РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при секретаре Жуковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-429/2024 по исковому заявлению Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара к Корнелиусу Антону Валерьевичу, Казарину Олегу Анатольевичу, Стецюку Борису Борисовичу о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения в прежнее состояние,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара обратилась с самостоятельными исковыми заявлениями к Корнелиусу А.В., Казарину О.А., Стецюку Б.Б. о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения в прежнее состояние.
Так, из искового заявления к Корнелиусу А.В. следует, что ответчику принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 17,9 кв.м., по адресу: <адрес>, подвал №. В связи с запросом прокуратуры по обращению гражданина сотрудниками Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр нежилого помещения, по результатам которого установлено, что между нежилым помещением ответчика и нежилым помещением с кадастровым номером № демонтирована часть фундаментной стены из ФБС блоков под дверным проемом до уровня отметки пола подвала многоквартирного дома.
Ответчик с заявлением о согласовании перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения не обращался, т.е. произвел самовольную перепланировку и (или) переустройство нежилого помещения.
Администрацией района в рамках полномочий собственнику нежилого помещения 03.04.2023 вынесено предупреждение №-обр о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние в течение двух месяцев с момента получения предупреждения. Предупреждение направлено заказным письмом в адрес ответчика 04.04.2023, однако документы, подтверждающие приведение нежилого помещения в прежнее состояние, в адрес Администрации района г.о. Самара до настоящего времени не поступили.
С целью проверки выполнения ответчиком предупреждения сотрудниками Администрации района 13.11.2023 проведен осмотр нежилого помещения, по результатам которого выявлено, что нежилое помещение в прежнее состояние не приведено, предупреждение не исполнено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд обязать Корнелиуса А.В. привести принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 17,9 кв.м., подвал № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в прежнее состояние.
2. Из искового заявления Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара к Стецюку Б.Б. следует, что ответчику принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами № площадью 14,3 кв.м. и, № площадью 19,1 кв.м., № площадью 1,7 кв.м. по адресу: <адрес>, подвал №. В связи с запросом прокуратуры по обращению гражданина сотрудниками Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара 23.03.2023 проведен осмотр указанных нежилых помещений, по результатам которого установлено, что между нежилыми помещениями ответчика и нежилым помещением с кадастровым номером № демонтирована часть фундаментной стены из ФБС блоков под дверным проемом до уровня отметки пола подвала многоквартирного дома.
Ответчик с заявлением о согласовании перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения не обращался, т.е. произвел самовольную перепланировку и (или) переустройство нежилых помещений.
Администрацией района в рамках полномочий собственнику нежилого помещения 03.04.2023 вынесено предупреждение №-обр о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние в течение двух месяцев с момента получения предупреждения. Предупреждение направлено заказным письмом в адрес ответчика 04.04.2023, однако документы, подтверждающие приведение нежилого помещения в прежнее состояние, в адрес Администрации района г.о. Самара до настоящего времени не поступили.
С целью проверки выполнения ответчиком предупреждения сотрудниками Администрации района 13.11.2023 проведен осмотр нежилого помещения, по результатам которого выявлено, что нежилое помещение в прежнее состояние не приведено, предупреждение не исполнено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд обязать Стецюка Б.Б. привести принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами № площадью 14,3 кв.м. и, № площадью 19,1 кв.м., № площадью 1,7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, подвал №, в прежнее состояние.
3. Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара обратилась с исковым заявлением к Казарину О.А., в котором указывает, что ответчику принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 36,4 кв.м., по адресу: <адрес>, подвал №. В связи с запросом прокуратуры по обращению гражданина сотрудниками Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара 23.03.2023 проведен осмотр нежилого помещения, по результатам которого установлено, что между нежилым помещением ответчика и нежилым помещением с кадастровым номером № демонтирована часть фундаментной стены из ФБС блоков под дверным проемом до уровня отметки пола подвала многоквартирного дома.
Ответчик с заявлением о согласовании перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения не обращался, т.е. произвел самовольную перепланировку и (или) переустройство нежилого помещения.
Администрацией района в рамках полномочий собственнику нежилого помещения 03.04.2023 вынесено предупреждение №-обр о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние в течение двух месяцев с момента получения предупреждения. Предупреждение направлено заказным письмом в адрес ответчика 04.04.2023, однако документы, подтверждающие приведение нежилого помещения в прежнее состояние, в адрес Администрации района г.о. Самара до настоящего времени не поступили.
С целью проверки выполнения ответчиком предупреждения сотрудниками Администрации района 13.11.2023 проведен осмотр нежилого помещения, по результатам которого выявлено, что нежилое помещение в прежнее состояние не приведено, предупреждение не исполнено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд обязать Казарина О.А. привести принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 36,4 кв.м., подвал № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в прежнее состояние.
Определением от 14.03.2024 указанные гражданские дела №№2-427/2024, 2-429/2024, 2-428/2024 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер №2-429/2024.
В ходе судебного разбирательства Администрацией Советского внутригородского района г.о. Самара были уточнены заявленные к Корнелиусу Антону Валерьевичу, Казарину Олегу Анатольевичу, Стецюку Борису Борисовичу требования, согласно уточнениям истец просил суд обязать ответчиков привести принадлежащие им на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами № соответственно, расположенные в подвале № по адресу: <адрес>, в прежнее состояние не позднее, чем через месяц после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме по доводам иска и уточнений к нему.
Представитель ответчиков ФИО5 в судебном заседании заявленные истцом требования с учетом уточнений не признал, поскольку ссылка истца на ГОСТ 21.201-2011 неправомерна, т.к. требования данного стандарта относятся к проектной и рабочей документации. Данный ГОСТ не входит в перечень документов, обязательных для применения в соответствии с постановлением Правительства РФ №815 от 28.05.2021. В перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 №985 данный ГОСТ так же не входит. Сведения о наличии или отсутствии парапетов или других конструкций в дверном проеме в техническом паспорте отсутствуют. Суду не представлены доказательства, что имеющаяся в материалах дела проектная документация действительно применялась при строительстве дома, не представлена исполнительная документация.
Третье лицо Министерство строительства Самарской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещалось надлежаще.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Согласно показаниям свидетеля ФИО6, допрошенного в судебном заседании, он работал начальником ПТУ, отвечал и хранил документацию при строительстве спорного дома. Согласно представленной документации на ней изображены фундаментные блоки, при строительстве многоквартирного дома проектной документацией не предусматривались нежилые помещения в подвале, также в проектной документации отражались наличие парапетов в дверном проеме спорных помещений.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), действующей в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме", с 8 января 2019 года установлен порядок проведения переустройства и (или) перепланировки как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, осуществление собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, работ по переустройству и (или) перепланировке должно происходить с соблюдением норм ЖК РФ.
В соответствии с положениями статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства на основании проекта переустройства и (или) перепланировки по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из положений статьи 29 ЖК РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (ч.1).
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч.2).
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3).
Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние (ч.5).
Из материалов дела следует, что в подвале № по адресу: <адрес>, расположенные нежилые помещения принадлежат ответчикам: нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 36,4 кв. м. принадлежит ответчику Казарину О.А., нежилые помещения с кадастровым номером № площадью 14,3 кв. м. и кадастровым номером № площадью 19,1 кв. м., № площадью 1,7 кв. м. – ответчику Стецюку Б.Б., нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 17,9 кв. м. - Корнелиусу А.В.
Согласно актам осмотра указанных нежилых помещений от 23.03.2023, соствленным сотрудниками Администрации Советского внутригородского район г.о. Самара, выход на место осуществлен на оснвоании запроса прокуратуры Советского района г.Самара от 06.03.2023. Заместителем начальника отдела архитектуры Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара ФИО7 и консультантом отдела архитектуры Администраии Советского внутригородского района г.о. Самара ФИО8 в ходе осмотра нежилых помещений выявлено, что между указанными нежилыми помещениями, принадлежащими ответчикам, и нежилым помещением с кадастровым номером № демонтирована часть фундаментной стены из ФБС под дверным проемом до уровня отметки пола подвала. Документами-основаниями на проведение указанных демонтажных работ Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара не располагает.
03.04.2023 в связи с выявлением факта перепланировки указанных нежилых помещений, проведенной при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, Администрацией Советского внутригородского района г.о. Самара в адрес ответчиков направлены предупреждения о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние в течение двух месяцев с момента получения предупреждения.
В связи с непоступлением от ответчиков в двухмесячный срок документов, подтверждающих приведение перепланированных помещений в прежнее состояние, Администрацией Советского внутригородского района г.о. Самара осуществлен повторный выход в спорные нежилые помещения с целью проверки выполнения предупреждения о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние. Так, из Актов осмотра от 13.11.2023 следует, что в результате выхода на место выявлено, что спорные помещения не приведены его собственниками в прежнее состояние.
Из Актов осмотра нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, подвал №, следует, что фактическое состояние помещений не соответствует плану помещения, содержащемуся в ЕГРН. В частности, на плане помещения изображен проем с парапетом и перемычкой. Фактически парапет в проеме отсутствует (ГОСТ 21.201-2011).
Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1).
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Кодекса, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения (ч. 2).
Требования, предъявляемые к изготовлению технического паспорта помещения, утверждены Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Росийской Федерации», и содержатся в п. 9.3 и Приложению №2 (Параметры технического описания основных конструктивных элементов здания).
При этом, согласно п. 1 ГОСТ 21.201-2011, требования стандарта относятся к проектной и рабочей документации. Вместе с тем, ГОСТ 21.201-2011 не входит в перечень документов обязательных для применения (в соответствии с Постановлением Правительства РФ 815 от 28.05.2021 об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Ранее действовало Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В данный перечень ГОСТ 21.201-2011 также не входит.
Требования к условным обозначениям кадастровых планов изложены в Приложении N 2 к «Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений», установленным приказом Росреестра от 15 марта 2022 г. N П/0082 (далее Требования). В техническом паспорте внесено условное обозначение стены с дверью (в соответствии с п.8 таблицы 2 Требований). Сведений о наличии (отсутствии) парапетов или других конструкций в дверном проеме в техническом паспорте не содержится.
Ранее действовал Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41304). В данном приказе условные обозначения дверного проема были аналогичные.
Министерство промышленности и торговли РФ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии издало приказ от 2 апреля 2020 г. №687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». ГОСТ 21.201-2011 также не входит в данный перечень.
Кроме того, суд учитывает, что в техническом паспорте на жилое помещение, дверные проемы обозначаются таким же условным знаком, как и в техническом паспорте ответчиков.
При этом, суду не представлено доказательств того, что имеющаяся в материалах дела проектная документация действительно применялась при строительстве <адрес> в <адрес>, поскольку суду не представлена исполнительная документация, которая может отличаться от проектной документации.
Также, суд учитывает, что согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля, при строительстве многоквартирного дома проектной документацией не предусматривались нежилые помещения в подвале.
Вместе с тем, ответчики имеют в собственности нежилые помещения в подвале. Наличие в подвале нежилых помещений подтверждается также копией технического паспорта подвала, представленного истцом.
Таким образом, истцом не представлено достаточных и убедительных доказательств проведения ответчиками переустройства и (или) перепланировки спорных нежилых помещений, расположенных в подвале № по адресу: <адрес>, подвал №, а именно возведения или демонтажа каких-либо конструкций, которые должны быть отражены в техническом паспорте помещения, изменяло бы границы и (или) площади такого помещения, образовывало бы новые помещения и т.п.
При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара к Корнелиусу А.В., Казарину О.А., Стецюку Б.Б. о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения в прежнее состояние удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара (ИНН 6318010883) к Корнелиусу Антону Валерьевичу (№), Казарину Олегу Анатольевичу (№), Стецюку Борису Борисовичу (№) о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения в прежнее состояние - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись И.П. Никонова
Решение в окончательном виде изготовлено 6 мая 2024 года.
Копия верна
Судья
Секретарь