Дело №2а-422/2020 29 сентября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Тарновской В.А.,
при секретаре Евдокимовой А.И.,
с участием представителя административного истца Лысенко Н.В.,
административного ответчика Борисовой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу к Борисовой Жанне Владимировне о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Борисовой Ж.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что определением мирового судьи от 9 декабря 2019 г. отменён судебный приказ по делу №2а-1070/2019-110 о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени за 2016-2017 годы, налогу на имущество и пени за 2016-2017 годы. Ответчик состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу как владелец транспортного средства и недвижимого имущества в виде автомобиля марки «Ниссан Тиида», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, квартиры по адресу: <адрес>.
В адрес ответчика истцом было направлено уведомление об уплате налогов. Ввиду неуплаты налогов в срок, административному ответчику, согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, было направлено требование о добровольном погашении налогов и пени. Требование об уплате налогов и пени в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований в полном объёме, административный истец просил взыскать с ФИО1 налог на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в размере 2 369 рублей, пени в размере 34 рублей 62 копеек, транспортный налог с физических лиц за 2016-2017 годы в размере 7 700 рублей, пени по транспортному налогу в размере 112 рублей 54 копеек.
Представитель административного истца – Лысенко Н.В., действующая на основании доверенности, в суд явилась, пояснила, что задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу произведена ответчиком в полном объёме, в связи с чем просила принять соответствующее решение.
Административный ответчик в суд явился, иск не признал ни по праву, ни по размеру, представил квитанции об уплате задолженности по налогам за 2016-2017 годы, просил в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Принимая во внимание, что заинтересованных лиц в судебное заседание обязательной не признана, суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьёй 3 Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. №487-53 «О транспортном налоге», налога на имущество физических лиц – Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2300-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Судом установлено, что административный ответчик состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу как владелец транспортного средства и недвижимого имущества в виде автомобиля марки «Ниссан Тиида», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом 23 июля 2018 г. в адрес Борисовой Ж.В. направлено налоговое уведомление №24160724 от 14 июля 2018 г. Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу с сообщением о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц в срок не позднее 3 декабря 2018 г.в общем размере 10 069 рублей за 2016-2017 годы (л.д. 13-15).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 26 февраля 2019 г. в адрес Борисовой Ж.В. Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу направлено требование №1901 об уплате налога, пени по состоянию на 30 января 2019 г., согласно которому по состоянию на указанную дату за ней числится задолженность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, за 2016-2017 годы в общем размере 10 069 рублей и пени в размере 147 рублей 16 копеек (л.д. 8-12).
Из материалов дела следует, что определением Мирового судьи Судебного участка №110 Санкт-Петербурга от 9 декабря 2019 г. отменён судебный приказ №2а-1070/2019-110 от 6 декабря 2019 года о взыскании с Борисовой Ж.В. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год в общем размере 10 216 рублей 16 копеек (л.д. 7).
Статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О).
Обращение в суд с настоящим административным иском последовало 18 мая 2020 года, то есть в пределах шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, что свидетельствует о том, что в данном случае сроки обращения в суд соблюдены.
Транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2016-2017 годы исчислены в порядке Закона Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» и Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком Борисовой Ж.В. представлены квитанции об оплате имеющейся задолженности по налогам и пени.
Учитывая, что административным истцом данные обстоятельства не оспорены, задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за 2016-2017 годы Борисовой Ж.В. погашена полностью, суд не находит правовых оснований для повторного взыскания указанной задолженности, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016-2017 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29.10.2020.