УИД 03RS0015-01-2021-004949-79 №2а-2409/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салават 06 декабря 2021 года
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимова И.М.
при секретаре Коломиец А.С.,
с участием представителя административного истца Акулова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тригубчак Юрия Николаевича к Салаватскому городскому отделению СП УФССП России по РБ, начальнику Салаватского городского отделения СП УФССП России по РБ, судебным приставам - исполнителям Салаватского городского отделения СП УФССП России по РБ Лобыревой К.А., Розовой О.Ю., УФССП России по РБ о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя, об отмене обращения взыскания на денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Тригубчак Ю.Н. обратился в суд с административным иском к Салаватскому городскому отделению СП УФССП России по РБ, начальнику Салаватского городского отделения СП УФССП России по РБ, судебным приставам - исполнителям Салаватского городского отделения СП УФССП России по РБ Лобыревой К.А., Розовой О.Ю., УФССП России по РБ о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя, об отмене обращения взыскания на денежные средства.
В обоснование иска указано, что в производстве Салаватского городского отдела судебных приставов УФССП России по РБ находилось исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа по гражданскому делу № 2-2152/2019 мирового судьи судебного участка № 5 по г. Салават. Определением и.о. мирового судьи судебного участка №5 по г. Салават от 23.07.2021 судебный приказ отменен. В производстве СПИ СГО УФССП России по РБ № 90548/20/02012-ип, возбужденное 20.08.2020 предмет исполнения исполнительский сбор в размере 3 091,0 руб., в рамках исполнения с его банковского счета списано 361,58 руб. Таким образом, исполнительное производство № 90548/20/02012-ип подлежит прекращению, а взысканные денежные суммы подлежат возврату. Также, административный истец обратился 02.09.2021 с заявлением о возврате денежных средств, ходатайство в течении 30 дней рассмотрено не было, ответа никакого не поступало. В связи с чем, просит признать незаконными бездействие должностных лиц СГО УФССП России по РБ, выразившееся в не направлении в установленные сроки копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления (ходатайства) от 02.09.2021, в не принятии мер по отмене обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, в не возврате взысканных в рамках исполнительного производства денежных средств в размере 361,58 руб., в не прекращении исполнительного производства № 90548/20/02012-ИП, обязать устранить нарушения.
Лица, не явившиеся на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены.
На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Акулов Р.А. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее-Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Закона, в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, в производстве Салаватского ГОСП УФССП России по РБ в отношении Тригубчака Ю.Н. имелось исполнительное производство №1127/20/02012- ИП от 13.01.2020 на основании судебного приказа № 2-2152/2019 в пользу ПАО Сбербанк России по предмету исполнения задолженность по кредитным платежам в размере 44 169,99 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Салаватского ГОСП УФССП России по РБ от 18.08.2020 исполнительное производство № 1127/20/02012-ИП окончено фактическим исполнением исполнительного документа.
В рамках исполнительного производства № 1127/20/02012-ИП было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 20.05.2020 в размере 3091,90 руб.
20.08.2020г. судебным приставом-исполнителем Розовой О.Ю. на основании данного постановления вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №90548/20/02012-ИП исполнительского сбора в размере 3091,90 руб. в пользу Салаватского ГОСП УФССП России по РБ.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 90548/20/02012- ИП с должника взыскано 362,58 руб.
Исполнительное производство № 90548/20/02012- ИП находится в производстве судебного пристава-исполнителя Лобыревой К.А.
02 сентября 2021 года Тригубчак Ю.Н. обратился в Салаватское городское отделение СП УФССП России по РБ с заявлением о возврате исполнительского сбора в размере 361, 58 руб., об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, снятии обременений с банковских счетов, приложив копию определения и.о. мирового судьи судебного участка №5 от 23 июля 2021 года об отмене судебного приказа № 2-2152/2019 от 06.11.2019 года.
Разрешая административный спор, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч.5 ст.64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Судебным приставом-исполнителем Лобыревой К.А. представлен ответ на ходатайство Тригубчака Ю.Н. от 02.09.2021г. от 27.09.2021г. №02012/21/369462 которым по существу требования ходатайства в виде постановления об удовлетворении ходатайства или отказе в удовлетворении ходатайства не разрешены.
Кроме того, данное ходатайство в силу ч.5 ст.64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлежало рассмотрению в 10-ти дневный срок со дня поступления.
Доказательств направления ответа заявителю не представлено, сводка по исполнительному производству № 90548/20/02012- ИП не содержит сведений о рассмотрении ходатайства административного истца от 02.09.2021г.
При таких обстоятельствах, административный иск в части признания бездействия судебного пристава-исполнителя Лобыревой К.А., выразившееся в ненаправлении в установленные сроки копии решения по результатам рассмотрения ходатайства от 02.09.2021г.
Пунктом 1 части 10 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.
Таким образом, при отмене судебного приказа, заявитель вправе потребовать возврата исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 указанного Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора" (далее - Правила).
Пункт 2 Правил предусматривает, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.
В пункте 3 названных Правил определено, что возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Оценив представленные в административное дело доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, установив фактические обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о наличии у должника после отмены судебного акта основания требовать возврата удержанного исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что судебный приказ № 2-2152/2019 от 06.11.2019 года, на основании которого было возбуждено исполнительное производство № 1127/20/02012-ИП, а в дальнейшем исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора № 90548/20/02012- ИП, отменен 23 июля 2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у должника после отмены судебного акта оснований требовать возврата удержанного исполнительского сбора, каких-либо условий об исполнении или неисполнении требований исполнительного документа для возврата исполнительского сбора при отмене судебного акта, являющегося одновременно исполнительным документов, действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по возврату должнику удержанных в счет исполнительского сбора 362,58 руб. являются незаконными, административный иск в данной части подлежит также удовлетворению.
Из сводки по исполнительному производству №90548/20/02012-ИП следует, что 24.03.2021г. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника.
Поскольку судебный акт, на основании которого, было возбуждено исполнительное производство, отменен, исполнительский сбор подлежит возврату должнику, взыскание исполнительского сбора прекращению, меры по обращению взыскания на денежные средства должника отмене на основании ч.5.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и их удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175,226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 02.09.2021░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 362, 58 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №90548/20/02012-░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-2409/2021 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░