Дело № 2а-3404/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года                                                                                     г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Цыбеновой В.В., с участием прокурора Бадмажаповой Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бардамов Л.Л. к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... об отмене решения об отказе в регистрации кандидата и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Бардамов Л.Л. обратился в суд с иском к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... в котором просит: признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... от "06" августа 2019 года ... «Оботказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Советадепутатов по одномандатному избирательному округу ... Бардамов Л.Л.»; возложить на Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательном) округу ... обязанность зарегистрировать Бардамов Л.Л. кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу ...; обратить решение суда к немедленному исполнению в целях реализации избирательных прав кандидата Бардамов Л.Л.

В обоснование заявленных требований указано, ДД.ММ.ГГГГ Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу ... проверив документы отказала истцу в регистрации как кандидату в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу ....

С данным решением Бардамов Л.Л. не согласен и считает, что оно принято в нарушении действующего законодательства.

Решением Избирательной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГ ... ... «Об установлении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва» было установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу .... - минимальное (52 подписи избирателей) и максимальное (57 подписей избирателей).

В целях поддержки самовыдвижения был осуществлен сбор подписей в количестве 57 подписей избирателей, которые были представлены в Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу ....

ДД.ММ.ГГГГ была проведена рабочая группа по проверке подписных листов. По итогам проверки был составлен Итоговый протокол, согласно которого 7 подписей были признаны недействительными по следующим основаниям.

Согласно Таблицы кодов нарушений (на выборах депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва), являющейся Приложением ... к Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ ...:

    -    одна подпись избирателя (подписной лист ... строка ...) признананедействительной по коду ... (подпись лица, не обладающего активнымизбирательным правом);

    -    шесть подписей избирателей:

    а)    согласно Ведомости проверки подписных листов ... (подписной лист ....строка ...; подписной лист .... строка ...; подписной лист .... строка ...;подписной лист ..., строка ...) признаны недействительными по коду ...(сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справкиоргана регистрационного учета либо на основании письменного заключения эксперта,привлеченного к проверке).

    б)    согласно Ведомости проверки подписных листов ... (подписной лист ....строка ...; подписной лист .... строка ...;) признаны недействительными по коду ... (сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основаниисправки органа регистрационного учета либо на основании письменного заключенияэксперта, привлеченного к проверке).

    Однако, в документах, удостоверяющих адрес места жительства граждан ф, л. м (в паспортах) указан именно тот адрес, который указан в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Бардамов Л.Л. Нотариально удостоверенные выписки из паспортов л, м прилагаются, выписка из паспорта ф с указанием адреса места жительства, удостоверенная избирательной комиссией, имеется в материалах дела Бардамов Л.Л., сформированного ОИК .... С учетом того, адреса указанных лиц указаны в подписных листах Бардамов Л.Л. в соответствии с адресом регистрации граждан по месту жительства, указанном в паспортах, эти подписи не могут быть признаны недействительными. Следовательно, общее число недействительных подписей в подписных листах Бардамов Л.Л., за исключением трех обозначенных, составляет не 7, а 4, что составляет 7,01% от общего числа (57), а общее число действительных подписей составляет 53 при необходимом минимуме 52.

     При принятии решения ОИК ... прямо проигнорировал п. 11 ст. 37 ФЗ-67, оговаривающую возможность того, что в адресе избирателя, ставящего свою подпись в поддержку выдвижения кандидата в подписном листе «...может не содержаться каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя».

    Факт того, что адрес места жительства следующих лиц: ф - лист 11 строка 8; л - лист 9 строка 1; м - лист 11, строка 7 - воспринимается однозначно, отсутствие слова «дом» перед числовым обозначением в адресе, отсутствие символа «дробь» («/«) и замена ее на слова «корпус», «корп.». «к.», не препятствуют восприятию с учетом фактических особенностей места жительства, ОИК ... был проигнорирован, что привело к грубому нарушению прав указанных граждан и кандидата Бардамов Л.Л.

Оформленный ДД.ММ.ГГГГ в 13.00 ОИК ... итоговый протокол не имеет юридических и фактических оснований, так как непонятно, на основании чего делался вывод о наличии 7 недействительных подписей в подписных листах, поданных в поддержку выдвижения Бардамов Л.Л. Хронологическая, а следовательно, и причинно-следственная связь ведомости проверки подписных листов 1,2 и итогового протокола отсутствует. Из материалов дела неясно, когда было проведено заседание рабочей группы, признавшей 7 подписей недействительными, и следовательно, возникает неопределенность в основаниях для ОИК ... при принятии итогового протокола. Приведенное нарушение процедуры проверки подписей является существенным и влечет безусловную отмену решения ОИК ... об отказе в регистрации кандидата Бардамов Л.Л. в полном объеме.

В судебное заседании истец Бардамов Л.Л. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Федоров Ю.Н. требования иска поддержал по основаниям в нем изложенным, также указал, что необходимо признать все подписи избирателей действительными.

Представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н. с требованиями истца не согласилась, возражала против их удовлетворения, ссылаясь на представленный письменный отзыв.

Представитель ответчика по доверенности Лукьянчук А.В. возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Бадмажаповой Д.Е., полагавшей, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, административный иск о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений отсылает к проверке обстоятельств, указанных в подпункте "д" пункта 24 статьи 38 упомянутого Федерального закона - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Закон Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 419-III (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ..." (принят Народным Хуралом РБ ДД.ММ.ГГГГ) также предусматривает, что основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (пп «ж» п.6 ст. 28).

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).

Решением Избирательной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГ ... ... «Об установлении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва» было установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... - минимальное (52 подписи избирателей) и максимальное (57 подписей избирателей).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бардамов Л.Л. в ОИК ... представлены наряду с документами для регистрации кандидатом 57 подписей избирателей, собранные в поддержку его выдвижения, находящиеся на 13 подписных листах, сброшюрованных в одну папку.

ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 35 минут рабочей группой, по проверке подписных листов, составлен Итоговый протокол, согласно которого 7 подписей были признаны недействительными по следующим основаниям:

    -    одна подпись избирателя признана недействительной по коду ... (подписной лист ... строка ...) (подпись лица, не обладающего активным избирательным правом);

    -    шесть подписей избирателей,     согласно Ведомости проверки подписных листов (подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...) признаны недействительными по коду ... (сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основаниисправки органа регистрационного учета либо на основании письменного заключенияэксперта, привлеченного к проверке).

    Обращаясь с настоящим иском в суд истец оспаривает необоснованность исключения подписей: л, м, ф (подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ... – соответственно).

    Суду представлены нотариально удостоверенные копии паспортов, где указаны место жительства - л - ... м....

    В представленных суду подписных листах (подписной лист ... строка ...; подписной лист ... строка ...) указаны именно эти адреса.

Нотариально заверенная копия паспорта ф истцом не представлена.

Согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона недействительность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (а значит, и недействительность подписей избирателей) устанавливается при наличии официальной справки государственного органа.

Недействительность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях устанавливается при наличии официальной справки государственного органа, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 216-О, не означает, что сведения, содержащиеся в официальных справках компетентных государственных органов, во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания.

По смыслу пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, указываются в соответствии с паспортом, в противном случае лицо, осуществляющее сбор подписей, не сможет удостовериться в личности избирателя.

Кодекс административного судопроизводства в качестве доказательств допускает письменные доказательства, каковыми являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, в том числе документы, предоставляемые в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (часть 2 статьи 59, части 1 и 2 статьи 70).

Следовательно, суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Так, по запросу суда из Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации ... представлены сведения о том, что на территории городского округа «...» ... отсутствует.

Согласно карточек регистрации значатся зарегистрированными: ф...; м...; л....

Административным истцом в качестве доказательств несоответствия достоверности указанных в официальной справке сведений об избирателях л, м представлены нотариально заверенные копии паспортов указанных избирателей, а именно: м...; л....

По справке составленной 12.08.2019г. по запросу суда о регистрации граждан, был получен ответ: ф...; м...; л....

По обстоятельство, что в паспортах избирателей и сведениях регистрирующего органа содержатся неидентичные сведения о регистрации граждан (отсутствуют слова «дом» перед числовым обозначением в адресе, символ «дробь» («/«) и замена ее на слова «корпус», «корп.». «к.», не препятствуют восприятию с учетом фактических особенностей места жительства) и не могут являться основанием для ограничения конституционного права Бардамов Л.Л., поскольку именно регистрирующим органом вносятся в паспорт гражданина Российской Федерации сведения о месте жительства.

По смыслу пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, указываются в соответствии с паспортом, в противном случае лицо, осуществляющее сбор подписей, не сможет удостовериться в личности избирателя.

Следовательно доводы представителя ответчика о том, что избиратели должны указать свой действительный адрес, а не тот, который указан в паспорте, суд считает необоснованным.

Доводы представителей ответчика о недопустимости представленных суду копий паспортов граждан л, м в качестве доказательств по делу, суд находит несостоятельным поскольку суду представлена выписка из паспорта, верность которой засвидетельствована нотариусом (ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Учитывая указанные данные, суд приходит к выводу, что представленные нотариально заверенные копии паспортов указанных избирателей, являются безусловным основанием для признания этих письменных доказательств допустимыми, относимыми и достаточными для исключения двух подписей из числа недействительных, поскольку сведения о названных избирателях в подписных листах указаны в соответствии с паспортными данными.

    С учетом того, что адреса избирателей указаны в подписных листах Бардамов Л.Л. в соответствии с адресом регистрации граждан по месту жительства, указанном в паспортах, эти подписи не могут быть признаны недействительными только по этим основаниям. Следовательно, общее число недействительных подписей в подписных листах Бардамов Л.Л., за исключением двух (м и л) обозначенных, составляет не 7, а 5, что составляет 8,8% от общего числа 57, а общее число действительных подписей составляет 52 при необходимом минимуме 52.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... от "06" августа 2019 года ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу ... Бардамов Л.Л.» является незаконным и подлежащим отмене.

Иные приведенные представителем истца доводы не могут являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, как не имеющие юридического значения.

Вместе с тем, требования Бардамов Л.Л. о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Советадепутатов по одномандатному избирательному округу ... не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно представленным материалам дела, ДД.ММ.ГГГГг. в ЭКЦ МВД по РБ для исследования были направлены подписные листы, результаты проведенного исследования суду не представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Учитывая положения законодательства о выборах, согласно которым регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке, суд, согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым возложить на окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу ... обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Бардамов Л.Л. в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу ..., в целях восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и устранения последствий допущенных нарушений.

Кроме того, суд полагает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов, обратить решение к немедленному исполнению с соблюдением положений статьи 188 и части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░ "06" ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ... «░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░ ░.░.» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ....

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ... ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ....

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:                                                                                           ░.░.░░░░░░░░

2а-3404/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бардамов Лев Львович
Прокуратура Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 16
Другие
Федоров Юрий Николаевич
Избирательная комиссия г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Матвеева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация административного искового заявления
08.08.2019Передача материалов судье
08.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2019Подготовка дела (собеседование)
09.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
14.08.2019Судебное заседание
14.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Регистрация административного искового заявления
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее