Дело № 3а-371/2021
УИД № 36OS0000-01-2021-000184-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 23 августа 2021 г.
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Краснопёровой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефановой С.Н. к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
административный истец Ефанова С.Н. обратилась в суд с названным выше административным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежат:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 270 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 560 466 руб.
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по производству товаров народного потребления, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 519 260,59 руб.
3. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 224 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складских помещений, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 9 967 784,62 руб.
4. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и складов, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 486 876,99 руб.
5. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и хранилищ, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 699 368,52 руб.
6. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 718 235,84 руб.
7. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 866 377,79 руб.
Ссылаясь на то, что установленный размер кадастровой стоимости значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении спорного земельных участков кадастровую стоимость равную рыночной стоимости, установленной в отчете частнопрактикующего оценщика Трюшникова Е.С. от 15.04.2021 № 09/04/21-01, в размере 214 900 руб., 3 184 000 руб., 5 750 300 руб., 4 519 900 руб., 4 441 700 руб., 1 568 100 руб., 1 840 900 руб.
Заинтересованными лицами на стороне административных ответчиков привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области, администрация городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, администрация Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Участвующие в деле лица и их представители в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Административный истец Ефанова С.Н. направила в суд уточненное административное исковое заявление, в котором просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной в размерах, определенных в заключении судебной экспертизы.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2020.
Судом установлено, что Ефановой С.Н. на праве собственности принадлежат:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 270 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 29 сентября 2017 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 11-13).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 560 466 руб. (л.д. 14).
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по производству товаров народного потребления, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 10 октября 2017 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 15-17).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 5 519 260,59 руб. (л.д. 18).
3. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 224 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складских помещений, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 27 декабря 2014 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 19-22).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 9 967 784,62 руб. (л.д. 23).
4. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и складов, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 10 октября 2017 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 24-26).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 7 486 876,99 руб. (л.д. 27).
5. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и хранилищ, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 19 августа 2014 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 28-30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 7 699 368,52 руб. (л.д. 31).
6. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 14 мая 2018 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 32-34).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 2 718 235,84 руб. (л.д. 35).
7. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 21 мая 2018 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 36-38).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2021 № кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 3 866 377,79 руб. (л.д. 39).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке от 15 апреля 2021 г. № 09/04/21-01, подготовленный частнопрактикующим оценщиком Трюшниковым Е.С. (л.д. 40-83).
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
По состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков определена в размере 228 690 руб., 3 672 000 руб., 6 631 632 руб., 4 981 068 руб., 5 122 440 руб., 1 808 460 руб., 2 028 780 руб. (л.д. 172-200).
Суд исходит из того, что данное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Выводы и расчеты эксперта мотивированы, подробны, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта лицами, участвующими в деле, не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии указанного заключения эксперта установленным требованиям лицами, участвующими в деле, не приведены.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, а также то, что участвующие в деле лица не представили доказательств несоответствия заключения эксперта действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд считает, что кадастровую стоимость земельных участков надлежит установить в размере, определенном в заключении эксперта.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26 апреля 2021 г. (дата почтового отправления), данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 237-ФЗ). Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ).
Частью 6 ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Отчет «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2020» выполнен бюджетным учреждением в сфере государственной кадастровой оценки Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», которое создано для определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки на территории Воронежской области (пункт 2.1.1 Устава).
На основании приведенного выше отчета приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г.
Таким образом, заявленные административным истцом в качестве административных ответчиков правительство Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области надлежащими ответчиками по делу не являются, в силу чего в удовлетворении иска к данным ответчикам должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ефановой С.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 270 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 228 690 (двести двадцать восемь тысяч шестьсот девяносто) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по производству товаров народного потребления, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 3 672 000 (три миллиона шестьсот семьдесят две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 224 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства складских помещений, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 6 631 632 (шесть миллионов шестьсот тридцать одна тысяча шестьсот тридцать два) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и складов, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 4 981 068 (четыре миллиона девятьсот восемьдесят одна тысяча шестьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения баз и хранилищ, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 5 122 440 (пять миллионов сто двадцать две тысячи четыреста сорок) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 1 808 460 (один миллион восемьсот восемь тысяч четыреста шестьдесят) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты транспорта и оптовой торговли, коммунальные объекты с санитарной защитной зоной 50-100м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 2 028 780 (два миллиона двадцать восемь тысяч семьсот восемьдесят) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 26 апреля 2021 г.
Отказать Ефановой С.Н. в части требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 30 августа 2021 г.