№ 16-4916/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 19 сентября 2024 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Волгоградской области ФИО5 на вступившее в законную силу постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 03 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Чопурова Мусы Мустафа Оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 03 апреля 2023 года лицо без гражданства Чомуров М.М.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В протесте, принесенном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Волгоградской области ФИО5 просит изменить состоявшийся в отношении Чомурова М.М.О. по настоящему делу об административном правонарушении судебный акт, исключив административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чомурова М.М.О. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1) определено, что лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. №4528-1 лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и использовавшее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03 апреля 2023 года при проведении проверочных мероприятий по адресу: ФИО2, <адрес> городок, установлено, что лицо без гражданства - Чопуров М.М.О. находится на территории Российской Федерации, не имея документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2), заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства (л.д.3), объяснениями Чопурова М.М.О. (л.д.4), сведениями из АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д.19-20) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Чопурова М.М.О. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения постановления судьи городского суда.
В силу подпункта 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, является временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии; временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на 10 лет (пункт 1, пункт 3 статьи 5.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Согласно представленным с протестом прокурора документам, 24 мая 2024 года начальником ОРР ОВГ и РВР УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области в отношении Чопурова М.М.О. принято решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Принятие решения о выдаче Чопурову М.М.О. временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации с учетом приведенных выше нормативных положений, позволяет сделать вывод о том, что он в настоящее время имеет соответствующий документ, позволяющий ему временно находиться на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 03 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Чопурова М.М.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выезда из Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 03 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Чопурова Мусы Мустафа Оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из него указание о назначении Чопурову Мусе Мустафа Оглы дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Митрошина Е.Н. № 5-144/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-4916/2024