Решение по делу № 33-161/2017 от 09.01.2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Старикова А.А. дело № 33-162/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Бояровой И.К.,

судей: Шкарупиной С.А., Алферовой Г.П.

при секретаре: Овсепян Л.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кундрота Л.А. на решение Полесского районного суда Калининградской области от 21 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении ее исковых требований к администрации муниципального образования «Полесское городское поселение» о признании действий незаконными, о возложении обязанности предоставить предварительное согласование предоставления земельного участка под садоводство.

Заслушав доклад судьи Бояровой И.К., объяснения представителя Кундрота Л.А. – Дребот О.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кундрота Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Полесское городское поселение» о признании действий незаконными, о возложении обязанности предоставить предварительное согласование предоставления земельного участка под садоводство, указывая, что обращалась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>

Данное заявление подано ею как многодетной гражданкой на основании положений пунктов 1, 2 статьи 39.15, пункта 6 статьи 39.5, пунктов 1, 2, 6 статьи 39.14, статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации

Однако в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка ей было отказано по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок администрация МО не намерена использовать под садоводство, хотя градостроительный регламент это позволяет.

Полагая такой отказ незаконным, сослалась на то, что ни одного основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка, которые содержатся в пункте 8 статьи 39.15 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, на момент поступления её заявления не имелось.

В связи с нарушением её конституционных прав, просила действия администрации МО «Полесское городское поселение», связанные с отказом в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, признать незаконными, и обязать этот орган местного самоуправления предварительно согласовать предоставление ей земельного участка под садоводство по адресу: <адрес>

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кундрота Л.А. просит решение отменить и вынести по делу новое решение, настаивая на незаконности отказа ей в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка по указанным выше доводам.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Кудрота Л.А. действительно является многодетной матерью и в соответствии с постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области от 14 мая 2015 года № 532 «О постановке на учёт многодетного гражданина в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно» поставлена на учёт в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Кундрота Л.А. дважды обращалась в администрацию МО «Полесского городского поселения» с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно которому она просила предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок из земель населённых пунктов под садоводство, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 39.15, пункта 6 статьи 39.5, пунктов 1, 2, 6 статьи 39.14, статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом она обязалась в случае предварительного согласования предоставления этого земельного участка за счёт собственных денежных средств подготовить проект межевания территории и выполнить кадастровые работы в целях образования земельного участка.

По результатам рассмотрения таких заявлений в ответах администрации МО «Полесского городского поселения» от 17.02.2016 г. и 21.04.2016 г. заявителю сообщалось, что в соответствии подпунктом 3 пункта 2 статьи 16.1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 был разработан и утверждён постановлением администрацией МО «Полесское городское поселение» от 24 июня 2015 года № 112 проект планировки территории северо-западной части <адрес>, согласно которому образовано 60 земельных участков в кадастровом квартале <данные изъяты> с разрешённым использованием земельных участков «малоэтажная жилая застройка». Администрацией МО «Полесский муниципальный район» на основании постановления № 760 от 17 апреля 2015 года «О включении земельных участков в утверждённый перечень для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам» определены места предоставления земельных участков данной категории граждан, а именно, 17 свободных земельных участков, расположенных по адресу: 2. В связи с чем заявителю возможно предоставление земельного участка, в том числе с разрешенным использование под «садоводство», в утверждённом проекте планировки.

Проверяя доводы истца о незаконности действий администрации МО «Полесского городского поселения» по отказу в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого Кундрота Л.А. земельного участка, суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, в том числе, пояснения участвующих в деле лиц, письменные доказательства, дал правильную оценку этим доказательствам и обоснованно пришел к выводу о том, что испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный в <адрес>, не входит в перечень земельных участков, сформированных для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам, оспариваемое истцом решение администрации МО «Полесского городского поселения» закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов истца не нарушает, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, находит его правильным, принятым с соблюдением норм материального права, соответствующим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.

Так, одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и изданных в соответствии с ними региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Вместе с тем в этой же правовой норме федеральным законодателем была предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 7 указанной статьи также предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу статей 10 и 72 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Определения от 22 февраля 2012 года № 523-О-О, от 25 февраля 2013 года № 193-О, от 24 декабря 2013 года № 2134-О, от 21 ноября 2013 года № 1831-О и др.).

На территории Калининградской области порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим троих и более детей, регламентирован Законом Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношении на территории Калининградской области».

Частью 1 статьи 16.1 вышеуказанного Закона Калининградской области установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи Закона Калининградской области предоставление земельного участка указанной категории граждан в собственность бесплатно и без торгов осуществляется в следующем порядке: 1) подача многодетным гражданином заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в орган местного самоуправления; 2) принятие органом местного самоуправления решения о постановке многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке его на учет; 3) образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (осуществляется в случае, если земельный участок не образован); 4) публикация извещения о предоставлении земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам; 5) подача многодетным гражданином, состоящим на учете, заявления о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и местоположения земельного участка; 6) принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно из участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно.

Постановлением администрации муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от 17 июня 2015 года № 598 утверждено Положение о порядке ведения учёта многодетных граждан в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно. Настоящим Положением установлен порядок учёта многодетных граждан в целях предоставления им в собственность бесплатно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства.

Согласно пункту 1.3 Положения учёт многодетных граждан, обратившихся в администрацию муниципального образования «Полесский муниципальный район» с заявлением о предоставлении земельного участка, осуществляется отделом по земельным ресурсам и охране окружающей среды, градостроительству и архитектуре администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области.

Как следует из материалов дела, администрацией МО «Полесское городское поселение» сформированы земельные участки для предоставления в собственность многодетным гражданам, утверждён их перечень (постановление администрации от 07 октября 2015 года № 760).

Данный перечень земельных участков опубликован в местной газете «Полесский вестник» (номер 79 от 31 октября 2015 года). Испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный вблизи дома по <адрес>, не входит в границы земельных участков, сформированных для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам по 2 и 1 и приведенных в указанном перечне.

Как следует из ответов администрации муниципального образования, территорию, в которую попадает <адрес>, муниципальное образование намерено использования для целей строительства жилья. Хотя установленный в отношении этой территории градостроительный регламент – зона Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» предусматривает разрешенное использование «под садоводство», между тем вид этого использование определяет само муниципальное использование исходя их потребностей муниципального образования и рационального использования земельных участков. В частности, названную территорию администрация муниципального образования намерена использовать под малоэтажную застройку.

С учетом изложенного у администрации МО «Полесского городского поселения» не имелось правовых оснований для предварительного согласования предоставления испрашиваемого истцом земельного участка в целях реализации своего права на бесплатное получение в собственность земельного участка.

Доводы стороны истца, приводимые в апелляционной жалобе о том, что администрация МО «Полесского городского поселения» обязана на основании указанного заявления предварительно согласовать предоставление испрашиваемого ею земельного участка исходя из требований статьей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и об отсутствии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей в предоставлении спорного земельного участка после предварительного согласования, основаны на неправильном толковании закона. Приведенными выше положениями Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношении на территории Калининградской области» не предусмотрено безусловное право многодетного гражданина на предоставление в собственность бесплатно любого, на усмотрение этого гражданина, земельного участка. А установленный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления гражданам в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (с предварительным согласованием) в силу пункта 7 названной статьи не применяется в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 Кодекса. Соответственно, не подлежат применению к спорным правоотношениям положения статьи 39.16, устанавливающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Также вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно указал, что наличие либо отсутствие развитой инфраструктуры в квартале сформированных земельных участков для целей предоставления их многодетным гражданам по настоящему спору правового значения не имеет.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в апелляционной жалобе не приведено доводов, которые могли бы быть расценены в качестве правовых оснований для отмены судебного решения.

Судебная коллегия считает, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Полесского районного суда Калининградской области от 21 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-161/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кундрота Л.А.
Ответчики
администрация МО "Полесское городское поселение"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Боярова Ирина Константиновна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
18.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017Передано в экспедицию
18.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее