Решение по делу № 2а-296/2021 от 06.11.2020

46RS0030-01-2020-010811-07

Дело № 2а-296/27-2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    02 марта 2021 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего - судьи Токмаковой Е.В.,

при секретаре Арепьеве Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С., УФССП России по Курской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 28.10.2020 года и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С., УФССП России по Курской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С. от 28.10.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и освобождении комитета от уплаты исполнительского сбора, указав, что решением Промышленного районного суда г. Курска от 09.07.2020 года комитет социального обеспечения Курской области обязали предоставить Толмачеву Ю.В., 12.04.1988 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Мантуровского района Курской области; решение обжаловано не было и вступило в законную силу 18.08.2020. На основании исполнительного листа судебный пристав-исполнитель 31.08.2020 года вынес постановление о возбуждении исполнительного производства, комитету предложено в срок 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить решение суда; постановление поступило в комитет 15.09.2020 года. 28.10.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с комитета исполнительского сбора, которое поступило в адрес комитета 29.10.2020 года. Поскольку в решении суда не установлен конкретный срок предоставления жилого помещения Толмачеву Ю.В., а также в нем отсутствуют указания на внеочередность его предоставления, то предоставление жилого помещения осуществляется в общем порядке. По дате наступления права на обеспечение жилым помещением Толмачев Ю.В. числится под номером 744. Толмачев Ю.В. будет обеспечен жилым помещением в порядке, установленном Законом Курской области, после обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло раньше, чем у Толмачева Ю.В. О том, что в Курской области установлена очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам, судебному приставу-исполнителю было известно. В тоже время, приобретение жилья осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2020 году комитетом проведен электронный аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Мантуровском районе Курской области, по результатам которого, заключен государственный контракт от 25.08.2020 года №103; пунктом 4.1 указанного контракта установлен срок предоставления жилых помещений – до 10.12.2020 года. Процесс приобретения и предоставления жилья носит объективно длительный характер и занимает по продолжительности значительный период времени. Таким образом, комитет принимает все возможные меры по исполнению решения суда в рамках действующего законодательства. Комитетом будет предоставлено жилое помещение Толмачеву Ю.В. только после проведения всех предусмотренных законодательством РФ процедур.

Определениями Ленинского районного суда г. Курска к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Толмачев Ю.В., Администрация Курской области.

В судебное заседание представитель административного истца - комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом; ходатайствовал о слушании дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - УФССП России по Курской области в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом; представил отзыв на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукина К.С., представитель заинтересованного лица - Администрации Курской области в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; ходатайств не поступало.

Заинтересованное лицо Толмачев Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; представила ходатайство о слушании дела в ее отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения административного иска.

Суд, в соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. ст. 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах» определено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом «Об исполнительном производстве», согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

При этом закон строго регламентирует основания и порядок его взыскания.

Согласно положениям ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2)

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112).

Из п. 7 ст. 112 Федерального закона следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (ч. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений ч. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда г. Курска от 09.07.2020 года было постановлено: «Обязать комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставить Толмачеву Ю.В., 12.04.1988 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Мантуровского района Курской области». Решение вступило в законную силу 18.08.2020 года.

31.08.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С. на основании исполнительного листа ФС № 025853293, выданного 09.07.2020 года Промышленным районным судом г. Курска, возбуждено исполнительное производство № 154989/20/46001-ИП в отношении должника - комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление получено административным истцом (должником по исполнительному производству) 15.09.2020 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на постановлении.

28.10.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С., в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании с комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Из материалов дела следует, что в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области», в 2020 году комитетом проведен электронный аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Мантуровском районе Курской области, по результатам которого, заключен государственный контракт от 25.08.2020 года №103; пунктом 4.1 указанного контракта установлен срок предоставления жилых помещений – до 10.12.2020 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в неисполнении решения суда от 09.07.2020 года в установленный срок, в связи с чем заявленное административным истцом требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Освобождение от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С. от 28.10.2020 года о взыскании с комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей является законным и обоснованным, в связи с чем требование административного истца в этой части подлежит отклонению.

На основании указанного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Освободить комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С. от 28.10.2020 года по исполнительному производству от 31.08.2020 года № 154989/20/46001-ИП.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 04 марта 2021 года.

Судья:         

2а-296/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комитет социального обеспечения курской области
Ответчики
СПИ МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукина Карина Сергеевна
УФССП России по Курской области
Другие
Администрация Курской области
Толмачев Юрий Валериевич
Суд
Ленинский районный суд г. Курск
Судья
Токмакова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
lensud.krs.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация административного искового заявления
06.11.2020Передача материалов судье
09.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Подготовка дела (собеседование)
17.11.2020Рассмотрение дела начато с начала
07.12.2020Предварительное судебное заседание
21.12.2020Предварительное судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Предварительное судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее