Решение по делу № 33-1972/2017 от 09.02.2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 марта 2017 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Кирюхиной М.А.,

судей

Адаменко Е.Г.,

Кустовой И.В.,

при секретаре

Червяковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Баталова ФИО9 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и досрочном назначении пенсии по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2016 г.,

УСТАНОВИЛА:

29 сентября 2016 г. Баталов Э.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК), в котором просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной пенсии; включить ему в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости периоды работы в должности производителя работ ГП «ФИО10» с 01.09.1999 г. по 28.02.1999 г. и ООО «ФИО11» с 04.01.2006 г. по 31.12.2014 г.

Исковые требования обоснованы тем, что 15 апреля 2015 г. по достижению возраста 55 лет он обратился в Управление Пенсионный фонда РФ Центрального района г. Симферополя с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, поскольку работа в должности производителя работ дает ему право на такое назначение пенсии. Ему было предложено представить дополнительные документы, подтверждающие характер работы. Повторно он обратился к ответчику 13 июля 2015 г., предоставив необходимые документы. 14 сентября 2015 г. документы были ему возвращены для устранения недостатков. 20 октября 2015 г. он опять подал заявление с пакетом документов. Однако, решением от 28.10.2015 г. ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием у него необходимого стажа работы. 30 марта 2016 г. он опять обратился за назначением страховой пенсии по старости, предоставив дополнительные документы, подтверждающие наличие у него специального стажа. Решением ГУ ПФ РФ в г. Симферополе РК от 11 июля 2016 г. была назначена проверка документов на предприятии ООО «ФИО11». По результатам этой проверки 21.07.2016 г. он получил решение ответчика от 18.07.2016 г. об отказе в удовлетворении его заявления о назначении досрочной пенсии по старости, которое он считает незаконным.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2016 г. исковые требования Баталова Э.Я. удовлетворены частично. Признано недействительным решение ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК № от 18 июля 2016 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Баталову Э.Я. ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК обязано повторно рассмотреть вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости Баталову Э.Я. на основании его заявления от 30 марта 2016 г. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК просит данное решение суда в части удовлетворения исковых требований Баталова Э.Я. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.

При этом указывает, что Управлением все действия при выполнении функций по назначению пенсии истцу были совершены в соответствии с законом, а представленные истцом документы, не подтверждают наличие специального стажа в количестве, необходимом для назначения досрочной пенсии по старости.

В судебном заседании истец Баталов Э.Я. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав судью-докладчика, объяснения истца, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 данной статьи, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В части отказа в удовлетворении исковых требований Баталова Э.Я. решение суда не обжалуется и судебной коллегией не проверяется.

В соответствии с частью 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Частью 1 ст. 195 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3), решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Частично удовлетворяя исковые требования Баталова Э.Я., суд первой инстанции исходил, что при принятии решения от 18 июля 2016 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Баталову Э.Я. ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК не выполнило в полном объеме свои обязанности по проведению проверки достоверности сведений указанных в представленных справках и не разъяснило заявителю право представить дополнительные документы, вследствие чего не учло ряд документов, подтверждающих особый характер работ, выполняемых истцом, и преждевременно отказало в назначении ему досрочной пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статьям 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частям 2-4 данной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г. № 10). При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26 января 1991 г. № 10.

Список № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173 в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусматривал профессии мастера (десятника) и прораба.

В Список № 2 от 26 января 1991 г. № 10 в раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» включена профессия производитель работ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» (пункт 2) Министерству труда РСФСР предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий.

В порядке реализации этого права были даны разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённых постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и введённых в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517», утверждённые приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 3/235, а также издано постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснений о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно записям в трудовой книжке истца, в период с 23.05.1984 г. по 23.08.1991 г. он работал мастером по качеству участка №1, прорабом, старшим прорабом ПМК «ФИО13» треста «ФИО14», а также производителем работ в период с 01.09.1999 г. по 28.02.1999 г. в ГП «ФИО10», с 04.01.2006 г. по 31.12.2014 г. в ООО «ФИО11».

В связи с этим, 30 марта 2016 г. Баталов Э.Я. обратился в органы пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.

При этом в подтверждение права на досрочную пенсию Баталов Э.Я. предоставил справку от 15.03.2016 г. из ГП «ФИО10», подтверждающую, что в период с 01.09.1999 г. по 28.02.2001 г. он работал в ГП «ФИО10» в должности производителя работ полный рабочий день на производстве по строительству зданий и сооружений в особых условиях труда, и справку от 15.03.2016 г., выданную ООО «ФИО11», подтверждающую, что в период с 04.01.2006 г. по 31.12.2014 г. он работал в ООО «ФИО11» в должности производителя работ полный рабочий день на производстве по строительству зданий и сооружений в особых условиях труда.

Порядок обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, зарегистрированным в Минюсте России 31 декабря 2014 г. за № 35498 (далее - Порядок».

Согласно подпункту б пункта 22 Порядка, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Согласно абзацу 1 пункта 31 Порядка, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Для проверки представленных истцом для назначения пенсии документов ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК 11 июля 2016 г. была проведена соответствующая проверка в ООО «ФИО10». Для проверки были затребованы документы: приказы по личному составу за 1999-2014 г., личная карточка формы Т-2, лицевые счета по начислению заработной платы за 1999-2014 г., должностная инструкция, штатное расписание. Все затребованные документы были представлены. По результатам проверки был составлен Акт , которым подтверждено, что первичные документы, использованные при проведении проверки, достоверные, а дополнительных (других) документов, которые свидетельствуют о стаже Баталова Э.Я., за период, который проверяется, нет.

Решением ГУ - УПФ России в г. Симферополе РК от 18.07.2016 г. Баталову Э.Я. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как произведенным подсчетом в специальный стаж истца, дающий право на льготное назначение пенсии, было засчитано только 2 года 10 месяцев. При этом в специальный стаж не включены периоды работы с 01.09.1999 г. по 28.02.2001 г. и с 04.01.2006 г. по 31.12.2014 г. в должности производителя работ, так как характер работ в данный период времени не подтвержден документально.

До принятия данного решения ответчиком в ООО «ФИО11» не были затребованы дополнительные документы, подтверждающие специальный стаж истца, а заявителю не было разъяснено право представить дополнительные документы.

В то же время при рассмотрении дела судом установлено, что такие документы имеются и их получение было возможно при выполнении ответчиком требований пунктов 22, 31 Порядка.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии истцу принято с нарушением установленного законом порядка, в связи с чем является недействительным. В связи с недействительностью принятого решения суд правомерно обязал ответчика повторно рассмотреть вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не дают.

С учетом изложенного, судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Баталова Э.Я. без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1972/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Адаменко Елена Григорьевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
09.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее