Решение по делу № 33-4097/2024 от 18.03.2024

Судья первой инстанции: Брындя М.А. УИД 91RS 0015-01-2023-001060-72

№ 2-755/2023

№ 33-4097/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:

Хмарук Н.С.,

судей:

Белинчук Т.Г., Лозового С.В.,

при секретаре:

Павловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску прокурора Нижнегорского района в интересах Чорнобай Д.С к Администрации Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, об обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации Нижнегорского района Республики Крым

на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2023 года,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Нижнегорского района Республики Крым в интересах Чорнобай Д.С. обратился с иском в суд к администрации Нижнегорского района Республики Крым и просил суд обязать администрацию Нижнегорского района Республики Крым предоставить Чорнобаю Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на 5 лет.

Требования мотивированы тем, что Чорнобай Д.С. отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, достигшего возраста 18 лет, которой в силу норм действующего законо-дательства, в частности ЖК РФ, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако, до настоящего времени Чорнобай Д.С. администрацией Нижнегор-ского района Республики Крым жильем не обеспечен.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, администрация Нижнегорского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно данным свидетельства о рождении серии 1-ЖД Чорнобай Д.С родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны Чорнобай С.В. и Чорнобай О.Г. (л.д. 19-20).

Согласно свидетельству о заключении брака Чорнобай О.Г. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Гладкевич А.А., после заключения брака ей присвоена фамилия Гладкевич (л.д.70).

Согласно свидетельству о смерти 1-ЖД Гладкевич О.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).

Распоряжением Ширяевской районной государственной администрации Одесской области от ДД.ММ.ГГГГ , в связи со смертью матери Гладкевич О.Г., а сведения об отце внесены в соответствии с частью первой статьи 135 Семейного кодекса Украины, Чорнобай Д.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлен статус ребенка-сироты (л.д.23-24).

Распоряжением Нижнегорской районной государственной администра-ции от ДД.ММ.ГГГГ над малолетним Чорнобаем Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека теткой Будз Л.И. (л.д.38).

Согласно заявлению, адресованному администрации Михайловского

сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Будз Л.И., являющаяся законным представителем Чорнобая О.Г., просит включить Чорнобай О.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.57).

Постановлением администрации Михайловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Чорнобай О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.55).

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым Чорнобай О.Г. значится за (л.д.76-102).

В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-198215597; от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021- 142897395; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; Чорнобай Д.С. в собственности объектов недвижимого имущества не имеет (л.д.17, 37,48,52,59).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Чорнобая Д.С. права на получение жилого помещения в соответствии с Законом № 159-ФЗ, Законом № 46-3PK/2015.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благо-устроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилье помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 15 июля 2015 года № 404 «О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Статья 9 Закона Республики Крым от 26 ноября 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» предусматривает, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 92).

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установ-ленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ ответчиком истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем, удовлетворил требования.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Доводы жалобы о том, что отсутствует финансирование на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и наличие соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропор-ционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом, пунктом 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования.

Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.

Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.

Фактически данные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции администрации, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен, верно.

Относительно доводов апелляционной жалобы об отказе Чорнобай Д.С. от предоставленных администрацией района ему помещений, судебная коллегия отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, Администрацией в качестве доказательств отказа Чорнобай Д.С. от предложенных жилых помещений, представлены соответствующие заявления от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается отказ истца от помещений расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Типовая форма договора найма специализированного жилого помещения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года № 548 "Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно пункта 3 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, договора социального найма в отношении жилого помещения по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.07.2015 N 404 (ред. от 20.06.2017) "О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в течение 3 рабочих дней со дня принятия органами местного самоуправления распорядительного акта о предоставлении жилого помещения.

В случае неоднократного (два и более раз) письменного отказа вышеуказанных лиц от подписания договора найма специализированного жилого помещения орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения такого отказа исключает детей-сирот из сводного списка и включает его в сводный список на следующий финансовый год, а также направляет ходатайство с измененными данными в списке в течение 5 рабочих дней в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Вместе с тем представленные Администрацией Нижнегорского района Республики Крым заявления не могут быть расценены судебной коллегией как доказательства отказа Чорбобай Д.С. от предложенных ему жилых помещений, поскольку доказательств принятия органом местного самоуправ-ления распорядительного акта о предоставлении жилого помещения, как то предусмотрено пунктом 3 Порядка, не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

о п р е д е л и л а:

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Нижнегорского района Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4097/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хмарук Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
18.03.2024Передача дела судье
17.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Передано в экспедицию
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее