Решение по делу № 2-38/2024 (2-891/2023;) от 19.10.2023

гражданское дело №2-38/2024

УИД: 09RS0007-01-2023-001102-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

29 марта 2024 года                                                  станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Баббучиева И.Х.,

при секретаре судебного заседания Авдиенко В.А.,

с участием представителя истца помощника Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР Талалаева А.Н.,

РГКУ «Зеленчукское лесничество» Барановой Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ в лице Департамента Федерального агентства лесного хозяйства по ЮФО к Долаевой З.С. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, Долаеву Б.К. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, Долаевой З.С. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

установил:

    Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор КЧР обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с исками, в которых просит: признать право собственности Долаевой З.С. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1 500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> отсутствующим. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 1 500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>;

    Признать право собственности Долаева Б.К. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> отсутствующим;

    Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>;

    Признать право собственности Долаевой З.С. на земельный участок с кадастровым номером площадью 2 000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> отсутствующим.

    Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 2 000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований истцом указано, что Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики (далее межрайонная прокуратура, природоохранная прокуратура) проведена проверка законности предоставления и использования земель лесного фонда Зеленчукского лесничества Ермоловского участкового лесничества.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земель лесного фонда Ермоловского участкового лесничества и принадлежит на праве собственности Долаевой З.С., что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в ЕГРН.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 500 кв.м., расположен по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано на основании постановления Даусузского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно информации Республиканского государственного казенного учреждения «Зеленчукское лесничество» спорный участок в соответствии с материалами лесоустройства входил в состав земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53, 56 выдел.

Спорный земельный участок в нарушение требований действующего законодательства образован в границах земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53, 56 выдел, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией РГКУ «Зеленчукское лесничество» - выкопировкой лесоустроительных планшетов и иными материалами проверки.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земель лесного фонда Ермоловского участкового лесничества и принадлежит на праве собственности Долаеву Б.К., что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в ЕГРН.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 000 кв.м., расположен по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО2 и Долаевым Б.К..

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано на основании постановления Даусузского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно информации Республиканского государственного казенного учреждения «Зеленчукское лесничество» спорный участок в соответствии с материалами лесоустройства входил в состав земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53 выдел.

Спорный земельный участок в нарушение требований действующего законодательства образован в границах земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53 выдел, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией РГКУ «Зеленчукское лесничество» - выкопировкой лесоустроительных планшетов и иными материалами проверки.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земель лесного фонда Ермоловского участкового лесничества и принадлежит на праве собственности ФИО5, что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в ЕГРН.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 2 000 кв.м., расположен по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано на основании постановления Даусузского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно информации Республиканского государственного казенного учреждения «Зеленчукское лесничество» спорный участок в соответствии с материалами лесоустройства входил в состав земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53, 56 выдел.

Спорный земельный участок в нарушение требований действующего законодательства образован в границах земель лесного фонда Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, 18 квартал, 53, 56 выдел, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией РГКУ «Зеленчукское лесничество» - выкопировкой лесоустроительных планшетов и иными материалами проверки.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно части 5 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ - П отметил, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

    Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, в том числе право собственности, сервитут, аренда, безвозмездное пользование земельными участками, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

    Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

    В соответствии с положениями пункта 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    В соответствии с частью 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Часть 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

    Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

    Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

    В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Частью 1,2 статья 67 ЛК РФ установлено, что Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4 статья 87 ЛК РФ).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статья 87 ЛК РФ).

Отсутствие государственной регистрации прав Федеральной собственности и границ в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российской Федерации (статьи 209, 214 ГК РФ, часть 2 статьи 9 ЗК РФ).

Согласно статье 125 ГК РФ функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также органы государственной власти, которым соответствующие полномочия переданы.

Частью 2 статьи 12 Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем определенных законом способов. К ним в том числе отнесены - признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, прекращение или изменение правоотношений. Указанные способы защиты прав являются самостоятельными.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим.

В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ , Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.

Именно указанный способ, как направленный исключительно на совершение регистрационных процедур аннулирования незаконно возникших прав позволит пресечь незаконное формирование участков с неверным определением категории земель, их дальнейший оборот, внести сведения в ЕГРН об отсутствии прав частной собственности физических лиц, снять незаконно образованный земельный участок с кадастрового учета.

Таким образом, защита нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц возможна путем признания права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим со снятием земельного участка с учета.

Настоящее исковое заявление подается прокурором в интересах Российской Федерации, как собственника земельного участка, принимая во внимание положения части 2 статьи 36 Конституции РФ, в соответствии с которыми владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Нарушение прав Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка, расположенного в границах лесного фонда, выражается в невозможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, поскольку земельный участок был передан ответчику неуполномоченным лицом.

Кроме того, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии земель лесного фонда, в связи с чем, нарушают закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений (перечень не является исчерпывающим).

В судебном заседании помощник Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР Талалаев А.Н. поддержал иск по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель третьего лица РГКУ «Зеленчукское лесничество» Баранова Э.Л. полагала исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ответчики Долаева З.С. и Долаев Б.К., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель истца Департамента Федерального агентства лесного хозяйства по южному федеральному округу в объяснениях, указав на законность и обоснованность заявленных исковых требований, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц администрации Южного филиала Федерального государственного бюджетного «Рослесинфорг», Даусузского сельского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, Министерства природных ресурсов и экологии КЧР, Территориального управления Росимущества в КЧР, ФИО2, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили.

Представитель третьего лица администрации Зеленчукского муниципального района в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.ст. 167, 233 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Часть 1 статьи 101 ЗК РФ предусматривает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Согласно части 5 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Частью 1,2 статья 67 ЛК РФ установлено, что лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4 статья 87 JIK РФ).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статья 87 ЛК РФ).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией (статьи 209, 214 ГК РФ, часть 2 статьи 9 ЗК РФ).

Согласно статье 125 ГК РФ функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также органы государственной власти, которым соответствующие полномочия переданы.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ , Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.

Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 736, следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п. 1).

В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно ст. 7 ЛК РФ, частей 3, 4 ст. 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Судом установлено, что из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости за Долаевой З.С. зарегистрировано прав собственности на земельной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 1500 кв.м., с левой стороны дороги б/н: категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования- сельскохозяйственное использование;

за ФИО1 зарегистрировано прав собственности на земельной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 1000 кв.м., с левой стороны дороги б/н: категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использовании- сельскохозяйственное использование;

за ФИО5 зарегистрировано прав собственности на земельной участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес> площадью 2000 кв.м. с левой стороны дороги б/н: категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования- сельскохозяйственное использование.

Из реестровых дел следует, что указанные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за ФИО10 на основании постановления Даусузского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Из постановления администрации с.Даусуз от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что постановлено выдавать свидетельства о частной собственности на землю гражданам, имеющим частные домовладения и приусадебные участки.

Из постановления администрации Зеленчукского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на основании заявления ФИО10 постановлено установить категорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с левой стороны дороги б/н, площадью 15000 кв.м.- «земли сельскохозяйственного назначения»; вид разрешенного использования земельного участка, расположенного <адрес> площадью 15000 кв.м.- «сельскохозяйственное использование».

Из наследственного дела к имуществу ФИО10 следует, что наследником имущества ФИО10 является ФИО5 Наследство состоит из земельного участка площадью. 150000 кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для сельскохозяйственного использования, принадлежащего наследодателю на праве собственности, право возникло на основании Постановления главы администрации с. Даусуз Зеленчукского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о праве собственности на землю № выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Даусузского сельского Совета Зеленчукского района Ставропольского края.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства лесного хозяйства установлены границы Зеленчукского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в КЧР. Согласно приложению 1 к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ в границы Зеленчукского лесничества, Архызского участкового лесничества включены лесные кварталы , ,

ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесами КЧР издан приказ , которым по результатам выполненных работ по таксации лесов глазомерно-измерительным способом и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда Архызского, Аксаутского, Ермоловского, Зеленчукского, Кардоникского, Марухского участковых лесничеств Зеленчукского лесничества КЧР введена в действие лесоустроительная документация (материалы лесоустройства).

Из Акта от ДД.ММ.ГГГГг. натурного обследования фактического использования земельных участков РГКУ «Зеленчукское лесничество» следует, что участки указанные в приложении к данному акта фактически не используются, капитальных строений не имеют, поставлены на кадастровый учет как земли населенных пунктов и сельхоз назначения, площадь пересечения/наложения на ГЛФ по всем участкам составляет 100%. В приложении к акту указаны в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами ; ; .

Из ответа главы Даусузского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>. с левой стороны дороги в похозяйственных книга администрации Даусузого сельского поселения не значится ни в одном из периодов закладки книг.

Из заключений специалиста Рослесинфорг от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что по результатам анализа путем графического совмещения границ земельного участка с КН по сведения ЕГРН и материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ( граница лесничества и планшеты лесоустройства) на ЭВМ средствами программы «Панорама» выявлено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> с левой стороны дороги б/н, полностью расположен на землях Государственного лесного фонда, а в частности на территории Зеленчукского лесничества, Ермоловского участкового лесничества, квартал 18, выдел 53(схема 1-2);

по результатам анализа путем графического совмещения границ земельного участка с КН по сведениям ЕГРН и материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ. (граница лесничества и планшеты лесоустройства) на ЭВМ средствами программы «Панорама» выявлено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> с левой стороны дороги б/н полностью расположен на землях Государственного лесного фонда, а в частности на территории Зеленчукского лесничества, Ермоловского участкового лесничества, квартал 18, выдел 53,56(схема 1-2).

по результатам анализа путем графического совмещения границ земельного участка с КН по сведениям ЕГРН и материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ. (граница лесничества и планшеты лесоустройства) на ЭВМ средствами программы «Панорама» выявлено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> с левой стороны дороги б/н полностью расположен на землях Государственного лесного фонда, а в частности на территории Зеленчукского лесничества, Ермоловского участкового лесничества, квартал 18, выдел 53,56(схема 1-2).

Из объяснений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, заместителя директора РГКУ «Зеленчукское лесничество», следует, что в Ермоловском участковом лесничестве выявлен факт 100% наложения на земли лесного фонда земель иных категорий, в том числе, земельных участков с КН , , .

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Зеленчукского МР сообщил, что земельные участки, в том числе с КН ; ; находятся в частной собственности граждан и не формировались администрацией Зеленчукского МР.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности того, что земельный участки с КН , , полностью расположены на землях Государственного лесного фонда. Указанное подтверждается информацией РГУ «Зеленчукское лесничество», сведениями Росленинфорг, заключением специалиста Рослеинфорг, составленным с использованием метода графического совмещения в программе «Панорама» данных из Единого государственного реестра недвижимости о границах спорного земельного участка с материалами лесоустройства, лесоустроительными материалами Управления лесами КЧР, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с КН , , подлежат снятию с государственного кадастрового учета.

При этом суд принимает во внимание, что при предоставлении в собственность ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ году земельного участка на землях поселений в <адрес>, документов, подтверждающих фактическое местоположение выделенного земельного участка не представлено, схематического местоположения не определялось, нахождение земельного участка (первоначального) на всем протяжении <адрес> весьма неопределенно.

При этом суд отмечает, что и до настоящего времени, в том числе, после раздела первоначального участка, участки не огорожены (фототаблица, акт), не имеется ориентиров для определения исторически сложившихся границ в связи с отсутствием таковых, доказательств их наличия в прошедшем времени также не представлено, хозяйственная деятельность не ведется, построек не имеется.

Требование о признании права собственности Долаевой З.С. и Долаева Б.К. на спорные земельные участки отсутствующим не подлежит удовлетворению, поскольку правоустанавливающие документы, послужившие основанием возникновения у ответчиков указанного права не отменены, не признаны недействительными (ничтожными) в установленном законом порядке.

Само по себе признание судом незаконным установление границ земельного участка и снятие его с государственного кадастрового учета не лишает заинтересованных лиц возможности определить иное местоположение земельного участка на территории <адрес> с постановкой на учет в ГКН.

Оценив исследованные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в части снятия земельного участка с государственного кадастрового учета по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

Отсутствие государственной регистрации прав Федеральной собственности и границ на лесные участки в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.

Нарушение прав Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка, расположенного в границах лесного фонда, выражается в невозможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии земель лесного фонда, в связи с чем, нарушают закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Разрешая ходатайство ответчиков о применении срока исковой давности к требования прокурора суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 Кодекса) Согласно п. 1 ст. 200 ГПК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с абзацем 5 статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", констатировал, что срок исковой давности не распространяется на требования о признании права отсутствующим.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая то, что на основании ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче в суд искового заявления в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в связи с удовлетворением иска государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков Долаевой З.С. в размере 600 руб., с ответчика Долаева Б.К. в размере 300 руб. в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР удовлетворить частично.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами площадью 1000 кв.м., площадью 2000 кв.м., площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>

В удовлетворении требования о признании права собственности Долаевой З.С. и Долаева Б.К. на земельные участки по адресу: <адрес>, отказать.

Взыскать с ответчика Долаевой З.С. государственную пошлину в размере 600 рублей, с ответчика Долаева Б.К. государственную пошлину в размере 300 руб. в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года.

Судья Зеленчукского районного суда                                                          Баббучиев И.Х.

2-38/2024 (2-891/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Федерального агентства лесного хозяйства по Южному Федеральному округу
Карачаево-Черкесский межрайонный природооохранный прокуророр КЧР
Ответчики
Долаев Борис Курманбиевич
Долаева Зайнеб Солтанхамидовна
Другие
Администрация Даусузского СП
Администрация Зеленчукского муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии КЧР
Управление Федеральной службы государственной регистрациии , кадастра и картографии по КЧР
Территориальное управление Росимущества в КЧР
Южный филиал Федерального государственного бюджетного "Рослесинфорг"
Совет администрации Даусузского поселения
Рамазанова Зухра Хусеевна
РГКУ "Зеленчуское лесничество"
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Баббучиев Инал Халитович
Дело на странице суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2023Предварительное судебное заседание
21.11.2023Предварительное судебное заседание
21.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.12.2023Предварительное судебное заседание
20.12.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Предварительное судебное заседание
25.01.2024Предварительное судебное заседание
09.02.2024Предварительное судебное заседание
09.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2024Предварительное судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.05.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
14.06.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее