Судья Герлах Н.И.
Дело № 33а-2990/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Копцевой Г.В., Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 22 января 2019 года по административному делу по административному иску К. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула (далее по тексту также - Комитет) от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении земельного участка; возложении на Комитет обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГ административным ответчиком отказано в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>. Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в той мере, в какой оно устанавливает санитарно-защитную зону Северного промышленного района, зону затопления паводком 1% обеспеченности и зону санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения в границах фактически занимаемого ею земельного участка. При новом обращении письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от 17 октября 2018 года ей вновь отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что согласно информации, предоставленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и ООО «Барнаульский Водоканал», спорный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону канализационных очистных сооружений №1 (КОС-1), расположенных по адресу: <адрес>. С данным отказом К. не согласна, так как, исходя из материалов административного дела, рассмотренного Алтайским краевым судом, спорный участок не находится в указанной санитарно-защитной зоне. Данная санитарно-защитная зона в порядке, регламентированном действующим законодательством, не установлена. Административный ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, ссылается не на нормативные акты, а на ответ ООО «Барнаульский Водоканал» и сведения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула. Действиями Комитета созданы непреодолимые препятствия в оформлении прав административного истца на жилой дом, расположенный на этом земельном участке.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула Р.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ административное исковое заявление К. удовлетворено частично, решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность признано незаконным и отменено. На Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула возложена обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявление К. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Ссылается на то, что судом первой инстанции не указаны нормы права, нарушенные Комитетом при даче ответа; решение Комитетом принято в соответствии с имеющейся информацией о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне «СЗЗ» канализационных сооружений № 1 (КОС-1), расположенных по адресу: <адрес>; суд вышел за пределы заявленных требований указав на то, что земельный участок не находится в указанной зоне.
В возражениях на апелляционную жалобу К., ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции К. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав К., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 декабря 2008 года № 33, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Во исполнение основных целей и задач Комитет распоряжается земельными участками, находящимися в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, если данные полномочия не отнесены к ведению органа исполнительной власти Алтайского края и иных органов местного самоуправления (пункт 3.33 Положения о Комитете).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка управления и распоряжения земельными участками в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, утвержденного решением Барнаульской городской Думы 28 апреля 2017 года N 792, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, находящимися в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, оформляемыми (переоформляемыми) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, и земельными участками, предоставляемыми гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам в собственность, осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
Для приобретения прав на земельные участки граждане обращаются в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением (пункт 3.2 названного Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами настоящего административного дела, К. владеет самовольно созданным жилым домом, расположенным по <адрес>.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, ориентировочной площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес>.
Согласно распоряжению *** от ДД.ММ.ГГ К. предварительно согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГ К. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность.
Ответом Комитета, оформленным письмом *** от ДД.ММ.ГГ, К. отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что данный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону «ССЗ» канализационных очистных сооружений №1 (КОС-1), расположенных по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя требования административного истца и признавая решение Комитета от ДД.ММ.ГГ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что на момент его принятия препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность в виде наличия санитарно-защитной зоны (СЗЗ) очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1) ООО «Барнаульский Водоканал», расположенной по адресу: <адрес>, не имелось.
Поводов не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила землепользования и застройки г.Барнаула).
Статьями 58, 59 Правил землепользования и застройки г.Барнаула предусмотрено, что карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ города Барнаула и границ территориальных зон (приложение 1). Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ городского округа - города Барнаула, границ территориальных зон и границ зон с особыми условиями использования территории (приложение 2).
Согласно пункту 3.1. статьи 90 названных Правил размещение, в частности, жилой застройки, включая отдельные жилые дома, в санитарно-защитной зоне не допускается.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно указал, что административным ответчиком не доказано нахождение земельного участка по адресу: <адрес> в санитарно-защитной зоне «ССЗ» канализационных очистных сооружений №1 (КОС-1), расположенных по адресу: <адрес>, и его отображение среди зон с особыми условиями использования территории на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Так, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа – горда Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в той мере, в какой оно устанавливает санитарно-защитную зону Северного промышленного района, зону затопления паводком 1% обеспеченности и зону санитарной охраны второго пояса источника питьевого водоснабжения в границах фактически занимаемого К. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом из определения Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ следует, что при признании неправомерным включения в Приложение 2 Правил землепользования и застройки сведений о нахождении участка в санитарно-защитной зоне, учтено, что названные Правила не содержат указания на установление санитарно-защитных зон с какими-либо наименованиями предприятий, в том числе ООО «Барнаульский Водоканал».
Из ответов Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ на запрос Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула не следует, что спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1) ООО «Барнаульский Водоканал». Сведения о наличии либо отсутствии градостроительных ограничений со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Барнаула не представлены.
Ссылки Комитета на письмо ООО «Барнаульский водоканал» от ДД.ММ.ГГ правомерно не приняты судом во внимание, поскольку данным письмом нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне, установленной в соответствии с требованиями действующего законодательства, со ссылкой на соответствующий нормативный акт не подтверждается. Само по себе указание ООО «Барнаульский водоканал» на нахождение участка в этой зоне таким доказательством не является.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1) ООО «Барнаульский Водоканал», материалы дела не содержат.
Соглашаясь с выводами суда об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из приведенных выше норм закона, регулирующих спорные правоотношения, и представленных по делу доказательств в их совокупности, подтверждающих незаконность оспариваемого отказа.
Указание в жалобе на то, что суд первой инстанции при принятии решения вышел за пределы заявленных требований, безосновательно, поскольку решение принято по заявленным административным истцом требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу приятого судебного акта, сводятся к переоценке обстоятельств дела, при том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом, вопреки утверждениям административного ответчика, установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 22 января 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи