Решение по делу № 11-4/5/2021 от 10.03.2021

Дело № 11-4/5/2021                        Мировой судья

(<данные изъяты>)                    Блинова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2021 года    пгт Пижанка

Советский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Найдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 34 Советского судебного района Кировской области от 09.02.2021 по иску прокурора Пижанского района в интересах Шараповой Л.М. к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроснабжения, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Пижанского района в интересах Шараповой Л.М. удовлетворить.

Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Шараповой Л.М. расходы, понесенные на оплату отопления и электроснабжения, в размере 34 336 рублей 12 копеек.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пижанского района Кировской области, действующий в интересах Шараповой Л.М., обратился к мировому судье с иском к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ».

В обоснование заявленных требований указал, что Шарапова Л.М. работает в КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» с 1978 года в должности медицинской сестры. В соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (действовавших до 01.01.2012), Шарапова Л.М. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до декабря 2004 года (включительно). С 01.01.2005 предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено.

В соответствии со ст. 12 Закона Кировской области от 17.12.2020 № 434ЗО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Шараповой Л.М. была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января по декабрь 2020 года в сумме 7 536 руб. Супругу Шараповой Л.M. – Ш.В.Н. за период с января по декабрь 2020 года была начислена компенсация расходов на жилищно-коммунальные услуги в сумме 13 013 руб. 81 коп. За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Шарапова Л.M. за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по содержанию жилья, отоплению и освещению.

Как было установлено, в 2005-2020 гг. меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами государственной власти Кировской области, установлены не были. Данное обстоятельство не должно нарушать право истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01.01.2005.

Шарапова Л.M. была вынуждена обратиться в прокуратуру района по вопросу устранения нарушений её прав в части непредоставления ей льгот по оплате коммунальных услуг. За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Шарапова Л.M. заплатила за отопление и электроснабжение 54 885 руб. 93 коп. При этом, истцу и её мужу Ш.В.Н. была начислена компенсация по оплате ЖКУ в сумме 20 549 руб. 81 коп. За указанный период Шарапова Л.M. за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по отоплению и освещению в размере 34 336 руб. 12 коп.

Прокурор Пижанского района Кировской области, действующий в интересах Шараповой Л.М., просил взыскать в пользу последней с КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ», министерства финансов Кировской области расходы, понесенные на оплату коммунальных услуг в размере 34 336 руб. 12 коп.

По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

Министерство финансов Кировской области с решением мирового судьи не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, отказать прокурору Пижанского района Кировской области, действующему в интересах Шараповой Л.М., в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего. Шараповой Л.М. ежемесячно за счет средств областного бюджета выплачивается частичная компенсация расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение (в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО). Указанное свидетельствует о том, что обязательство субъекта РФ – Кировской области перед истцом выполнено в полном объеме. Считают, что если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Факт предоставления истцу льгот до 01.01.2005 должен подтверждаться допустимыми доказательствами. Законом Кировской области от 28.10.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельной категории специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и поселках городского типа области» прямо установлено предоставление медицинским работникам льгот в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, субъектом РФ – «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в Законе Кировской области от 28.10.2004 № 267-ЗО. На субъект РФ – «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством, ежемесячной 100 %-ной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Поскольку в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств, полагает, что взыскание расходов должно осуществляться за счет средств Федерального бюджета.

Материальный истец Шарапова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах неявки суд не уведомила.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Пижанского района Зонов Д.С. поддержал имеющиеся в материалах дела возражения на апелляционную жалобу, просил оставить оспариваемое решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.

Представители ответчиков – министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – министерства здравоохранения Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Указанная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004).

В то же время, пунктом 50 статьи 35 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 дополнена ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 частями 4, 5, 6 следующего содержания:

«Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в абзаце 3 пункта 3 определения от 12.07.2006 № 375-О, пункт 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции данного Федерального закона), меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти. Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников определяется в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Согласно преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, указанный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.

В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, часть 1 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. призвана обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не может рассматриваться как не допускающая реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, из смысла ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Установлено, что Шарапова (Журавлёва) Л.М. с 02.10.1992 и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с членами семьи, в том числе, с мужем Ш.В.Н. (л.д. 9-11, 17).

15.03.1978 Шарапова (Журавлёва) Л.М. принята на должность медсестры в ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница»; с 25.03.1978 – переведена на должность акушерки <данные изъяты>; с 18.04.1985 – переведена фельдшером <данные изъяты>; с 26.03.1991 – переведена на должность медицинской сестры <данные изъяты>; с 01.01.1993 – назначена старшей медицинской сестрой <данные изъяты>, где и работает по настоящее время (при этом, ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница» с 22.06.2005 было переименовано в МУЗ «Пижанская центральная районная больница», а с 01.01.2012 – в КОГБУЗ «Пижанская центральная районная больница») (л.д. 12-15).

Из Устава КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» (с учетом внесенных в него изменений) следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является Кировская область; функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области (п. 1.5 Устава) (л.д. 23-31).

Факт предоставления Шараповой Л.М. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до 01.01.2005 подтверждается сметой расходов и расчетом к смете расходов ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница» на 2004 год, где в списке работников, которым бесплатно предоставлялись квартиры с отоплением и освещением, указана Шарапова Л.М., суммы льгот относились на лечебное учреждение (л.д. 32-34).

В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Шарапова Л.М. понесла расходы на отопление жилого помещения в сумме 41 230,93 руб., за освещение (электроэнергию) – 13 655,00 руб., а всего 54 885,93 руб. (л.д. 22).

При этом, за указанный период истцу выплачена частичная компенсация расходов на жилищно-коммунальные услуги в сумме 7 536 руб., а её супругу – в сумме 13 013,81 руб. (л.д. 20-21).

Суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу о том, что до «01» января 2005 года Шарапова Л.М. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.

Сославшись на нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 122-ФЗ от 22.08.2004, в том числе на ст. 153, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку у Шараповой Л.М. возникло право на получение льготы по оплате коммунальных услуг до 01.01.2005, то такое право сохраняется за истцом и, начиная с «1» января 2005 года, в связи с чем за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию в размере 34 336,12 руб. (с учетом произведенной истцом оплаты таких услуг в размере 54 885,93 руб. и частичной компенсации данной суммы в размере 20 549,81 руб.).

Поскольку Шарапова Л.М. работает в КОГБУЗ «Пижанская центральная районная больница», учредителем которого является Кировская область, функции и полномочия учредителя учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Кировской области. Согласно п.п. 1.1, 1.2 указанного Положения, министерство здравоохранения Кировской области (далее – министерство) является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, инструктивными и методическими указаниями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере здравоохранения, Уставом Кировской области, законами Кировской области, указами и распоряжениями Губернатора Кировской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Кировской области, распоряжениями Председателя Правительства Кировской области, Регламентом Правительства Кировской области, вышеназванным Положением о министерстве здравоохранения Кировской области.

В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005.

Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Шарапова Л.М., передано в собственность Кировской области, то расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию в размере 34 336,12 руб. подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которое является надлежащим ответчиком в части требований о взыскании компенсации расходов, понесенных истцом на оплату отопления и освещения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела мировой судья верно определил имеющие значение для дела обстоятельства; вынесенное решение соответствует нормам материального и процессуального права, является обоснованным, в связи с чем, основания для отмены или изменения решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы министерства финансов Кировской области отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 34 Советского судебного района Кировской области от 09 февраля 2021 года по иску прокурора Пижанского района в интересах Шараповой Л.М. к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроснабжения, – оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.

Судья                                    Н.С. Николина

11-4/5/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Шарапова Любовь Михайловна
Зыков Р.И.
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
КОГБУЗ "Пижанская ЦРБ"
Другие
Министерство здравоохранения Кировской области
Суд
Советский районный суд Кировской области
Судья
Николина Нина Степановна
Дело на сайте суда
sovetsky.kir.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.03.2021Передача материалов дела судье
11.03.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
26.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2021Дело оформлено
05.04.2021Дело отправлено мировому судье
26.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее