РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.01.2018 Дело № 2-660/2018
Абаканский городской суд Республики Хакасия в городе Абакане в составе:
председательствующего Лемперт И.Н.
при секретаре Девяшиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лооса В.А. к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» о признании решения незаконным и обязании оплатить проезд,
с участием: истца – Лооса В.А.,
представителя ответчика по доверенности Брагиной Т.С.,
УСТАНОВИЛ:
Лоос В.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» о признании решения незаконным и обязании оплатить расходы на проезд, требования мотивировал тем обстоятельством, что является реабилитированным лицом, в связи с чем пользуется льготами, установленными действующим законодательством для данной категории граждан. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о выплате ему компенсации за проезд один раз в год на междугороднем железнодорожном транспорте в соответствии с Законом Республики Хакасия № 85 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате компенсации ему было отказано, поскольку проездные документы были предоставлены им за период, в который он не проживал на территории Республики Хакасия. Полагает, что указанным решением были нарушены его права на получение такой меры социальной поддержки как денежная компенсация расходов на проезд в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом. Просил признать решение ГКУ РХ «УСПН г.Абакана» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении денежной компенсации незаконным, обязать ответчика оплатить расходы на проезд по маршруту <адрес> в размере 7081 руб. 10 коп.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика, привлечено Министерство социальной защиты Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Лоос В.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить. Указывал, что временно проживал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ возвращался к постоянному месту проживания в <адрес>. Считал, что ему положены льготы по проезду на железнодорожном транспорте, как лицу, подвергшемуся репрессиям.
Представитель ответчика – Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г.Абакана» - Брагина Т.С. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, предоставила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в выплате компенсации истцу было отказано в связи с тем, что проездные документы были предоставлены им за период, в котором истец не проживал на территории <адрес> Полагает, что данная мера социальной поддержки населения распространяется только на граждан, проживающих на территории <адрес>. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – Министерства социальной защиты Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом был извещен.
Дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Лоос В.А. является реабилитированным лицом, что следует из свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
ДД.ММ.ГГГГ истец совершил проезд железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – по маршруту <адрес>, в связи с чем понес расходы в размере 10321 руб.
Согласно справке ОАО «РЖД» Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проезда от станции Кибартай (граница) до станции Осиновка (граница) отправлением ДД.ММ.ГГГГ в вагоне типа плацкарт составляет 3239 руб. 90 коп.
Следовательно, стоимость проезда по маршруту <адрес> (за вычетом стоимости проезда по территории иностранного государства) составляет: 10321 руб. - 3239 руб. 90 коп. = 7081 руб. 10 коп., что стороной ответчика не оспаривается.
Истец Лоос В.А. обратился в ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» с заявлением о компенсации расходов на проезд железнодорожным транспортом в соответствии с Законом Республики Хакасия № 85 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ реабилитированному лицу Лоосу В.А. в выплате компенсации за проезд на междугородном железнодорожном транспорте по маршруту <адрес> отказано на основании п. 1.1, 3.4 Положения о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 86 от 15.02.2012.
Не согласившись с указанным решением, истец Лоос В.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации).
Согласно абз. 1 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 3 вышеназванного закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.
По смыслу приведенной нормы закона регистрация граждан по месту жительства является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства.
Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. Принимая его, федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости.
Цель данного Закона, согласно его преамбуле, - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Исходя из этой цели определяется круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия.
Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот, которые предоставлялись реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Так, согласно части второй данной статьи реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов, на предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению, на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда, на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов и в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, на первоочередную бесплатную установку телефона и другие льготы.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ перечень льгот из статьи 16 был исключен и одновременно установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки этих лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (мер социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан, обеспечение их социальной защищенности; в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» мерами они призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда (определения от 10.07.2003 № 282-О, от 05.07.2005 № 246-О, от 01.12.2005 № 462-О и др.).
Возможность пользоваться льготами, перечисленными в статье 16 названного Закона в прежней редакции, - в силу характера и формы их предоставления - обеспечивалась только лицам, проживающим на территории Российской Федерации, что нашло отражение в пункте 1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 № 419 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 № 489), в котором прямо указывалось, что данная категория граждан имеет право на соответствующие льготы при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Передавая субъектам Российской Федерации полномочие по обеспечению реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки, при реализации которого субъекты Российской Федерации вправе заменять отдельные меры поддержки, предоставляемые в натуральной форме, на выплату денежной компенсации, федеральный законодатель не внес каких-либо изменений в круг лиц, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки. Из этого следует, что при переходе к новой системе обеспечения граждан мерами социальной поддержки был сохранен прежний подход, в соответствии с которым меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, если они проживают на территории Российской Федерации; при этом, как и ранее, право на получение этих мер не ставится в зависимость от наличия российского гражданства.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 (в ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство, закрепляя право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на меры социальной поддержки в ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» установило, что указанные меры социальной поддержки обеспечиваются в соответствии с законами субъекта и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то есть, размер, условия и порядок мер социальной поддержки устанавливаются законодателем субъекта и финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий на территории Республики Хакасия определены Законом Республики Хакасия № 85 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (далее – Закон Республики Хакасия).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, относятся реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, проживающие в <адрес>.
Согласно подп. 3 абз. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия реабилитированные лица имеют право на денежную компенсацию расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом в размере 50 процентов стоимости проезда.
Положение о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, по оплате проезда на транспорте общего пользования в соответствии с Законом Республики Хакасия от 11.11.2004 № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», утверждено Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.02.2012 № 86 (далее - Положение).
Согласно п. 3.1 указанного Положения выплата компенсации за проезд один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации на железнодорожном транспорте, а в местностях, не имеющих железнодорожного сообщения, - на водном, воздушном, междугородном автомобильном транспорте (далее - компенсация) осуществляется при условии представления реабилитированным лицом в учреждение следующих документов:
1) заявление о выплате компенсации с указанием способа ее доставки;
2) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;
3) копия свидетельства о праве на меры социальной поддержки реабилитированным лицам (за исключением случаев, если свидетельство выдавалось учреждением);
4) проездные документы (билеты), подтверждающие факт проезда реабилитированным лицом на железнодорожном транспорте, а в местностях, не имеющих железнодорожного сообщения, - на водном, воздушном, междугородном автомобильном транспорте;
5) справка о стоимости проезда до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции, выданная справочным бюро железнодорожного вокзала, аэровокзала, морского вокзала (порта), речного вокзала, автомобильного вокзала (станции), - в случае предъявления проездных документов (билетов), включающих стоимость проезда по территории Российской Федерации и территории сопредельного государства;
6) справка об отсутствии железнодорожного сообщения, выданная справочным бюро железнодорожного вокзала, - в случае предъявления проездных документов (билетов) на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте.
В соответствии с п. 3.4 указанного Положения решение об отказе в выплате компенсации принимается в следующих случаях:
- заявитель не является реабилитированным лицом;
- предоставление гражданином проездных документов (билетов) за проезд один раз в год (туда и обратно) на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в местностях, где имеется железнодорожное сообщение;
- получение реабилитированным лицом компенсации в текущем календарном году;
- предоставление реабилитированным лицом не в полном объеме документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения.
Из вышеизложенного следует, что для обеспечения Лооса В.А. мерами социальной поддержки в виде возмещения один раз в год расходов за приобретенные за счет собственных средств проездные документы для проезда (туда и обратно) по территории Российской Федерации в размере 100 процентов, необходимо три основных условия:
- принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий»;
- проезд туда и обратно железнодорожным транспортом;
- проживание на территории Республики Хакасия.
Из представленного паспорта гражданина Российской Федерации – Лоос В.А. серии № следует, что Лоос В.А. до ДД.ММ.ГГГГ был неоднократно зарегистрирован по месту жительства в <адрес> затем вновь зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Ущемление прав истца, как реабилитированного лица, из-за отсутствия подтверждения (регистрации) его проживания на территории <адрес>, при проезде им к постоянному месту жительства, противоречит основному смыслу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Кроме того, с заявлением о выплате компенсации за проезд он обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения в ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» истец проживал на территории <адрес>, то есть нашли подтверждение доводы истца о его проезде к постоянному месту жительства в <адрес>.
Поскольку истец является реабилитированным лицом, имеет право на возмещение расходов на проезд междугородним железнодорожным транспортом по территории РФ, истцом были представлены все необходимые документы в соответствии с п. 3.1 Положения, у ответчика не имелось оснований для отказа ему в выплате компенсации за проезд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лоосу В.А. в предоставлении денежной компенсации расходов, связанных с проездом железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>, следует признать незаконным, а требование истца обязании ответчика оплатить ему расходы, связанные с проездом по маршруту <адрес> в размере 7081 руб. 10 коп. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать решение Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лоосу В.А. в предоставлении денежной компенсации расходов, связанных с проездом железнодорожным транспортом по маршруту <адрес>, незаконным.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» выплатить в пользу Лооса В.А. расходы, связанные с проездом по маршруту <адрес> в размере 7081 руб. 10 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Лемперт И.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.