Решение по делу № 3а-234/2020 от 20.02.2020

            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2020 года                                                город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Дорохина О.М.,

при секретаре Гукиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-234/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гипромаш» к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Гипромаш» (далее - Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что оно является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и .

Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 18 879 642,40 рублей, утвержденная по состоянию на 10.03.2016 года, земельного участка с кадастровым номером в размере 8 881 907,55 рублей, утвержденная по состоянию на 07.07.2017 года, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности Общества как плательщика налога.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО П».

В соответствии с отчетами по определению рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ и , выполненными оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10.03.2016 года составляет 9 061 296 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.07.2017 года составляет 2 969 850 рублей.

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении указанных земельных участков отклонено.

На основании изложенного Общество просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и равную их рыночной стоимости в размерах, указанных в отчетах от ДД.ММ.ГГГГ и .

    Представитель административного истца по доверенности Стародубцева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.

    Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

    Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

площадью 9 712+/-34 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного здания, расположенного по адресу: <адрес>;

площадью 4 569+/-24 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий котельной и насосной станции, расположенного по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

30.11.2016 года Постановлением правительства Тульской области № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области.

Приложением к вышеуказанному Постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года.

Приложением к Постановлению правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 10.03.2016 года и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 1943,95 рублей за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 12.09.2018 года и установлена в размере 18 879 642,40 рублей.

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 12.09.2018 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 07.07.2017 года и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 1943,95 рублей за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 07.07.2017 года и установлена в размере 8 881 907,55 рублей.

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 07.07.2017 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО П».

В соответствии с отчетами по определению рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ и выполненными оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10.03.2016 года составляет 9 061 296 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.07.2017 года составляет 2 969 850 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названных выше отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 10.03.2016 года и 07.07.2017 года, проведение которой поручено эксперту ООО «А» Д.В.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, отчет ООО П» от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10.03.2016 года, определенная в названном отчете, подтверждается.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, отчет ООО П» от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная в названном отчете, не подтверждается.

Экспертом после дополнительного исследования установлено, что по состоянию на 07.07.2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 768 206 рублей.

Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуется с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.

Представленный же административным истцом отчет ООО П» от ДД.ММ.ГГГГ , учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости объекта недвижимости согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости указанных выше земельных участков рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объектов недвижимости и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 10.03.2016 года и 07.07.2017 года ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца по уплате земельного налога.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО П» от ДД.ММ.ГГГГ , подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Гипромаш» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 9 712+/-34 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного здания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 061 296 рублей по состоянию на 10.03.2016 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4 569+/-24 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий котельной и насосной станции, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 768 206 рублей по состоянию на 07.07.2017 года.

    Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «Гипромаш» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых объектов недвижимости является день обращения указанного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 29 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-234/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Гипромаш"
Ответчики
Управление Федеральной службы государсьтвенной регистрации кадастра и картографии по Тульской области
Правительство ТО
Другие
администрация МО г. Тулы
Стародубцева Т.А.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТО
Суд
Тульский областной суд
Судья
Дорохин Олег Михайлович
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация административного искового заявления
21.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Дело оформлено
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее