№ 2а-243/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2021 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Левченкова А.И.,
при секретаре Авериной А.А.,
с участием представителей административного истца Наточий Л.А. – Меньщикова В.В, Олейниковой Т.Л., административного ответчика главы администрации МО Кумакский сельсовет Мальковской О.А., представителя административного ответчика администрации МО Кумакский сельсовет – Еремина С.И., представителя заинтересованного лица Иванова С.В. - Ширяева В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Наточий Л.А. к главе администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления,
установил:
Наточий Л.А. обратилась в суд с административным иском к главе администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, указывая, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Ее земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала №, принадлежащем Иванову С.В..
В середине 2019 года на вышеуказанном земельном участке с кадастровым № и видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» Иванов С.В. незаконно возвел и в настоящее время эксплуатирует самовольную постройку – магазин.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области К.С.А. было издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанным постановлением Иванову С.В. было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> – «для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров / магазины товаров первой необходимости».
Указанное постановление было выдано на основании заявления Иванова С.В., которое было рассмотрено на публичных слушаниях от 12.01.2021 № 3 и рекомендаций комиссии по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Считает данное постановление незаконным по следующим основаниям.
По смыслу п.п. 3, 4 ст. 36 ГК РФ, заявитель является правообладателем земельного участка, имеющего общую границу с границей земельного участка с кадастровым №. Однако никаких сообщений о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний заявитель от организатора не получал.
Кроме того, нарушены положения п. 11.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в ч. 2 ст. 55.32 настоящего кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка.
Считает, что выдавая разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым №, и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет К.С.А. из различных официальных источников знал о том, что на указанном земельном участке находится самовольная постройка – здание магазина, которое незаконно возвел Иванов С.В..
Решение на строительство объекта с администрацией Кумакского сельсовет не согласовывали, поскольку полномочия в сфере и градостроительства передано Новоорского району.
Специалистами отдела архитектуры администрации Новоорского района было установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположен жилой дом и магазин. Разрешение на строительство магазина не выдавалось. По результатам выезда в Государственный строительный надзор было направлено письмо о нарушении обязательных требований Градостроительного кодекса РФ.
Согласно уточненным исковым требованиям просит суд признать незаконным и отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым № площадью 413 кв.м., выданного и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области К.С.А., решение суда считает основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, с «для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров/ магазины товаров первой необходимости» на «для ведения личного подсобного хозяйства»; обязать администрацию МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, в соответствии с п. 20 ст. 32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в течении 5 рабочих дней с даты выступления в законную силу решения суда по данному делу направить указанное решение в Межмуниципальный отдел по Новоорскому району г. Орска Управления Росреестра по Оренбургской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Административный истец Наточий Л.А. в судебное заседание не явилась, надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.
Представитель административного истца Меньщиков В.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал исковые требования на вышеизложенных основаниях. Пояснил, что административный истец не получала уведомление о проведении публичных слушаний. Администрация Кумакского сельсовета в соответствии с п. 11.1 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ не имела права выдавать разрешение на изменение разрешенного вида использования земельного участка, так как на нем располагалась самовольная постройка. Специалистами государственного строительного надзора Оренбургской области установлено, что постройка является самовольной. Сообщение об этом было направлено в администрацию направлено 14.01.2021, однако 15 января 2021 года ьыло выдано разрешение.
Представитель административного истца Олейникова Т.Л., действующая на основании доверенности, поддержала вышеуказанные доводы.
Представитель ответчика Еремин С.И., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что на спорном земельном участке идет реконструкция объекта, а не строительство. Согласно постановлению о проведении публичных слушаний, извещение жителей об их проведения размещается на сайте администрации. Сведения о том, что постройка (магазин) признана самовольной в администрации МО Кумакский сельсовет не поступало. Разрешение было выдано после проведения всех необходимых процедур, по результатам публичных слушаний.
Представитель административного ответчика Мальковская О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Пояснила, что Наточий Л.А. присутствовала на проведении публичных слушаний, но расписаться отказалась. Согласно регламенту публичные слушания назначаются не позднее 10 дней с момента получения заявление, и должны быть рассмотрены не позднее 30 дней. Все сроки были соблюдены, процедура выдачи разрешения не нарушена.
Заинтересованное лицо Иванов С.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.
Представитель заинтересованного лица Ширяев В.М. в судебном заседании просил в иске отказать, поскольку права Наточий Л.А. не нарушены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 ГрК РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопрос предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.В. обратился в администрацию МО Кумакский сельсовет с заявлением о проведении публичных слушаний о присвоении условно разрешенного вида использования для земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением совета депутатов МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Кумакский сельсовет.
В соответствии с п. 1.2 положения публичные слушания на территории МО Кумакский сельсовет могут проводиться, в том числе и по инициативе населения МО Кумакский сельсовет.
Согласно п. 4 положения публичные слушания проводятся по вопросам местного значения, и их заключения о результатах носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления МО Кумакский сельсовет
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проекты планов и программ развития МО, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 6 положения, для принятия решения о назначении публичных слушаний его инициаторы направляют в Совет депутатов Кумакского сельсовет и главе Кумакского сельсовета:
- заявление с указанием темы предполагаемых публичных слушаний с обоснованием ее общественной значимости (6.1.2);
- вопрос о назначении публичных (общественных) слушаний рассматривается Советом депутатов Кумакского сельсовета поселения на очередном заседании в соответствии с регламентом; главой Кумакского сельсовета в сроки, установленные для рассмотрения обращений граждан (6.2);
- решение о назначении публичных (общественных) слушаний принимаются на заседании Совета депутатов Кумакской сельсовета большинством голосов от избранного числа депутатов; главой Кумакского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Кумакский сельсовет К.С.А. вынесено постановление №, согласно которому постановлено:
провести в порядке, установленном решением Совета депутатов МО Новоорский район Оренбургской области от 01.11.2013 № 133 «Об утверждении положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Кумакский сельсовет» публичные слушания.
ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. местного времени в КДЦ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, публичные слушания по проекту постановления администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».
Жителям селя предложено принять участие в данных публичных слушаниях в установленном порядке.
Разместить ДД.ММ.ГГГГ указанный проект постановления на информационном стенде в здании администрации Кумакского сельсовет по адресу: <адрес>, и на официальном сайте Кумакского сельсовет http://kumak1.ucoz.ru.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет, вынесено постановление № 94 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно скриншоту с сайта http:// kumak1.ucoz.ru, на нем размещено объявление о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. в Культурно-досуговом центре <адрес> состоятся публичные слушания с повесткой дня:
- об утверждении проекта решения «О внесении изменений № 7 в Устав муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области;
- по проекту постановления «О предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».
Аналогичное объявление размещено в вестнике Кумакского сельсовета № 29 от 24.12.2020.
В связи с указанным, довод административного истца о том, что она не получала сообщений о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний является несостоятельным.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. в здании КДЦ «<данные изъяты>» проведены публичные слушания, на которых присутствовало 20 жителей с. Кумак, и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет.
Повесткой дня являлось:
- утверждение проекта решения «О внесении изменений № 7 в Устав МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
- о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства.
Все жители согласились.
По итогам публичных слушаний было приняты следующие решения:
1. Публичные слушания считать состоявшимися;
4. Рекомендовать и.о. главе администрации МО Кумакский сельсовет К.С.А. выдать Иванову С.В. разрешение на условной разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
5. Опубликовать протокол публичных слушаний МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в газете «Вестник Кумакского сельсовета» не позднее 10 дней после окончания слушаний и разместить на официальном интернет-сайте администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в сети Интернет: http:// kumak1.ucoz.ru.
Постановлением и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет Новоорского района К.С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ Иванову С.В. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров /магазины товаров первой необходимости.
Постановлено опубликовать данное постановление на сайте и в газете «Вестник Кумакского сельсовета».
Таким образом, из представленных суду материалов, следует, что процедура выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Иванову С.В. была соблюдена.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком нарушены положения п. 11.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11.1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Из ответа администрации МО Новоорский район от 20.11.2020 года на заявление Наточий Л.А. от 22.11.2020, перенаправленного СВТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 29.10.2020 №, а также письменного обращения ГЖИ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что был осуществлен выезд специалистов отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Новоорский района на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
В результате выезда установлено, что на земельном участке располагаются индивидуальный жилой дом и магазин ориентировочно размером 6 на 14.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных ч. 6.1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в государственный строительный надзор направлено письмо о нарушении обязательных требований Градостроительного кодекса РФ, а именно: строительство без разрешения на строительство, предусмотрено ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 72 Земельного кодекса РФ данное обращение направлено в администрацию МО Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, для проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля, с учетом особенностей указанных в ч. 5, 6, 7, 8, 9, ст. 72 ЗК РФ.
Согласно ответу и.о. главы администрации МО Кумакский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, находится в собственности Иванова С.В. Разрешение на строительство объекта с администрацией Кумакский сельсовет не согласовывали, так как полномочия в сфере архитектуры и градостроительства передано Новоорскому району по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области от 28.01.2021 года следует, что в декабре от администрации МО Новоорский район в инспекцию на рассмотрение поступила информация относительно незаконного строительства магазина на земельном участке по адресу: <адрес>.
Специалистами инспекции была проведена выездная проверка, по результатам которой, в порядке, установленном ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в администрацию МО Новоорский район направлено уведомление от 14.01.2021 № о выявлении самовольной постройки для дальнейшего принятия решения.
Как следует из материалов дела, уведомление о выявлении самовольной постройки из государственного строительного надзора в администрацию Кумакского сельсовета не направлялось
В соответствии со ст. 55.32, Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Материалами дела установлено, что на момент проведения публичных слушаний (12.01.2021) и вынесения постановления о предоставлении разрешения на условный разрешенный вид использования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в администрации МО Кумакский сельсовет отсутствовали официальные сообщения полномочных органов о том, что магазин, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой.
Других доводов, свидетельствующих о незаконности выданного разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства, истцом не представлено.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178, 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Наточий Л.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья А.И. Левченков
Мотивированное решение суда изготовлено 11 мая 2021 года.
Судья А.И. Левченков