Судья: Сурков В.П. Гр.д. № 33-11232/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2016 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Никоновой О.И.
судей – Осиповой С.К. и Сафоновой Л.А.,
при секретаре – Неменьшей А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
«Иск Емануйловой И.Н. и Семеновой Е.В. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Емануйловой И.Н. и Семеновой Е.В. во внеочередном порядке на состав семьи 2 человека жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 13,3 кв. м).»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., объяснения истца Емануйловой И.Н. и ее представителя Миловой И.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емануйлова И.Н. и Семенова Е.В. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование своих требований истцы указали, что Емануйлова И.Н. является нанимателем жилого помещения в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истцы проживают в коммунальной квартире общей площадью <данные изъяты> и пользуются комнатой жилой площадью <данные изъяты> то есть проживают в жилом помещении, которое признанно непригодным для проживания, в связи с чем имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> Просили возложить на ответчика обязанность по предоставлению семье истцов по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, в границах населенного пункта город Самара, отвечающего санитарным и техническим требованиям, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению не менее 13,3 кв.м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самары ставит вопрос об отмене решения суда, считает его незаконным. Указывает, что постановлением первого заместителя Главы г.о. Самары внесены изменения в ранее изданное распоряжение в части продления срока отселения жителей дома, признанного аварийным и подлежащим сносу до 30.06.2017 года. Данный срок отселения на момент вынесения решения не наступил, следовательно, права истцов нарушены не были.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Семенова Е.В. и представители Департамента управления имуществом г.о. Самары и Администрации г.о. Самары о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав истца Емануйлову И.Н. и ее представителя возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцы имеет право на внеочередное обеспечение жильем равнозначное ранее занимаемому жилому помещению.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, считает их законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам представления.
Согласно пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из материалов дела следует, что Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным распоряжением Департаменту управления имуществом г.о. Самары предписано предоставить до 31.12.2014 года другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договора социального найма, согласно приложению.
Истцы включены в список граждан подлежащих отселению, поскольку проживают в вышеуказанном аварийном доме в квартире № (коммунальной) в жилой комнате площадью <данные изъяты> на условиях договора социального найма (л.д.7, л.д.58).
Из технического паспорта на коммунальную квартиру следует, что общая площадь квартиры № составляет <данные изъяты>., жилая <данные изъяты>., на долю истцов приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади квартиры.
Судом также установлено, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления администрации куйбышевского района г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № в распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части срока обеспечения граждан жилыми помещениями для отселения, установлен срок до 30.06.2017 года.
Таким образом, исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение, занимаемое истцами находится в аварийном доме, признанного подлежащим сносу в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список "внеочередников"), тем более - от времени включения в список "внеочередников". Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, а также наличие оснований для представления жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, установление очередности предоставления жилья в соответствии с условиями утвержденных органом местного самоуправления программ.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истцов в суд с настоящим иском не истек срок отселения, установленный органом местного самоуправления, являются несостоятельными.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.), определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательств было установлено, что дом, в котором проживают истцы, признан аварийным в 2013 году. Его дальнейшая эксплуатация представляет непосредственную опасность для жизнедеятельности людей, а потому неоднократный перенос срока отселения из аварийного жилья (по данным администрации г.о. Самары срок перенесен с декабря 2014 на декабрь 2015, а в последствии на 30.06.2017года л.д.55) ущемляет права истцов проживать в благоустроенном, отвечающим требованиям безопасности жилом помещении.
Иных доводов, содержащих данные о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и норм материального права, влекущих отмену решения суда, также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самары - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: