дело № 2а-1311/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
с участием представителя административного ответчика военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края, заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Лобзиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубарева А.А. к призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края об оспаривании решения призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска и действий военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Зубарев А.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края об оспаривании решения призывной комиссии Октябрьского района г. Красноярска от 13 октября 2017 года о призыве его на военную службу, признании незаконным действия военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края по выдаче повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 19 октября 2017 года. Требования мотивированы тем, что 13.10.2017 г. в отношении него призывной комиссией Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска вынесено решение о призыве на военную службу. Между тем, полагает данное решение, а также действия военного комиссариата совершены в нарушение норм действующего законодательства, поскольку полагает, что представление о создании призывных комиссий на территории Красноярского края должны быть внесены Губернатору Красноярского края военными комиссарами по муниципальным образованиям, однако, как следует из п. 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 22.09.2017 г. № 560-РГ «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска создана Губернатором Красноярского края на основании представления военного комиссара Красноярского края, что не соответствует ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку понятие «военный комиссар» понимается не как военный комиссар субъекта РФ, а как военный комиссар по муниципальному образованию. Таким образом, решение о призыве административного истца на военную службу принято призывной комиссией, созданной с нарушением порядка ее формирования, а потому действия административных ответчиков являются незаконными.
В судебное заседание административный истец Зубарев А.А., представитель административного истца не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края и заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» Лобзина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Руководствуясь ст. 150 КАС, суд находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся истца и его представителя.
Выслушав представителя ответчика и заинтересованного лица Лобзину Е.В., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Зубарева А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 22, 25 Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации: два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, а для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря.
Согласно требованиям частей 1, 3 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии, которая принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663), призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 29 указанного Закона).
Согласно пунктам 2 и 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Кроме того, как следует из п. 33 раздела пятого Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663», для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии; при обслуживании военным комиссариатом нескольких муниципальных образований призывная комиссия создается в каждом из них.
Исходя из п. 3 раздела второго Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400, военный комиссариат субъекта Российской Федерации разрабатывает и представляет на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект решения о создании комиссий муниципальных образований по постановке граждан на воинский учет (с указанием основного и резервного состава), а также проект решения о создании призывной комиссии субъекта Российской Федерации и призывных комиссий муниципальных образований (с указанием основного и резервного состава).
Состав призывной комиссии предусмотрен ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой в состав призывной комиссии включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
При этом, согласно п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований): а) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу; б) оказывает необходимую помощь организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу; в) представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления - на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу; г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования; д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу; е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности; ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников; з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы; и) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу; к) выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу.
В соответствии с Положением о призыве граждан на военную службу призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5). При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17).
В силу п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. № 574.
Для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (далее - отдел военного комиссариата), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием (п.9 Положения).
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами - специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-отоларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей (п.22).
Согласно Приказу Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами - членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и в случае необходимости врачами других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов - членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается решением главы органа местного самоуправления. Этим решением на одного из врачей-специалистов - членов комиссии, наиболее подготовленного по вопросам военно-врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих учету.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее - заключение военно-врачебной комиссии) определяется Положением «О независимой военно-врачебной экспертизе» (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 574 (ред. от 04.07.2013 г.) в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Как установлено в судебном заседании Зубарев А.А., 00.00.0000 года рождения, 09.03.2011 года поставлен на воинский учет, с 24.09.2013 года принят на воинский учет в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска Красноярского края.
На основании Приложения № 2 к Распоряжению Губернатора Красноярского края от 22.09.2017 г. № 560-РГ «Об организации призыва граждан 1990 - 1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» по представлению военного комиссара Красноярского края создана призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска Красноярского края.
Согласно учетной карты призывника № 38, 02.10.2017 г. Зубарев А.А. прошел медицинское освидетельствование, сдал необходимые анализы, был осмотрен врачами – специалистами, по результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, выдал заключение об установлении Зубареву А.А. категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями). На основании данного заключения решением призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска от 13.10.2017 г. (оформленным в виде протокола № 9/244) Зубарев А.А. призван на военную службу, ему выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы 19.10.2017 г.
Рассматривая требования Зубарева А.А. об оспаривании решения призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска о призыве на военную службу, суд установил, что указанное оспариваемое решение было принято призывной комиссией, как и определение категории годности заявителя, в соответствии с предоставленными ей полномочиями, на основании медицинского освидетельствования заявителя, проведенного в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
При этом, по смыслу вышеприведенных норм закона, представление высшему должностному лицу субъекта РФ проекта решения о создании призывной комиссии осуществляется военным комиссаром субъекта РФ, а с учетом п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, военный комиссар муниципального образования не наделен такими полномочиями.
Доводы заявителя о том, что представления о создании призывных комиссий на территории Красноярского края должны быть внесены Губернатору Красноярского края военными комиссарами по муниципальным образованиям не нашли своего подтверждения и не могут быть приняты судом во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Рассматривая требования истца о признании незаконными действий военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края по выдаче повестки о прибытии на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Пунктом 16 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 предусмотрено, что призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
Таким образом, повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы может быть вручена лишь призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу. Причем такая повестка возлагает на призывника обязанность явиться в установленное время в военкомат, за неисполнение которой предусмотрена уголовная ответственность.
Из материалов дела следует, что Зубареву А.А. 13 октября 2017 года выдана повестка о явке 19 октября 2017 к 08 часам 30 минутам в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска для отправки к месту прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение призывной комиссии Железнодорожного и Октябрьского районов г. Красноярска, которым Зубарев А.А. призван на военную службу, принято 13.10.2017 года, повестка выдана административному истцу после принятия и оглашения административному истцу решения о его призыве на военную службу, что не оспаривалось административным истцом и подтверждается корешком повестки, действия военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края, выразившиеся в выдаче 13.10.2017 года заявителю повестки, возлагающей на него (Зубарева) обязанность явиться в военкомат 19 октября 2017 года для отправки к месту прохождения военной службы, нельзя признать неправомерными.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Зубарева А.А. об оспаривании решения призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, действий военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Зубарева А.А. к призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска от 13 октября 2017 года, признании незаконным действия по выдаче повестки для отправки к месту прохождения военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья Р.В. Шатрова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 года.