Дело № 2а-1322/2021
УИД:12RS0008-01-2021-001952-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Медведево 14 сентября 2021 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Федотовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимцевой К.С. судебному приставу-исполнителю Медведевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий ЭлСамариной Е.А., Медведевскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Максимцева К.С. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Медведевского районного отделениясудебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РеспубликеМарий Эл Самариной Е.А., Медведевскомурайонному отделениюсудебных приставовУправления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл(далее МедведевскийРОСП УФССП России по Республике Марий Эл), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл, в котором просит признать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя МедведевскогоРОСП УФССП России по Республике Марий ЭлСамариной Е.А.незаконными полностью, выразившиеся в не направлении Максимцевой К.С. не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.07.2021 г. В обоснование заявленных требований указала, что в рамках исполнительного производства № ..., возбужденного по заявлению Максимцевой К.С., судебным приставом-исполнителем МедведевскогоРОСП УФССП России по Республике Марий ЭлСамариной Е.А. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которое в нарушение требований ст. 30 Закона РФ «Об исполнительном производстве» направлено взыскателю не на следующий день, а только 14 июля 2021 г. Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Максимцева К.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.
Представитель административного истца Смирнов С.А., действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Медведевского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл Самарина Е.А., представитель административных ответчиков МедведевскогоРОСП УФССП России по Республике Марий Эл, УФССП России по Республике Марий Эл в судебноезаседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицоМаксимцев А.Е.в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен.
В соответствии с положениями ст. 150, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, исполнительное производство № ...-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»). Принудительное исполнение судебных актов осуществляется Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с указанным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества.
Исполнительные действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов установлены ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из материалов дела 30 сентября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Медведевскому району Макаровой И.О. возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении Максимцева А.Е. на основании исполнительного документа судебного приказа от 13 февраля 2017 года о взыскании в пользу Максимцевой К.С. алиментов на несовершеннолетних детей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Медведевского РОСП Самариной Е.А. от 07 июля 2021 года о расчете задолженности по алиментам должнику Максимцеву А.Е. определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка (детей) по состоянию на 01 июля 2021 года в размере 22758,90 рублей.
Указанное постановление судебного пристава-исполнителя направлено Максимцевой К.С. 14 июля 2021 года, получено административным истцом 20 июля 2021 года, что подтверждается почтовым конвертом и следует из отчета об отслеживании отправления с сайта Почты России.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. В данном случае, совокупность указанных условий отсутствует.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (часть 7). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 названной статьи).
Из материалов дела следует, что действительно копия постановления о расчете задолженности своевременна не была направлена в адрес взыскателя.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ).
Вопреки позиции административного истца, для удовлетворения его требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ). Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.
Административным истцом не указано, какие ее права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым бездействием судебного пристава-исполнителя. Вопреки доводам административного истца о том, что нарушение прав и законных интересов выразилось в не своевременном направлении постановления о расчёте задолженности, это обстоятельство само по себе указывает на бездействие судебного пристава-исполнителя, а не о нарушении прав административного истца. В ходе судебного разбирательства по делу представителем административного истца также каких-либо убедительных доводов о нарушении прав Максимцевой К.С. не приведено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, суд отмечает, что постановление судебного пристава-исполнителя от 07 июля 2021 г. о расчете задолженности по алиментам отменено постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Юрьева О.И. от 02 августа 2021 г.
Учитывая, что копия постановления административному истцу направлена и получена, надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями административных ответчиков прав и законных интересов административным истцом не приведено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Максимцевой К.С. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Медведевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий ЭлСамариной Е.А., выразившегося в не своевременном направлении постановления о расчёте задолженности по алиментам от 07 июля 2021 г. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено 21 сентября 2021 года