Решение по делу № 33-7712/2023 от 07.08.2023

Судья – Соломатова К.В.                              УИД 38RS0017-01-2022-001957-39

    Судья-докладчик Солодкова У.С.                                   по делу № 33-7712/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2023 г.                                                                                 г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Кислицыной С.В., Солодковой У.С.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-262/2023 по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» к Калачникову Андрею Валерьевичу о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки

по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» указано, что Калачников А.В., 20.06.1975 г.р., обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» об оказании помощи в соответствии с Законом Иркутской области от 19.07.2010 № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области». 26.11.2021 между ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» и Калачниковым А.В. был заключен социальный контракт, предметом которого явилось сотрудничество между Управлением и Заявителем по реализации мероприятий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Заявителя и последствия, которые он не может самостоятельно преодолеть: по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Государственная помощь по социальному контракту назначается в соответствии с программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта. Калачниковым А.В. были нарушены условия социального контракта. В соответствии с п.п. «в» п. 4.1.5. социального контракта от 01.11.2021 №343 ответчик взял на себя обязанность ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. Факт нарушения Калачниковым А.В. обязательств подтверждается протоколами заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» №23 от 13.05.2022 и №19 от 21.04.2022. Протоколом №19 от 21.04.2022 комиссией Калачникову А.В. был установлен срок для предоставления документов, подтверждающих целевое расходование средств, предоставленных ему по условиям социального контракта. Условия комиссии выполнены со стороны Заявителя не были. Протоколом №23 от 13.05.2022 комиссией было принято решение расторгнуть социальный контракт, заключенный с Калачниковым А.В. В соответствии со ст. 9(1) Закона №73-оз оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Управление направило Заявителю уведомление с требованием вернуть денежные средства в размере 250 000 руб., однако обращения Управления Заявителем были проигнорированы.

В соответствии с ч. 6 (1), ст.9 (1) Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» от 19.07.2010 № 73-ОЗ предусмотрено, что в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд взыскать с Калачникова А.В. в пользу ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» вышеуказанную социальную выплату в размере 250 000 руб.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 09.02.2023 с Калачникова А.В. в пользу ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» взысканы денежные средства в размере 81 476 руб., выплаченные на основании социального контракта №343 от 01.12.2021.

Этим же решением суда, с Калачникова А.В. в доход бюджета Нижнеудинского муниципального образования взыскана государственная пошлина в сумме 2 644,28 руб.

Дополнительным решением Тулунского городского суда Иркутской области от 05.06.2023 в удовлетворении исковых требований ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» к КалачниковуА.В. о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки в оставшейся части в размере 168 524 руб. отказано.

В апелляционной жалобе директор ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» Борисов В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Калачниковым А.В. нарушены условия социального контракта от 01.12.2021 заключенного с ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району», а именно п. 4.1.5 в соответствии с которым ответчик взял на себя обязанность ежемесячно представлять в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социально адаптации.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» комиссия решила расторгнуть с ответчиком социальный контракт, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Относительно доводов апелляционной жалобы от ответчика Калачникова А.В. поступили письменные возражения, в которых ответчик указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела ответчик Калачников А.В.

Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Иркутского областного суда, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав доклад судьи Солодковой У.С., объяснения представителя истца Габитовой Ю.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Судом установлено, что 08.09.2021 Калачников А.В. обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» об оказании социальной помощи в соответствии с Законом Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» от 19.07.2010 №73-ОЗ.

Калачников А.В. просил оказать ему государственную социальную помощь «в остальных случаях» в сумме 250 000 руб., в сведения о доходах гражданина указал «минимальное пособие по безработице в период с 01.06.2021 по 01.06.2021», в сведениях о принадлежащем гражданину имуществе на праве собственности указал «не имеет», вид государственной социальной помощи указал «социальное пособие».

В заявлении также указано, что Калачников А.В. предупрежден об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими право получения пособия. Против проверки предоставленных им сведений и посещение семьи представителями органа социальной защиты населения не возражает.

На основании заявления Калачникова А.В. ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принято решение № 13771 от 26.11.2021 о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

01.12.2021 между Областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» именуемое, «Управление» и Калачниковым А.В. заключен социальный контракт, предметом которого является сотрудничество между Управлением и Заявителем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность Заявителя (его семьи), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, указанных в п. 1.2. настоящего социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно Приложению 1 к настоящему социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 1.1.) К мероприятиям, направленным на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) и последствия которых он не может самостоятельно преодолеть, относятся мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.2). Государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 250 000 руб. (п. 2.1.). Согласно данному социальному контракту ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет последнего, указанный в социальном контракте.

Социальный контракт с Калачниковым А.В. заключен на осуществление предпринимательской деятельности с 01.12.2021.

Согласно мероприятиям программы социальной адаптации в декабре 2021 года Калачниковым А.В. должно быть приобретено оборудование и расходные материалы для организации работы столярной мастерской на сумму 250 000 руб. и предоставлены отчеты за использование денежных средств социального контракта.

По состоянию на 21.04.2022 отчет предоставлен на сумму 168 524 руб., в связи с чем, на заседании межведомственной комиссии 21.04.2022 Калачникову А.В. был дан срок закупить оборудование и инструменты, указанные в бизнес-плане, до 30.04.2022 и предоставить отчет.

Приобрести недостающее оборудование Калачников А.В. отказался. Комиссией было принято решение о расторжении социального контракта с Калачниковым А.В.

Признавая законными требования истца на сумму 81 476 руб. (250 000 – 168 524), суд исходил из того, что денежные средства на сумму 81 476 руб. являются неосновательным обогащением ответчика, поскольку социальный контракт с Калачниковым А.В. прекращен, доказательств, подтверждающих расходование указанной суммы ответчиком, суду не представлено, соответственно излишне выплаченная Калачникову А.В. сумма социальной поддержки, оказанной в соответствии с Законом Иркутской области № 73-ОЗ в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ должна быть возвращена получателем.

С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может и полагает возможным в интересах законности, несмотря на то, что апелляционная жалоба подана истцом, отменить принятое по делу решение.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Указанные основания установлены при рассмотрении данного гражданского дела.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Закон Иркутской области от 19.07.2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 23.06.2010 N 22/41-ЗС) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

Статьей 9 настоящего Закона предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения. Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Одним из оснований прекращения оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта является: невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 9.1 Закона Иркутской области от 19.07.2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства - невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Удовлетворяя требования истца, суд не учел, что в соответствии подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Признавая сумму в размере 81 476 руб. в качестве неосновательного обогащения, суд оставил без внимания, что материалами дела не доказано недобросовестности ответчика при получении денежных средств в размере 250 000 руб. в качестве меры государственной социальной помощи.

При таких обстоятельствах, решение Тулунского городского суда Иркутской области от 09.02.2023 по данному гражданскому делу подлежит отмене, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение деля дела, неверного применения норм материального права, исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» к Калачникову А.В. о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. по данному гражданскому делу отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» к Калачникову Андрею Валерьевичу о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки отказать.

Председательствующий И.А. Рудковская
Судьи С.В. Кислицына
У.С. Солодкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.09.2023

33-7712/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району
Ответчики
Калачников Андрей Валерьевич
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
07.08.2023Передача дела судье
06.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Передано в экспедицию
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее