Решение по делу № 12-6/2023 (12-515/2022;) от 18.08.2022

Дело № 12-6/2023

УИД 29RS0014-01-2022-005337-80

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15

20 марта 2023 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу Шадрина В. А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. о назначении административного наказания от 28 июля 2022 года №06-01-44/2022,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. от 28 июля 2022 года №06-01-44/2022 должностное лицо – директор департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадрин В. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Шадрин В.А. не согласился с указанным постановлением должностного лица, подал жалобу в суд. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что объект благоустройства общественная территория «Наб. Северной Двины» не может рассматриваться как объект капитального строительства, поскольку является объектом благоустройства. Кроме того указывает, что при осуществлении работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в городе Архангельске обязанность по постановке объекта HBOC на государственный учет возникла у МУП «Городское благоустройство», непосредственно осуществляющего работы благоустройству общественной территории.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитника Шадрина В.А.Неверову А.С., исследовав дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно понятию правонарушения в ч.1 ст.2.1 Кодекса, им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу закрепленного в ст.1.6 Кодекса основополагающего конституционного принципа законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом, принцип законности на всех стадиях дела требует неукоснительного выполнения как задач производства по делам об административных правонарушениях, так и полного установления обстоятельств подлежащих выяснению по делу, которые в свою очередь проверяются относящимися к делу необходимыми и достаточными доказательствами, собранными в соответствии с требованиями закона (ст.ст. 24.1, 26.1 - 26.2 Кодекса).

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела между департаментом городского хозяйства Администрации ГО «Город Архангельск» и муниципальным унитарным предприятием «Городское благоустройство» заключен муниципальный контракт от 10.11.2021 № 10-ГС на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске.

Приложениями к контракту является техническое задание, локальный сметный расчет, также имеются изображения в качестве технической документации о расположении объекта, его составных частей (то есть схема).

От имени заказчика контракт подписан директором департамента городского хозяйства Администрации ГО «Город Архангельск» Шадриным В.А.

Из технического задания и локального сметного расчета следует, что подрядчиком должны быть проведены следующие работы: расчистка площадей от кустарников и мелколесья вручную: при средней поросли, демонтаж верхнего строения деревянных свайных причалов, погрузка леса пиленого, погонажа плотничного шпал, перевозка грузов автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т, разгрузка леса пиленого, погонажа плотничного, шпал, погрузка мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м?, перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, засыпка траншей и котлованов с перемещением груза до 5 м бульдозерами, крепление откосов камнем насухо с устройством одиночного мощения на подстилающем слое: из щебня или гравия, устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне, укладка камня массой 500-2500 кг с берега гусеничным краном в закрытой акватории, мощение дна и откосов кюветов камнем и щебнем, крепление дна и откосов каналов сборными железобетонными и сталефибробетонными плитами, омоноличивание стыка плит, изготовление свай из стальных труб диаметром 159x6 мм, длинной 6 м, погружение винтовых свай длинной 6 метров, диаметром 159x6 мм на глубину 3 м гидровращателем на автомобиле, заполнение бетонных полых свай и свай-оболочек, сборка с помощью лебедок ручных (с установкой и снятием их в процессе работы) или вручную (мелких деталей), монтаж металлических эстакад, балок, мостов под механизмы служебных пешеходных мостиков, обработка поверхности пескоструйным аппаратом, обеспыливание поверхности, огрунтовка металлических поверхностей за один раз: грунтовкой, устройство настила, монтаж ограждающих конструкций.

Прокуратурой города 16.06.2022 в 14 часов 00 минут осуществлен выезд по месту производства работ (г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, в районе ул. Поморской), установлено, что ряд работ по строительству объекта капитального строительства выполнены (расчистка площадей от кустарника и мелколесья, погружение винтовых свай, монтаж металлических эстакад, балок), а также ведутся работы по устройству настила, погрузочные (разгрузочные) работы с помощью автокрана.

Из объяснений директора МУП «Городское Благоустройство» Кузнецова А.С. от 29.06.2022 следует, что фактически работы по контракту начаты с 11.11.2021 и завершены 22.06.2022. В этот период консервация объекта не осуществлялась, работы проходили в постоянном режиме.

В рамках работ произведен монтаж металлического каркаса на винтовых сваях с деревянным настилом. Сваи закручены в землю в границах земельного участка с кадастровым номером 29:22:050518:144 за пределами акватории водного объекта в границах водоохранной зоны реки Северная Двина. Сваи внутри залиты бетоном, соединены с верхним настилом через элемент обвязки, который представляет собой балочный металлический каркас. Крепление обвязки к сваям — сварочное.

ГКУ АО «ГУКС» письмом от 17.06.2022 № 2712 сообщило, что работы, проводимые в рамках Контракта, относятся к работам по возведению объекта капитального строительства.

В соответствии с письмом ГАУ АО «Управление государственной экспертизы» от 14.06.2022 № 595, работы по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины», включающей в себя берегоукрепительные работы, с установкой свай и монтажом настила, устройством ограждений - являются объектом капитального строительства.

Со ссылкой на указанные обстоятельства, а также то, что на государственный учет данный объект не поставлен, направление соответствующей заявки в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора о постановке объекта на государственный учет не позднее чем 11.05.2022 директором департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадриным В.А. не обеспечено, должностное лицо Северного межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о нарушении Шадриным В.А. требований пунктов 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что послужило основанием для привлечения должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадрина В.А. к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.

Действительно, пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

В силу пункта 10.2 указанной статьи некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) - это объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдений нормативов качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Целью такого учета является получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п.1 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.3 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, а объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

В силу п.2 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно пункту 6 раздела III Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является основанием для отнесения такого объекта к объектам III категории.

Как указала государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдырева А.В. в своем постановлении, работы по возведению капитального сооружения в рамках выполнения работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске в водоохранной зоне р.Северная Двина проводились с 11.11.2021 и завершены 22.06.2022 между тем, на государственный учет данный объект не поставлен, направление соответствующей заявки в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора о постановке его на государственный учет не позднее, чем 11.05.2022, директором департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадриным В.А. не обеспечено.

Между тем объект благоустройства общественная территория «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске не является объектом капитального строительства.

Указанное подтверждено заключением эксперта ФБУ Архангельска ЛСЭ Минюста России №944/3-4 от 03.03.2023, согласно которому «работы в рамках муниципального контракта №10-ГС «по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г.Архангельске являются работами по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» и не являются работами по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, поскольку не попадают в понятие объект капитального строительства» (судебная экспертиза проведена по делу №12-4/2023 по жалобе защитника Шадрина В. А.Белозеровой Н. В. на постановление руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Попова А.В. от 19 июля 2022 года №03-23/5).

Указанное заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Оснований не доверять результатам судебной экспертизы не имеется, поскольку экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, полно и объективно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую компетентность в вопросах, поставленных судом на разрешение, и необходимый стаж экспертной работы, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений не вызывают.

Выводы, изложенные в заключении эксперта ФБУ Архангельска ЛСЭ Минюста России №944/3-4 от 03.03.2023, в полном объеме согласуются с выводами, изложенными в экспертном заключении №1927 от 19.12.2022, выполненном экспертами ООО «Группа Ю.С.Т.Э» г. Москва, и техническом заключении № 2812/22 по состоянию на январь 2023 года, подготовленном ООО «Экспертно-конструкторское бюро» г. Москва, по результатам технического обследования элементов благоустройства общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске», представленными стороной защиты.

Кроме того, пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ установлено, что объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Таким образом, при осуществлении деятельности по строительству обязанность по постановке объекта HBOC на государственный учет возникает у юридического липа, непосредственно осуществляющего работы по строительству на строительной площадке.

Данное разъяснение дано Министерством природных ресурсов и экологии РФ в письме от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531.

В свою очередь из материалов административного дела следует, что между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» и МУП «Городское благоустройство» был заключен муниципальный контракт №    10-ГС от 10.11.2021, в соответствии с которым именно МУП «Городское благоустройство» выполняло работы по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в городе Архангельске в соответствии, в том числе с техническим заданием. Объект МУП «Городское благоустройство» был передан по акту приема передачи 10.11.2021.

В соответствии с пунктом 7 технического задания работы Подрядчиком должны быть выполнены в соответствии, в том числе с Градостоительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 7 технического задания Подрядчик несет ответственность, в том числе за экологическую безопасность.

Таким образом, при осуществлении работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в городе Архангельске обязанность по постановке объекта HBOC на государственный учет возникла у МУП «Городское благоустройство», непосредственно осуществляющего работы благоустройству общественной территории.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. от 28 июля 2022 года №06-01-44/2022, состоявшееся в отношении должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадрина В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. о назначении административного наказания от 28 июля 2022 года №06-01-44/2022, вынесенное в отношении должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадрина В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева

12-6/2023 (12-515/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Шадрин Владимир Александрович
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Пяттоева Лариса Эдуардовна
Статьи

8.46

Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
18.08.2022Материалы переданы в производство судье
22.08.2022Истребованы материалы
06.10.2022Поступили истребованные материалы
30.11.2022Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее