного разбирательства установлено, что основным видом деятельности ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» является сбор отходов, дополнительным видом деятельности является обработка и утилизация отходов.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 15 ноября 2021 г. №, заключенном между ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» администрацией г. Орска, ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» арендует недвижимое имущество - открытая площадка с грунтовым покрытием для размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, которая расположена по адресу: 462407, <адрес>, г,Орск, <адрес>, севернее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, со сроком действия договора аренды – 15 ноября 2021 г. по 13 ноября 2023 г.
ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» в соответствии с бессрочной лицензией № от 27 июля 2020 г., выданной Южно-Уральским Управлением Росприроднадзора, осуществляет деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Таким образом, ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» эксплуатирует объект – открытая площадка с грунтовым покрытием для захоронения твердых бытовых отходов, который зарегистрирован и поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением I категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №№ от 28 декабря 2016 г.), в связи с чем обязано выполнять требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, в ходе эксплуатации были выявлены ряд нарушений, которые стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Кроме того, факт допущения выявленных нарушений подтверждаются:
- постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Орска от 28 августа 2023 г., в соответствии с которым должностное лицо – директор ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.;
- постановлением государственного инспектора г. Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО5 от 11 августа 2023 г. должностное лицо – директор ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Данные постановления вступили в законную силу.
Принимая во внимание, что невыполнение ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды нарушает интересы Российской федерации как собственника природных ресурсов, а также влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, заявленные требования надзорного органа подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Представителем ответчика представлено заявление о признании требований Орского межрайонного природоохранного прокурора об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обращения с отходами. Представитель ответчика в судебном заседании указал, что признание указанных требований является добровольным. Обществу понятно, что признание им иска означает его согласие с заявленными истцом требованиями, как по предмету, так и по основанию иска, а также правовые последствия совершения им указанного распорядительного действия, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обращения с отходами – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» в срок не позднее 1 апреля 2024 г. оснастить помещение диспетчерской, размещаемой на территории полигона ТБО, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения 1-ого типа.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ:
- обеспечить сбор фильтрата, образующегося при размещении отходов на объекте размещения (захоронения) отходов (ОРО) – открытой площадке с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, севернее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с требованиям пункта 251 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- оснастить объект – открытая площадка с грунтовым покрытием для захоронения ТБО, расположенной по адресу: 462407, <адрес>, севернее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № системой сбора и отвода биогаза, обеспечивающей сбор и отвод биогаза в соответствии с требованиями пункта 252 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- обеспечить отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории объекта размещения отходов в пруды из двух секций в соответствии с нормами пункта 255 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 22 февраля 2024 г.
Председательствующий (подпись) Ч.Х. Кумпеев