Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 октября 2023 года г. Касли
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Янковской С.Р.,
при секретаре Михеевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой В.П. к Главному управлению лесами по Челябинской области Государственному казенному учреждению (Управление лесничеством) территориальный отдел (Каслинское лесничество), Главному управлению лесами Челябинской области, администрации Булзинского сельского поселения о признании незаконными и отмене акта о лесном пожаре, претензии (предписания) о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Агеева В.П. обратилась в суд с иском к Главному управлению лесами по Челябинской области Государственному казенному учреждению (Управление лесничеством) территориальный отдел (Каслинское лесничество), Главному управлению лесами Челябинской области, администрации Булзинского сельского поселения, просит признать незаконным акт № о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, претензию (предписание) о необходимости обязательств по оплате причиненного пожаром ущерба от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обнаружен лесной пожар. Начальником территориального отдела «Каслинское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № о лесном пожаре. ДД.ММ.ГГГГ ГУ лесами по Челябинской области в адрес истца направлена претензия о необходимости исполнения обязательств по оплате ущерба, причиненного пожаром, в размере 2 526 305 рублей 96 копеек. Пожар ДД.ММ.ГГГГ начался с несанкционированной свалки бытовых отходов и распространился по полям с нескошенной травой, в том числе на принадлежащий истцу земельный участок. Полагает, что пожар возник вследствие бездействия администрации Булзинского сельского поселения, допустившей возникновение несанкционированной свалки бытовых отходов.
В судебное заседание истец Агеева В.П. не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещена.
В судебном заседании представитель истца адвокат Пахтусова И.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить. Указала, что Агеева В.П. не является виновником лесного пожара, не отрицала, что постановление по делу об административном правонарушении Агеевой В.П. не обжаловалось, штраф оплачен.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами» Главное управление лесами по Челябинской области, территориальный отдел (Каслинское лесничество) на Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Челябинской области».
В судебное заседание представитель ответчика Главное управление лесами Челябинской области, не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил по делу письменный отзыв (л.д.48-50).
В судебном заседании представитель ответчика Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Челябинской области» Сенякина С.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указывая на их безосновательность. Указала, что претензия направлена истцу после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, которое Агеевой В.П. не оспаривалось.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Булзинского сельского поселения не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с 1. ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости выданной ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 94000+/-306 кв.м., правообладатель Агеева В.П., регистрация права ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости выданной ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 94000+/-306 кв.м., правообладатель АЮБ, регистрация права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75).
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ГКУ «Челябинсклес» Территориальный отдел «Каслинское лесничество» возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, с указанием на то, что ДД.ММ.ГГГГ в квартале <адрес> возник пожар. После ликвидации пожара площадь возгорания на землях лесного государственного составила 3,2 га.
ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела «Каслинское лесничество» РВВ, составлен акт о лесном пожаре №, об обнаружении в 12 часов 56 минут ДД.ММ.ГГГГ лесного пожара <адрес> Данный участок является арендованной территорией ООО «Тюбуклес». Пожар обнаружен инженером ОИЗЛ ООО Тюбуклес ГКА в ходе патрулирования. Тушение пожара начато ДД.ММ.ГГГГ, пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут пожарной командой ООО «Тюбуклес», на пожаре работали 9 человек, трактор МТЗ-82, пожарная машина, УАЗ. Площадь пожара составила 3,2 га. В результате пожара потеряна древесина на корню 540 кв.м. на сумму 2 518 835 рублей. Стоимость работ по тушению пожара составила 7 470 рублей 96 копеек, общая сумма ущерба 2 526 305 рублей 96 копеек (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ по факту пожара от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агеевой В.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Агеева В.П. при составлении протокола присутствовала, копию протокола получила, давала объяснения по факту правонарушения, а также была извещена о времени и месте рассмотрении материалов по фактам нарушения законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственного казенного учреждения» Управление лесничествами Челябинской области», заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Челябинской области ЧВА вынесено постановление о назначении административного наказания в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которым Агеева В.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. Как следует из постановления, причиной лесного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> является переход огня с земельного участка с кадастровым номером №. Данный участок не был опахан противопожарной минерализованной полосой или отделен от леса иным противопожарным барьером.
Указанное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Каслинского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности в размере 5 000 рублей с Агеевой В.П. в пользу Главного управления лесами по Челябинской области окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.72-73).
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» Территориальный отдел «Каслинское лесничество» Агеевой В.П. направило претензию № о необходимости исполнения обязательств по оплате причиненного пожаром ущерба в размере 2 526 305 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В соответствии с п. 70 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313, действовавших на 10.05.2021 (далее также - Правила тушения лесных пожаров) в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре.
В данном акте указываются: дата, время составления акта; фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего акт; фамилии, имена и отчества присутствующих при составлении акта лиц; дата, время и место обнаружения лесного пожара, расстояние от ближайшего населенного пункта или дороги, реки на лесосеке или на месте работы предприятия, организации; кем обнаружен лесной пожар, с помощью каких средств (если пожар был обнаружен работником лесопожарной организации); общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01); дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством); что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара. Если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указать вид нарушения и предполагаемое время его совершения; лица, причастные к возникновению лесного пожара (указать фамилию, имя, отчество, место работы, должность и их местожительство). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются данные, необходимые для расследования; дата и время начала тушения; площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дата и время локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; дата и время ликвидации лесного пожара с указанием, какими силами ликвидирован; трудозатраты выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара (в том числе доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от лесного пожара); применявшиеся способы и средства тушения лесного пожара; принятые меры к окарауливанию лесного пожара; ответственное за окарауливание лицо; предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба); должность, фамилия, имя и отчество лица, руководившего тушением пожара; перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от потерь древесины на корню, уничтожения огнем культур, молодняков, от потерь готовой продукции, стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров; должность, место работы, фамилия, имя, отчество и подпись лица, составившего акт; объем и породный состав вырубаемой древесины при создании противопожарных барьеров и временных посадочных площадок для вертолета (с 01.03.2023 действуют Правила тушения лесных пожаров, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.04.2022 № 244, в которых содержится п.73 аналогичного содержания).
Согласно разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
Пунктом 7 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По смыслу указанной нормы, причинение вреда может быть совершено как действием (действиями), так и бездействием, например вследствие неисполнения возложенной законом, иным нормативным актом или договором обязанности.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между ними, а также вину причинителя вреда.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в гражданско-правовых отношениях установлена презумпция вины в причинении вреда, в том числе когда таковая заключается в необеспечении мер пожарной безопасности при содержании своего имущества лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Истцом Агеевой В.П. заявлены требования о признании незаконными акта о лесном пожаре и претензии о возмещении ущерба.
Как следует из вышеприведённых положений Правил тушения лесных пожаров, в каждом случае лесного пожара составляется акт о лесном пожаре. Сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ пожар имел место быть, акт о лесном пожаре составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям п. 70 Правил, и является документом, отражающим фактические обстоятельства случившегося пожара, в связи с чем оснований к признанию такого акта незаконным и его отмене у суда не имеется.
Действительно, данный акт, как и предусмотрено п. 70 Правил, содержит указание на установленное нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и лицо, причастное к возникновению лесного пожара, а также расчет и обоснование размера ущерба, с чем истец выражает несогласие, вместе с тем, данный документ не является актом, устанавливающим вину Агеевой В.П. в причинении лесного пожара, равно как и документом, обязывающим Агееву В.П. возместить ущерб.
Далее, претензия о необходимости исполнения обязательств по оплате причиненного пожаром ущерба, является, по сути, предложением о досудебном урегулировании спора и добровольном возмещении ущерба в порядке, установленном п. 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд не усматривает оснований к расцениванию данной претензии в качестве предписания, обязывающего Агееву В.П. возместить ущерб, в таком случае речь шла бы об оспаривании ненормативного акта, исходящего от органа, осуществляющего публичные полномочия, подлежащем рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного производства (глава 22). На это обстоятельство в своем отзыве указал и представитель ответчика Главного управления лесами Челябинской области, при этом заявив о пропуске истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Претензия как предложение ответчика в добровольному возмещению ущерба не может быть признана незаконной и отменена, поскольку не нарушает ни каких-либо норм права, ни права, свободы и законные интересы истца.
Доводы истца Агеевой В.П. о несогласии с виной в причинении ущерба окружающей среде вследствие лесного пожара, подкрепленные показаниями свидетелей ГИС, ШВМ, равно как и о несогласии с размером причиненного ущерба, в отсутствие предъявленных к ней исковых требований о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, могут быть разрешены судом при заявлении соответствующих требований, в данном же случае доказательств нарушения прав истца самим фактом составления акта о пожаре и предъявления претензии (предложения) о возмещении ущерба, суду не представлено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошел лесной пожар, причиной которого, в соответствии с вышеуказанным постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, явился переход огня с земельного участка истца, который в нарушение правил пожарной безопасности не имел противопожарного барьера.
Определением Каслинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Агеевой В.П. отказано в принятии искового заявления в части требований о признании незаконным протокола об административном правонарушении. Агеевой В.П. разъяснено право обжаловать принятые по делу об административном правонарушении решения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
В связи с чем в данном деле суд не принимает доводы представителя истца, выражающего несогласие с протоколом об административном правонарушении.
Вместе с тем, с учетом положений ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, постановление несудебного органа по делу об административном правонарушении не является преюдициальным при решении вопроса об установлении вины Агеевой В.П. в лесном пожаре, повлекшем ущерб окружающей среде, в связи с чем истец вправе как доказывать свою невиновность при предъявлении к ней иска о возмещении ущерба, так и самостоятельно оспаривать решения (действия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности, в соответствующем судебном порядке.
Суд, принимая решение в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Челябинской области», Главному управлению лесами Челябинской области, о признании незаконными акта о лесном пожаре и претензии о возмещении ущерба, в связи с тем, что данные акты не являются незаконными и не нарушают права и законные интересы истца, а в отношении ответчика администрации Булзинского сельского поселения, кроме того, и в связи с тем, что оспариваемые акт и претензия данным ответчиком не принимались.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Агеевой В.П. к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Челябинской области», Главному управлению лесами Челябинской области, администрации Булзинского сельского поселения о признании незаконными и отмене акта о лесном пожаре, претензии (предписания), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, в течение одного месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
п/п: Председательствующий судья Янковская С.Р.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
п/п Судья Янковская С.Р.