24RS0032-01-2019-001440-30
2а-2336/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 10 сентября 2019 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
при секретаре Толстихиной Е.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марушкиной Т.А. к администрации города Дивногорска о признании незаконным отказа №5466 от 25 октября 2018 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Марушкина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Дивногорска о признании незаконным отказа, изложенного в письме №5466 от 25.10.2018г., в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка для ведения огородничества.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 09.10.2018г. Марушкина Т.А. обратилась в администрацию г.Дивногорска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в целях ведения огородничества, в границах кадастрового квартала №. В письменном ответе №5466 от 25.10.2018г. администрация города Дивногорска отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Л-1» зона «Ландшафтная». Согласно Правилам землепользования и застройки города Дивногорска, утвержденным решением городского Совета депутатов от 29.11.2012г. №28-1760-ГС (в ред. от 29.06.2017г.) в территориальной зоне «Л-1» не предусмотрен вид разрешенного использования «ведение огородничества». Кроме того, границы запрашиваемого участка расположены в 20 метровой полосе водного объекта Енисей и в соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена для общего пользования, не может быть предоставлена частному лицу. П.8 ст.27 Земельного кодекса РФ устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы. Административный истец полагает данный отказ в предварительном согласовании земельного участка незаконным, поскольку Правила землепользования и застройки официально в 2012 году опубликованы не были, следовательно, не подлежат применению. Градостроительный регламент в муниципальном образовании город Дивногорск отсутствует, также в ЕГРН отсутствуют сведения о границах территориальных зон, имеющих индивидуальные характеристики, в связи с чем, определение наложения границ запрашиваемого земельного участка на зону Л-1 «Зона ландшафтная» невозможно, зона ландшафтная находится за пределами границ запрашиваемого земельного участка. Поскольку участок не сформирован и не является объектом права, ссылка государственного органа о невозможности его приватизации в пределах береговой полосы неверна. Административный истец просила признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1428 кв.м. в кадастровом квартале №, расположенного по адресу <адрес> и возложить обязанность на администрацию города Дивногорска в десятидневный срок принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно поданному заявлению Марушкиной Т.А.
Определением Ленинского районного суда г.Красноярска от 19.08.2019г. к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Административный истец и ее представитель Красильникова И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - администрации города Дивногорска Вакару М.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях на иск, административные исковые требования не признал, пояснив, что Марушкина Т.А. обратилась с заявлениями от 09.10.2018г. (вх.7572) к администрации г.Дивногорска о предварительном согласовании предоставления в аренду на 3 года земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с разрешенным использованием «ведение огородничества» с приложением схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале № Администрация г.Дивногорская отказала в формировании земельного участка в испрашиваемых границах на основании п.п.3 п.16 ст.11.109 Земельного Кодекса РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне «Ландшафтная» (Л-1) и в зоне с особыми условиями – водоохранной зоне (В3), в том числе в прибрежной защитной полосе и частично береговой полосе реки Енисей. Правилами землепользования и застройки города Дивногорска, утвержденными решением городского Совета депутатов от 29.11.2012г. №28-176-ГС определены виды разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне (Л-1): сохранение озелененных и восстановление нарушенных территорий и других природных объектов в городе с учетом их оздоровительного эффекта, санитарно-гигиенических и средообразующих функций, лесопитомники, вспомогательные работы, благоустройство, в связи с чем, формирование земельного участка «для ведения огородничества» в территориальной зоне «Л-1» невозможен, ст.60 Правил использование земельного участка для огородничества в ландшафтной зоне не предусмотрено. Водоохранная зона р.Енисей установлена в соответствии с действующим законодательством, сведения о данной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Земельными участками, располагающимися в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа, а не орган местного самоуправления. Представленная административным истцом в администрацию г.Дивногорска на утверждение схема расположения земельного участка сформирована без учета территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории и территорий общего пользования (береговой полосы) и не соответствует требованиям пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2014г. №762 в связи с чем, не могла быть утверждена. Решение принято уполномоченным органом, является мотивированным, содержит основания отказа, предусмотренные подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Письменный отказ на заявление представителя административного истца был направлен почтой по адресу, указанному в заявлении, что подтверждается указанием адреса в отказе администрации от 25.10.2018г. №5466, а также распечаткой электронного журнала регистрации корреспонденции. Административный истец обратился с административным иском в суд лишь 03.04.2019г. с пропуском срока на обращение в суд, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд в исковом заявлении не указано, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст.226 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования Марушиной Т.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.
Согласно п.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Основания для отказа в предоставлении земельного участка изложены в статье 29.6 указанного Закона края.
В силу ч.2 ст.14 Закона Красноярского края №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Закон Красноярского края №7-2542 в статье 29.1 устанавливает требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи. Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (ч.1 ст.29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч.2 ст.29.1 Закона Красноярского края №7-2542.
В соответствии со ст. 29.4 вышеуказанного Закона Красноярского края при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 указанного Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона Красноярского края №7-2542 в месячный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Согласно п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно п.2 ст.11.10 Земельного Кодекса подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных Правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу под.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно под.2 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий, в том числе принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу изложенных выше норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено в судебном заседании Марушкина Т.А. 09.10.2018г. обратилась в администрацию г.Дивногорска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в границах кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «Ведение огородничества» в аренду сроком на три года.
25.10.2018г. администрация г.Дивногорска направила Марушкиной Т.А. ответ №5466 об отказе в предоставленном согласовании передачи земельного участка в аренду в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне «Ландшафтная» зона Л-1 и зоне береговой полосы реки Енисея, мотивируя отказ в предварительном согласовании земельного участка тем, что Правилами землепользования и застройки города Дивногорска, утвержденными решением городского Совета депутатов от 29.11.2012г. №28-176-ГС (в ред. от 29.06.2017г.) определены виды разрешенного использования земельных участков в каждой территориальной зоне. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Л-1» Зона «Ландшафтная», в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «для ведения огородничества». Границы испрашиваемого участка расположены в 20 метровой полосе водного объекта реки Енисей. В соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования. В соответствии с п.8 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. В связи с чем, формирование земельного участка в пределах испрашиваемых границ приводит к нарушению требований п.5 п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со Сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Дивногорск (ИСОГД) запрашиваемый истицей к формированию земельный участок отображен в системе координат на основной карте градостроительного зонирования в кадастровом квартале №, расположен на расстоянии 16,2 м от водного объекта реки Енисей в территориальной зоне Л-1 (Ландшафтная).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Дивногорска, утвержденным решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012г. №28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска», с изменениями, внесенными решением Дивногорского городского Совета депутатов №19-166-ГС от 29.06.2017г. применительно к территориальной зоне «Ландшафтная» (Л-1) установлены виды разрешенного использования: сохранение озелененных и восстановление нарушенных территорий и других природных объектов в городе с учетом их оздоровительного эффекта, санитарно-гигиенических и средообразующих функций,
-лесопитомники,
-вспомогательные объекты для поддержания основных функций зоны,
-лесопосадки, восстановительные работы, благоустройство,
-ведение сельского хозяйства,
-лесореконструктивные выборочные рубки,
- зеленые насаждения.
На основании изложенного, следует прийти к выводу о том, что административным ответчиком обоснованно отказано административному истцу в согласовании предоставления земельного участка в зоне «Ландшафтная», поскольку в ней не предусмотрен вид разрешенного использования «для ведения огородничества», представленная административным истцом на утверждение схема расположения земельного участка сформирована без учета территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории и территорий общего пользования (береговая полоса).
Доводы административного истца о том, что Правила землепользования и застройки города Дивногорска не были опубликованы в средствах массовой информации, суд находит не состоятельными, поскольку Решение N 28-176-ГС официально опубликовано 6 декабря 2012 г. в печатном издании "Независимое Телевизионное Слово", N 40 (272), а карты градостроительного зонирования территории городского округа, являющиеся приложением к Правилам, опубликованы 26 сентября 2014 г. в газете "Огни Енисея", N 40; также данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации города Дивногорска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.Divnogorsk-adm.ru).
Кроме того, согласно п.4 сведений ИСОГД запрашиваемый к формированию земельный участок отображен в системе координат на основной карте градостроительного зонирования с указанием расстояния между р.Енисей и формируемым участком по заявлению Марушкиной Т.А., расстояние до водного объекта составляет 16,2 метра. Согласно публичной кадастровой карте испрашиваемый Марушкиной земельный участок находится в прибрежной защитной полосе р.Енисей, ограничения использования территории прибрежной защитной полосы определены в ч.15,16,17 ст.65 Водного кодекса РФ, дата постановки зоны с особыми условиями использования территории 24.11.2016г. (л.д.57).
С учетом изложенного, отказ администрации г.Дивногорска №5466 от 25.10.2018г. является законным, обращение Марушкиной рассмотрено уполномоченным административным органом, отказ в предоставлении земельного участка является мотивированным, содержит основания отказа и ссылки на нормы действующего материального законодательства. Представленная Марушкиной схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не могла быть утверждена, поскольку испрашиваемый земельный участок образован без учета территориальной зоны (Ландшафтной) и в пределах 20 метровой полосы водного объекта реки Енисей, предназначенной в соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса РФ для общего пользования. Поскольку образование испрашиваемого земельного участка нарушает требования п.5 п.6 ст.11.9 Земельного Кодекса, оснований для возложения обязанности утвердить схему расположения испрашиваемого истцом земельного участка не имеется.
Кроме того, административный орган просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по причине пропуска срока на обжалование решения административного органа. В письменных возражениях представитель администрации г.Дивногорская указал, что письменный ответ на заявление представителя административного истца был направлен почтой по адресу, указанному в заявлении, что подтверждается распечаткой электронного журнала регистрации корреспонденции (л.д.56). Однако административный истец обратился в суд с иском 03.04.2019г., то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, в связи с чем, просили отказать в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Представителем ответчика представлены убедительные доказательства, подтверждающие факт направления письменного ответа представителю административного истца по почте 25.10.2018г. В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что решение об отказе в предоставлении земельного участка получили 25.11.2018г., первоначально она обратилась в Ленинский районный суд г.Красноярска 14.02.2019г., однако административное исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью спора. С настоящим административным иском истец обратилась в суд 03.04.2019г. Принимая во внимание, что возвращение административного искового заявления не приостанавливает сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, срок обращения в суд Марушкиной об обжаловании решения администрации г.Красноярска истек 25.02.2019г., что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Марушкиной Т.А. к администрации города Дивногорска о признании незаконным отказа №5466 от 25.10.2018г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Бойко