Решение по делу № 3а-24/2019 от 11.01.2019

№3а-24/2019

РЕШЕНИЕ

           Именем Российской Федерации

29 марта 2019 года                                                              г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего: судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Залевской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благинина Андрея Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Благинин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в Амурский областной суд, в обоснование, указав, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области от 29.11.2016 года № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» на территории Амурской области утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2016 года утверждена в размере 11 997 111 руб. 20 коп.

В связи с несогласием установленной кадастровой стоимостью, Благинин А.А. обратился к независимому оценщику ООО «Амур», из отчета №444-16-4-18 от 25.12.2018 которого усматривается, что рыночная стоимость указанного объекта составляет 6 086 000 руб.

Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

На основании изложенного, административный истец просит суд пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>, и установить с 26.12.2016 кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной рыночной стоимости в размере 6 086 000 руб.

Представитель Управления Росреестра по Амурской области –              Кантамирова О.Н. в письменном отзыве указала, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению только в случае представления отчета, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Позиция представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области отражена в письменном отзыве, согласно которой представленный отчёт независимого оценщика может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренных нормами федерального законодательства о государственном кадастре недвижимости. Рассмотрение данного спора оставляет на усмотрение суда. Представитель просил суд рассмотреть дело в отсутствие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области.

Представитель министерства имущественных отношений Амурской области – Соловьёва С.А. в письменном отзыве на иск указала, что рассмотрев отчет, министерство не обнаружило грубых нарушений ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. Просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

20 февраля 2019 года в судебном заседании представитель административного истца Благинина А.А. – Сокольникова К.А. заявила ходатайство об уточнении требований административного искового заявления, в котором указала, что вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от 11 июля 2018 года решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 02 марта 2017 года №136 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м, по <адрес>, признано незаконным. Судом постановлено: исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, внесённые на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области от 02 марта 2017 года №138; восстановить величину кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2016 года в размере 11 997 111, 02 руб.

Поскольку кадастровая стоимость восстановлена по состоянию на 01 января 2016 года, с учетом уточнения, просила суд пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>, и установить с 01.01.2016 кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной рыночной стоимости в размере 5 824 000 руб. К уточненному заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости приложен отчет об оценке рыночной стоимости №444-16-4-8 по состоянию на 1 января 2016 года.

Определением Амурского областного суда от 20 февраля 2019 года приняты к производству суда уточненные требования административного истца.

Представитель Правительства Амурской области – Орлова К.Н. в письменном отзыве на иск указала, что рассмотрев отчет №444-16-4-8, подготовленный ООО «Амур», министерство не обнаружило грубых нарушений ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. Просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

В судебном заседании представитель административного истца                   Благинина А.А. – Сокольникова К.А. настаивала на удовлетворении административного искового заявления, с учетом уточнения.

Иные, участвующие в деле лица, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 247 КАС РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Благинин А.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области от 29.11.2016 года № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» на территории Амурской области утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2016 года утверждена в размере 11 997 111 руб. 20 коп.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объекта недвижимости,             административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, решением Комиссии от 02 марта 2017 года №136 кадастровая стоимость объекта недвижимости пересмотрена и утверждена в сумме 3 591 000 руб.

Вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от 11 июля 2018 года решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 02 марта 2017 года №136 признано незаконным. Сведения о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, внесённые на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области от 02 марта 2017 года №136, исключены из ЕГРН. Восстановлена величина кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>, в размере 11 997 111 руб. 20 коп.

Между тем, в соответствии с отчетом ООО «Амур»                №444-16-4-18 от 13 февраля 2019 года рыночная стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2016 составляет 5 824 000 руб.

Поскольку Благинин А.А. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , результаты определения кадастровой стоимости которого влияют на размер налога на имущество физических лиц, который рассчитывается из кадастровой стоимости объекта недвижимости, что затрагивает его права и обязанности, суд полагает, что он вправе оспорить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, на основании п. 15 ст.20 КАС РФ, подается в областной суд по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном ст.24 КАС РФ.

Согласно ст.24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и подлежит рассмотрению по правилам главы 25 КАС РФ (п.п.2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абз.38 ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с п.5 ст. ст.247 КАС РФ, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (ч. 2 ст. 246 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В связи с чем, отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Амур» №444-16-4-18 от 13 февраля 2019 года, как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).

Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).

Как указано в пункте 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Так, из отчета № 444-16-4-18 от 13 февраля 2019 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного                               ООО «АмурОценка», следует, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>, по состоянию на 01.01.2016 составляет 5 824 000 руб.

Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости, оценка объекта выполнена на основе анализа данных технического паспорта на нежилое помещение; нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе, наиболее эффективном использовании объекта недвижимости, а также анализа рынка недвижимости в Амурской области. Для получения достоверных результатов при проведении оценки специалистом использованы два подхода: сравнительный и доходный. Даны четкие обоснования неприменения затратного подхода. При оценке оценщик исходил из предположения, что имущество не заложено и не обременено долговыми обязательствами и ограничениями на их возможное использование.

Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Отчёт №444-16-4-18 от 13 февраля 2019 года выполнен оценщиком                        ООО «Амур» - Берьяновой Г.В., являющаяся членом Саморегулируемой организации союза оценщиков «Сибирь»; гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности с 03.04.2018 по 02.04.2019); имеющей квалификационный аттестат от 26.03.2018, по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», из чего следует, что оценщик соответствует требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности установленных ст. ст. 4, 15, абз.4 ст.15.1 и ст.24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Доказательств, опровергающих выводы оценщика, выполнившего Отчёт об оценке спорного объекта недвижимости от 13 февраля 2019 года                    №444-16-4-18, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не представлено.

Кроме этого, не представлено доказательств, об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также доказательств, которые могли бы подставить под сомнение достоверность названного отчёта об оценке, ходатайства о проведении судебной экспертизы о достоверности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не заявлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Отчёт об оценке от 13 февраля 2019 года №444-16-4-18 является допустимым доказательством, согласно п.1 ст.61 КАС РФ.

В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ и абзаца 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 6 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.

Согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого заявителем объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Как следует из постановления Правительства Амурской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» от 29.11.2016 N 536, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних (минимальных) значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов Амурской области.

Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №361-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, с учетом в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд находит подлежащими удовлетворению требования                      Благинина А.А. о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 226,3 кв.м., расположенного по <адрес>, <адрес>, и установить с 01 января 2016 года кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 5 824 000 (пять миллионов восемьсот двадцать четыре тысячи) рублей.

Датой подачи административного искового заявления в Амурский областной суд считать 11 января 2019 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Амурского областного суда                                        А.П. Бушманов

3а-24/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Благинин Андрей Анатольевич
Ответчики
Правительство Амурской области
Другие
Администрация г. Благовещенска
ООО "АмурОценка"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Амурской области"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
Сокольникова Ксения Александровна
Матвеева Елена Валерьевна
Суд
Амурский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
29.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее