ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-3562
Строка№061г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2016 года г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Трофимовой М.В.,
судей Авдеевой С.Н., Квасовой О.А,
при секретаре Поповой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску Ш к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 50% денежного довольствия, возложении обязанности пересчитать и в дальнейшем выплачивать пенсию по СПК в размере 50% денежного довольствия с 05 июня 2015 года
по апелляционной жалобе ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области»
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 марта 2016 года
(судья Щербинина Г.С.)
установила:
Ш. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в обоснование которых указала, что ее муж Ш. С.П. проходил военную службу по контракту в войсковой части - и 03 сентября 2000 года погиб от черепно-мозговой травмы при исполнении обязанности военной службы. Истец полагая, что ответчиком неправильно определен размер пенсии по случаю потери кормильца из расчета 40% денежного довольствия, тогда как в соответствии со ст. 36 ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена из расчета 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на основании чего просила, с учетом последующих уточнений:
признать право истца на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 50% (11060,04 рублей) соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного пунктом «а» статьи 36 ФЗ РФ от 12 февраля 1993 года № 44678-1;
обязать военный комиссариат Воронежской области с 05 июня 2015 года назначить и выплатить истцу пожизненно пенсию по случаю потери кормильца в размере 50% (- рублей) соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного пунктом «а» ст. 36 ФЗ РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1;
обязать ответчика с 05 июня 2015 года выплатить истцу невыплаченную разницу между размером назначенной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п. «б» ст. 36 и размером пенсии, предусмотренной п. а ст. 36 ФЗ РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в сумме - рублей;
взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере -рублей (Л.д. 3-7, 30-31, 57).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 10 марта 2016 года исковые требования истца удовлетворены в полном объеме (Л.д. 139, 140-143).
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в
апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также недоказанности установленных судом обстоятельств, причину смерти определяет военно-врачебная комиссия, заключение которой истцом представлено не было, кроме того в момент смерти Ш.С.П. находился в состоянии алкогольного опьянения, что недопустимо при исполнении обязанностей военной службы последним (Л.д. 149-155).
В возражениях на апелляционную жалобу Ш. ссылается на незаконность и необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, изложенных в решении, просит оставить его без изменения (Л.д. 159-160).
В судебное заседание явились: истец Ш., представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» К.., представитель истца Д.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика К., истца Ш., ее представителя Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из доказанности наступления смерти военнослужащего Ш.. при исполнении обязанностей военной службы и наличия права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца из расчета 50% денежного довольствия погибшего супруга.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции верно руководствовался положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Статьей 1 вышеприведенного закона предусмотрено, что он распространяет свое действие, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии со ст.28 указанного Закона РФ пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери.Согласно пункту «а» ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
На основании подпункта «и» п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: следования к месту военной службы и обратно.
Пунктом 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ предусмотрено Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения (в редакции Закона от 28 марта 1998 года).
Как видно из материалов дела на основании постановления старшего следователя СО по ДТП и ПСН при ГСУ ГУВД по Воронежской области от 14 сентября 2000 года о возбуждении уголовного дела и принятия его к производству - года примерно в 22ч. 50 м. на - напротив дома № 34 не установленный водитель на неустановленном автомобиле ГАЗ -3110 допустил наезд на пешехода Ш.С.П., который от полученных травм скончался на месте происшествия (Л.д. 45).
Согласно акту № 9 судебно-медицинского исследования трупа Ш.С.П. при получении телесных повреждений находился в состоянии алкогольного опьянения (Л.д. 46-48).
Однако выпиской из приказа командира войсковой части - № 173 от 04 сентября 2000 года установлено, что смерть Ш.С.П. наступила при исполнении обязанностей военной службы (Л.д. 12).
Извещением военного комиссара Ленинского района г. Воронежа от 18 сентября 2000 года № 16/16 истец уведомлена о гибели мужа старшего прапорщика Ш.С.П. - года при исполнении обязанностей военной службы от сочетанной черепно-мозговой травмы (л.д. 15).
Представленные доказательства ответчиком не опровергнуты и оспорены не были, следовательно, факт наступления смерти Шаталова С.П. при исполнении обязанностей военной службы установлен.
С 05 июня 2015 года истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия кормильца прапорщика Ш.С.П. (Л.д. 23), что противоречит требованиям вышеуказанных нормативных актов, в частности ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Следовательно, исковые требования о признании права Ш. на пенсию по случаю потери кормильца в размере 50% денежного довольствия старшего прапорщика Ш.С.П. с 05 июня 2015 года и обязании ответчика пересчитать и в дальнейшем выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с 05 мая 2015 из расчета 50% денежного довольствия года судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123, действующей на момент исследуемых событий, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (далее именуется - причинная связь увечий, заболеваний).
В обязанности по определению причины связи смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы в компетенцию военно-врачебной комиссии не входит. В случае смерти военнослужащего, командир войсковой части определяет связь смерти с исполнением обязанностей военной службы на основании материалов служебного расследования и отражает ее в приказе об исключении из списков личного состава части. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний (в том числе и приведших к смерти) в формулировке военная травма в четко определенных случаях, в остальных случаях выносится формулировка «заболевание получено в период военной службы».
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе ответчика на то, что в суде не было доказано о наступлении смерти погибшего Ш.С.П. при исполнении обязанностей военной службы, не представлено заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, судебной коллегией не принимаются.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств, а также требований вышеприведенных нормативных актов, имеются основания утверждать, что смерть Ш.С.П. наступила при исполнении им обязанностей военной службы. Доказательств обратного ответчиком представлено не было, обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 37 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст.37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ не может повлиять на выводы суда, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что смерть Ш.С.П. явилась следствием добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения, ответчик не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Воронежской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии