Решение по делу № 8Г-16179/2022 [88-17060/2022] от 14.07.2022

УИД 63MS0027-01-2021-003913-58

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                  Дело № 88-17060/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

11 августа 2022 года                                                                     г. Самара

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бросовой Н.В., рассмотрев единолично кассационное представление Прокурора Промышленного района г. Самары в интересах Куликовой Ирины Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 11 октября 2021 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Самары от 18 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-2589/2021 по заявлению Прокуратуры Промышленного района г. Самары в интересах Куликовой И.В. к ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств,

установил:

Прокурор Промышленного района г. Самары обратился к мировому судье с исковыми требованиями в интересах Куликовой И.В. к Фонду социального страхования Российской Федерации в лице ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств указав, что прокуратурой Промышленного района г. Самары проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по обращению Куликовой И.В. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 06 апреля 2010 года Куликова И.В. является инвалидом 3 группы бессрочно по общему заболеванию, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов. В целях оказания реабилитирующих услуг, ответчик обеспечил Куликовой И.В. путевку на санаторно-курортное лечение в АО «Санаторий «Автотранспортник России», а также талоны для бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования для проезда к месту лечения из города Самары в город Туапсе и обратно на железнодорожном транспорте в рамках требований ФЗ от 17 июля 1999 года №178 «О государственной социальной помощи». 09 мая 2021 года Куликова И.В. приобрела проездные документы, дающие право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования, при оформлении которых отдельно оплатила за предоставление в поезде постельного белья. ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ отказал истцу в компенсации расходов на оплату постельного белья, указав, что плата за постельное белье не входит в состав набора социальных услуг и оснований, для предоставления гражданам бесплатного постельного белья при проезде к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте не имеется. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным. Согласно данным с официального сайта ОАО «РЖД», в настоящее время стоимость постельного белья в вагоне купе составляет 238 руб., соответственно возмещению подлежит сумма в размере 476 руб. за поездку до места лечения и обратно. На основании изложенного, истец просил взыскать с Фонда социального страхования РФ в лице ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Куликовой Ирины Владимировны стоимость расходов на постельное белье в размере 476 руб.

Впоследствии исковые требования уточнил в части наименования ответчика и просил взыскать с ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Куликовой Ирины Владимировны стоимость расходов на постельное белье в размере 476 руб.

В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены исковые требования он просил оставить надлежащим ответчиком ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Решением мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 11 октября 2021 года исковые требования Прокуратуры Промышленного района г. Самары в интересах Куликовой И.В. к ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Самары от 18 февраля 2022 года решение мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 11 октября 2021 года оставлено без изменения.

В кассационном представлении Прокурора Самарской области в интересах Куликовой Ирины Владимировны, ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения и удовлетворении требований.

От ответчика ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступили возражения.

В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В соответствии с статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении дела допущено не было.

Как установлено мировым судьей, Куликова И.В. является инвалидом III группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой об инвалидности.

ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Куликовой И.В. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в ОАО «Санаторий Автотранспортник России» (<адрес>) на период с 01 июня 2021 года по 18 июня 2021 года, а также талоны на право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Куликова И.В. приобрела проездные документы, дающие право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно.

Между Фондом социального страхования Российской Федерации и АО «Федеральная пассажирская компания» заключен государственный контракт № 351 от 30 декабря 2020 года на возмездное оказание услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в поездах дальнего следования, согласно которого АО «Федеральная пассажирская компания» обязалось обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, в том числе Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 473.

Согласно п. 2.2.1. гл. II Приказа ФСТ России от 27 июля 2010 года № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов регулируемой организации-перевозчика по базовым ставкам приложения 28 к настоящему Тарифному руководству с учетом уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, и округленных в соответствии с пунктом 9 Главы I к настоящему Тарифному руководству, определяются сборы и платы, в том числе за пользование комплектом постельного белья (п. 2.2.1.7). Приложением № 30 к Тарифам № 156-г/1, установлен перечень работ (услуг), выполняемых регулируемой организацией - перевозчиком при перевозках пассажиров во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов, затраты по которым учтены в тарифах на данные перевозки, в которые входит, в том числе сопровождение и обслуживание проводниками в пути следования (кроме предоставления комплектов постельного белья, чайной и кофейной продукции и других продуктов питания, печатной продукции и других услуг досуга, оказываемых за отдельную плату).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что плата за пользование комплектом постельного белья относится к дополнительным услугам, предоставляемым транспортной компанией. Выплата компенсации за самостоятельную оплату данной услуги гражданином, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предусмотрена действующим законодательством.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются законными, основаны на исследованных доказательствах, которым дана оценка в их совокупности.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»)

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (действующий на момент правоотношений) от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).

Пунктом 4.2. Порядка предусмотрено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года « 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся дети-инвалиды (подпункт "и" пункта 2 Правил).

На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:

железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта).

В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.

Механизм предоставления государственных услуг гражданам льготных категорий по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно определен Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года №428 «Об утверждении административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В соответствии с п. 9 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги в зависимости от цели обращения является: а) предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно- курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) предоставление специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования на бумажном носителе или в электронной форме (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (далее - специальные талоны) и (или) именных направлений на приобретение проездных документов на водном транспорте третьей категории, автомобильном транспорте общего пользования, авиационном транспорте экономического класса при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (далее - именные направления) к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно- курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно- курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения).

Одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение, выданной территориальным органом Фонда, заявителю предоставляются специальные талоны и (или) именные направления, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "г" пункта 22 настоящего Регламента.

Суды правомерно указали, что согласно п. 2.2.1. гл. II Приказа ФСТ России от 27.07.2010 N 156-т/1, за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов регулируемой организации-перевозчика по базовым ставкам приложения 28 к настоящему Тарифному руководству с учетом уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, и округленных в соответствии с пунктом 9 Главы I к настоящему Тарифному руководству, определяются следующие сборы и платы:

2.2.1.7. плата за пользование комплектом постельного белья.

Согласно п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 810 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

Согласно приложению № 30 Приказа ФСТ России от 27.07.2010 N 156-т/1, установлен перечень работ (услуг), выполняемых регулируемой организаций-перевозчиком при перевозках пассажиров Железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов, затраты по которым учтены в тарифах на данные перевозки, где указано - сопровождение и обслуживание проводниками в пути следования (кроме предоставления комплекта постельного белья, чайной и кофейной продукции и других продуктов питания, печатной продукции и других услуг досуга, оказываемых за отдельную плату).

Следовательно судами правомерно сделан вывод о том, что плата за пользование комплектом постельного белья относится к дополнительным услугам, предоставляемым перевозчиком. Выплата компенсации за оплату данной дополнительной услуги гражданином, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, законом не предусмотрена.

Доводы кассационного представления, что приобретение билета без оплаты постельного белья невозможно, поскольку это противоречит распоряжению ОАО «РЖД» от 16 июня 2006 года № 1211р «О включении в тарифы на перевозку пассажиров платы за пользование постельным бельем», несостоятельны, поскольку распоряжением предусмотрено включение в стоимость проезда постельных принадлежностей только при оформлении проезда пассажиром в вагонах повышенной комфортности.

Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, в пункте 32 определено, что при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

Следовательно, плата за пользование постельным бельем подлежит включению в стоимость проезда и представляет собой единую сумму лишь при проезде в вагонах с 2-местными купе (СВ) и 4-местными купе всех категорий поездов, в плацкартных вагонах обеспечение постельным бельем является дополнительной услугой, предоставляемой перевозчиком по желанию пассажира, стоимость которой взыскивается в билетной кассе при оформлении проездного документа.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения, Шестой кассационный суд находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы указанные в кассационном представлении, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, суд по доводам кассационного представления не установлено.

При таких данных суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 11 октября 2021 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Самары от 18 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационное представление Прокурора Промышленного района г. Самары без удовлетворения.

    Судья Шестого кассационного суда

общей юрисдикции                                                                         Н.В Бросова

8Г-16179/2022 [88-17060/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор промышленного района
Куликова Ирина Владимировна
Бережицкий Сергей Петрович
Ответчики
ГУ-Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
11.08.2022Единоличное рассмотрение дела судьей
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее