64RS0022-01-2023-000550-63
Дело № 2-514/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2023 год г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
при секретаре Погониной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Подлесновского муниципального образования Марксовского муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на недвижимое имущество. В обоснование заявленных требований указывает, что на основании договора купли – продажи от 30 сентября 1997 года заключенного между ОАО «Комсомольскводстрой» и ФИО1, последнему на праве собственности принадлежат гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, в количестве 5 штук. ООО «Комсомольскводстрой» в настоящее время ликвидировано, у истца отсутствует возможность зарегистрировать за собой право собственности, в связи, с чем вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. Просит суд признать за ним право собственности на гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, д. б/н в количестве 5 штук.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика глава Подлесновского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области Кузьминова С.А., в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований не возражает.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется судом путем в том числе признания права.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (ст. 160 ГК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из п. 2 ст. 218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 574 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п. 2 ст. 165 ГК РФ).
Согласно договора купли – продажи от 30 сентября 1997 года ОАО «Комсомольскводстрой» продал, а ФИО1 купил автогаражи в количестве 5 штук, находящиеся по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.4 договора до совершения сделки настоящего договора указанный объект никому не продан, не заложен, не подарен, под запрещением и арестом не состоит, судебных споров о нем не имеется. Покупатель обязан внести в кассу ООО «Комсомольскводстрой» сумму десять миллионов рублей (л.д. 6).
Согласно накладной от 30 сентября 1997 года, счет – фактуры № 218 от 30 сентября 1997 года ФИО1 денежную сумму в размере десять миллионов рублей внес и перевел на расчетный счет АООТ «КВС» (ООО «Комсомольскводстрой») за гаражи в количестве 5 штук (л.д. 7-8).
Из технических паспортов от 24 декабря 2019 года, подготовленных Марксовским филиалом ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» объект недвижимого имущества: гараж на четыре бокса, по адресу: <адрес>, б/н, имеет общую площадь 82,5 кв.м., гараж, по аналогичному адресу имеет общую площадь 42,5 кв.м. Сведения о принадлежности объектов отсутствует (л.д. 9-13, 14-18).
Регистрация перехода права собственности на указанную недвижимость в установленном законом порядке не производилась. Вместе с тем, договор между сторонами исполнен, недвижимое имущество передано покупателю, денежные средства получены ООО «Комсомольскводстрой» в полном объеме.
Согласно правовой позиции изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 марта 2011 года по делу № 412-О-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Однако государственная регистрация не затрагивает содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Содержание гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности раскрывается в статьях 36, 37 ГПК РФ, как признаваемая в равной мере за всеми гражданами и организациями способность иметь, а также своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности.
Пунктом 8 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что 03 февраля 2005 года АООТ «КВС» (ООО «Комсомольскводстрой») прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 19-21).
Ввиду отсутствия своевременной государственной регистрации продавцом АООТ «КВС» (ООО «Комсомольскводстрой») права собственности на спорный объект недвижимого имущества, а в последующем перехода права собственности к истцу и в связи с прекращением деятельности АООТ «КВС», истец лишен возможности обратиться за регистрацией права собственности в установленном законом порядке.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации сделки (договора купли-продажи недвижимости), при условии выполнения сторонами ее содержания, не свидетельствует о пороке воли продавца и покупателя, и нежелании сторон осуществить переход права собственности на объекты недвижимого имущества.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что истец с 30 сентября 1997 года по настоящее время пользуется и владеет спорными нежилыми зданиями, то есть на протяжении длительного периода времени после подписания сторонами договора купли-продажи. Во исполнение достигнутого с ОАО «Комсомольскводстрой» соглашения, ФИО1 выплатил, а ОАО «Комсомольскводстрой» приняло денежные средства в размере 10 000 000 рублей за спорные объекты недвижимого имущества. Истец пользуется ими как своими собственными, несет бремя по их содержанию. Притязания третьих лиц отсутствуют. Сам по себе факт ликвидации продавца юридического лица не является основанием для признания незаключенным договоров купли-продажи недвижимого имущества, учитывая, что стороны совершили юридически значимые действия, направленные не только на исполнение договоров, но и фактически исполнив их.
Согласно выводам эксперта ООО «Лидер», изложенным в заключение № 22 от 24 августа 2023 года, объект недвижимого имущества: гараж на четыре бокса, общей площадью 82,5 кв.м., и гараж, общей площадью 42,5 кв.м., приобретенные истцом по договору купли-продажи от 30 сентября 1997 года, технические характеристики которых указаны в технических паспортах, находятся в работоспособном техническом состоянии. В состав строений входит четыре внутренних помещения (бокса) габаритными размерами: 3,57 х 5,59, площадью 20 кв.м.; 4,04 х 5,569 м., площадью 22,6 кв.м.; 3,55., площадью 19,8 кв.м.; 3,57 х 5, 62 м., площадью 20,1 кв.м. В состав строения гаража общей площадью 42,5 кв.м. входит одно внутреннее помещение габаритными размерами 5,57 х 7,63 кв.м. Строения являются одноэтажными, были возведены в 1979 году, расположены на несформированном земельном участке. Объекты соответствует требованиям градостроительных, строительно-технических, санитарно-эпидемиологических, экологических, противопожарных норм и правил, соответствуют требованиям законодательства, обеспечивающим соблюдение прав истца третьих лиц (в том числе собственников смежных земельных участков), тем самым не создают угрозу для жизни и здоровья).
Таким образом, учитывая, что судом установлен факт исполнения сторонами договора купли- продажи от 30 сентября 1997 года, однако регистрация перехода права собственности не была произведена, по независящим от истца причинам, суд приходит к выводу, что договор купли - продажи от 30 сентября 1997 года, заключенный между ООО «Комсомольскводстрой» и ФИО1 соответствует требованиям ст. ст. 218, 550 ГК РФ. Обстоятельства, установленные в судебном заседании, представленные суду доказательства подтверждают, что право истца нарушено и подлежит судебной защите.
Исходя из изложенных обстоятельств и имеющихся в деле письменных доказательств, оцененных судом в их совокупности согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, суд находит правомерным и обоснованным требование истца о признании за ним права собственности на спорное недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2001 ░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 82,5 ░░.░., ░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 42,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 1997 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░/░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░