05RS0№-91
2-№/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания – Сурхаеве С.Л.,
с участием и.о. прокурора <адрес> РД Исалмагомедова М.А.,
представителя заинтересованного лица Абдулзагирова Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сосна» о признании незаконным бездействие ответчика по необеспечению требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> РД с учетом уточнений обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сосна» о признании незаконным бездействие ответчика по необеспечению требований законодательства о пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и обязании устранить допущенные нарушения на АЗС, расположенной вдоль автодороги 82К-007 в <адрес> РД. В обоснование иска истец указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства установлено, что ООО «Сосна» эксплуатирует АЗС с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического законодательства и законодательства о промышленной безопасности, перечень которых указан в акте ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м №ИВ-191-4-17-116 от ДД.ММ.ГГГГ и справке ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд приостановить деятельность АЗС до устранения выявленных нарушений законодательства.
Истец – и.о. прокурора <адрес> РД Исалмагомедов М.А. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ООО «Сосна», которому в ходе подготовки дела к судебному разбирательству было разъяснено, что при непоступлении от него соответствующих возражений на иск гражданское дело будет рассмотрено по имеющимся доказательствам, таких возражений суду не представил, надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в суд участие своего представителя не обеспечил, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель заинтересованного лица – ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м Абдулзагиров Ш.М. заявленные требования об обязании ответчика устранить нарушения противопожарного законодательства поддержал, просил их удовлетворить, при этом пояснив, что каких-либо мер ответчиком для устранения выявленных мер не предпринимается.
Заинтересованное лицо – ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> участие в судебном заседании своего представителя не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, об отложении не просило. В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц суд не усматривает.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, приходит к следующему.
<адрес> по поручениям прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по <адрес> (далее - ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ) и инспектора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> (далее - Ростехнадзор), а также сотрудниками ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории, в том числе, при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной вдоль автодороги возле <адрес> на территории <адрес> РД, где свою деятельность осуществляет ООО «Сосна».
В ходе проведенной проверки установлено, что указанное АЗС эксплуатируется с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, а именно:
1) Не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 54);
2) Пожарный щит не укомплектован (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ приложение №);
3) Отсутствует противопожарный водоисточник (СП 156.13130.2014 Свод правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности, пункт 8.49);
4) Не представлена декларация о пожарной безопасности (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 1ДД.ММ.ГГГГ №, статья 64);
5) Журнал инструктажей не ведется (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 2);
6) Нет дренажных лотков, предотвращающий растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (СП 156.13130.2014, пункт 6.21);
7) Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
8) Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива, (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
9) Отсутствует система заземления АЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
10) АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
11) Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР от ДД.ММ.ГГГГ №).
12) Руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
13) На боковых поверхностях ограждающих конструкций резервуаров- контейнеров хранения топлива, не расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО”, выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 7.7 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
14) АЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для АЦ) с жидким моторным топливом (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014, ст. 4, 6 и 71 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ);
15) АЗС не оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 ППР от ДД.ММ.ГГГГ №);
16) Помещения, расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ).
В ходе обследования автозаправочной станции специалистами ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> выявлены следующие нарушения обязательных требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
2. Не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
3. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
5. Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»);
6. Не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
7. Не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 ’’Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В соответствии с ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной 1производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу по запросу суда ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м проведена повторная проверка (акт №ИВ-191-4-17-153 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ни один из выявленных нарушений требований пожарной безопасности не устранен.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Положение п. 1 данной статьи носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз. 3 ст. 12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд считает установленным тот факт, что ООО «Сосна» допускается эксплуатация автозаправочной станции с многочисленными нарушениями правил противопожарной безопасности, действующих норм и правил санитарного законодательства.
При этом, суд не усмотрел необходимости в назначении экспертизы, так как имеющиеся в деле материалы достоверно свидетельствуют о наличии на АЗС нарушений правил пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении и не вызывают у суда сомнений.
Все указанные нарушения требований промышленной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, потребителей и сотрудников АЗС и могут привести к тяжким аварийным ситуациям чрезвычайного характера с тяжкими последствиями в виде техногенной и экологической катастрофы, в том числе с человеческими жертвами (взрывам емкостей с топливом, цистерн и пожарам на станции, грандиозным разрушениям, выбросам токсичных паров нефтепродуктов и газа, нанесению ущерба окружающей среде и нанесению большого материального ущерба).
Таким образом, опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами АЗС, на котором свою деятельность осуществляет ООО «Сосна», вследствие нарушения правил пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем имеются основания для приостановления деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.
В соответствии ст. 103 ГПК РФ и ст.333.20 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии ст.333.19 НК РФ, в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Сосна» (ОГРН: №, ИНН №) по неустранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на АЗС, расположенной вдоль автодороги возле <адрес> Республики Дагестан.
Обязать ООО «Сосна» устранить нарушения законодательства, а именно:
- разработать и утвердить журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- укомплектовать пожарный шит;
- обеспечить противопожарным водоисточником;
- разработать и утвердить декларацию о пожарной безопасности;
- обеспечить ведение журнала инструктажей;
- оборудовать дренажными лотками, предотвращающий растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- оборудовать специализированными автоматизированными устройствами заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы;
- оснастить системой заземления АЗС;
- оборудовать АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ;
- исключить допуск к работе лиц на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- на боковых поверхностях ограждающих конструкций резервуаров- контейнеров хранения топлива, необходимо нанести полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью: "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо);
- оборудовать АЗС соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для АЦ) с жидким моторным топливом.
- автозаправочную станцию оснастить первичными средствами пожаротушения;
- оборудовать АЗС системой пожарной сигнализации;
- провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) от АЗС до границы жилых домов;
- представить заключительный акт по результатам медосмотра;
- предоставить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам;
- представить программу производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля;
- оборудовать уголок потребителя;
- заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- представить программу производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника.
Деятельность АЗС, принадлежащей ООО «Сосна», и расположенной вдоль автодороги возле <адрес> Республики Дагестан, до устранения указанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства -приостановить.
Взыскать с ООО «Сосна» (ОГРН: №, ИНН №), госпошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Испагиев