Дело № 12-128 /2021
УИД 76RS0013-01-2021-000704-37
РЕШЕНИЕ
24 мая 2021 г. город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Леонова Е.С.,
рассмотрев жалобу защитника АО «Техническая бумага» Балашова Александра Андреевича по доверенности на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Болотниковой Алены Александровны от 15 февраля 2021 г. № 172/4051-76 о привлечении Акционерное общество «Техническая бумага» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Болотниковой А.А. от 15.02.2021 № 172/4051-76 АО «Техническая бумага» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением АО «Техническая бумага» обратилось в Рыбинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.
В жалобе защитник ссылается на отсутствие доказательств вины общества. Сточные воды, сбрасываемые в водный объект, должны соответствовать нормативам допустимых сбросов, а не нормативам качества воды в водных объектах рыбохозяйственного значения. Фактически должностное лицо управления сравнивает фактические концентрации именно с нормативами качества (ПДК) воды в водных объектах рыбохозяйственного значения. Однако данный подход противоречит нормам материального права. Для оценки состояния окружающей среды устанавливаются нормативы качества окружающей среды, которые представляют собой нормативы, установленные в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Нормативы качества воды в водных объектах выражаются в мг/куб.дм и нормируют предельно допустимую концентрацию (ПДК) вещества в водном объекте. Закон определяет нормативы допустимых сбросов как нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками. Нормативы допустимых сбросов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды». Нормативы качества воды в водных объектах и нормативы допустимых сбросов по своей природе существенно различаются. Взаимосвязь нормативов допустимых сбросов с нормативами качества состоит в том, что первые направлены на обеспечение соблюдения вторых; норматив качества является одной из переменных в формуле расчета норматива допустимого сброса. Водопользователь при сбросе сточных вод в водный объект обязан соблюдать не любые требования, произвольно устанавливаемые органом исполнительной власти по своему усмотрению, а требования, установленные законом.
Поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, п.1,2, ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» масса веществ, сбрасываемых обществом в <данные изъяты>, должна соответствовать нормативам допустимых сбросов. Закон не дает правовых оснований применять к сточным водам нормативы качества воды в водных объектах, предназначенные для оценки состояния природной воды.
Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов от 29.12.2018 года <данные изъяты> для общества на срок до 29.12.2023 года утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р<данные изъяты>. данными нормативами установлена масса различных веществ, которую АО «Техническая бумага» разрешается сбросить в <данные изъяты> в течение каждого месяца.
Должностное лицо управления не учитывало наличие утвержденных нормативов допустимых сбросов, не проверяло массу фактически сброшенных обществом веществ за период времени на соответствие утвержденным нормативам допустимых сбросов.
Таким образом, вывод должностного лица Управления о нарушении Обществом условий водопользования противоречит ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, п. 1 ст. 20, п. 1, 2 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среде» и не подтверждается доказательствами. Должностным лицом не установлено событие вменяемого административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пп. 1 ч. 1 ст. 24.5, ч. 1 ст. 28.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Общество не было обязано проводить гидрохимические наблюдения за показателями качества воды в <данные изъяты> в 4 квартале 2020 г. (отсутствует событие Административного правонарушения).
Приказом Минприроды России от 08.07.2019 № 453 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно пп. 5 п. 2.3 типовой формы решения использование водного объекта или его части может производиться водопользователем при ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, а также представлении результатов таких наблюдений в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов в сроки, установленные Порядком представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями.
Решение Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 16.07.2019 № 14 о предоставлении обществу <данные изъяты> для сброса сточных вод общество обязано вести регулярные наблюдения за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области, а также представлять в установленные сроки результаты таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (п.2.3).
Программа утверждена обществом и согласована Верхне-Волжским бассейновым водным управлением по Ярославской области. В соответствии с п. 1 указанной программы гидрохимические наблюдения за показателями качества воды проводятся выше места водопользования (в фоновом створе) 1 раз в 3 года <данные изъяты> по договору с обществом.
Последнее исследование концентраций загрязняющих веществ в воде <данные изъяты> в фоновом створе производилось <данные изъяты> по договору с обществом в период с августа 2017 г. по июль 2018 г., результаты исследования отражены в справке от 24.08.2018 <данные изъяты> (приложение № 6).
Таким образом, следующие гидрохимические наблюдения за показателями качества воды в <данные изъяты> должны быть проведены в августе 2021 г. Соответственно, у Общества не было обязанности проводить их в 4 квартале 2021 г. Выводы должностного лица Управления о нарушении Обществом условий водопользования, предусмотренных пп. 16 п. 2.3 решения от 16.07.2019 <данные изъяты>, являются необоснованными, опровергаются обстоятельствами дела.
В судебном заседании защитник АО «Техническая бумага» Балашов А.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, дополни, что должностным лицом дана неверная квалификация. Вменяемое правонарушение должно квалифицироваться по ст. 7.6 КоАП РФ.
Выслушав защитника АО «Техническая бумага», исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
На основании ст. 1 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.
В силу ст. 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, среди прочего, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сточные воды - воды, сброс, которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
На основании ч. 1 - 4 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.4 и ч.6 ст.56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Приказом Минсельхоза от 13.12.2016 года № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ вводах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Таким образом, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.
Постановлением по делу об административном правонарушении установлено следующее.
В адрес Верхне-Волжского межрегионального управления (далее -Межрегиональное управление) 20.01.2021 от Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области поступила информация о юридическом лице - АО «Техническая бумага» <данные изъяты>), имеющем разрешительную документацию (решение о предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты> от 18.07.2019) и нарушившим условия разрешительных документов в части сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 4 квартале 2020 г.
Генеральным директором АО «Техническая бумага» <данные изъяты> директору Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области <данные изъяты> направлен протокол лабораторных исследований <данные изъяты> от 30.12.2020, предоставленный в приложении к отчету о выполнении условий водопользования за 4 квартал 2020 г.
Необходимость предоставления в Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ежеквартального отчета о выполнении условий использования водного объекта <данные изъяты> с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных, вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса установлена п. 16 ч.2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты> от 18.07.2019, полученного АО «Техническая бумага» с целью использования водного объекта <данные изъяты> для сброса сточных вод.
Согласно протоколу лабораторных исследований <данные изъяты> от 30.12.2020, сброс сточных вод АО «Техническая бумага» после очистки на очистных сооружениях осуществляется с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза РФ от 03.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»), что является нарушением п. 19 условий использования водного объекта выданного Решения о предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты> от 18.07.2019.
Кроме того, АО «Техническая бумага», не предоставлены документы по качеству поверхностных сточных вод в местах выше и ниже места сброса, что является нарушением п. 16 условий использования водного объекта выданного Решения о предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты> от 18.07.2019.
Согласно протоколу лабораторных исследований от 30.12.2020 <данные изъяты>, выполненных <данные изъяты> аккредитованным испытательным лабораторным центром (ИЛЦ) для АО «Техническая бумага», произведен отбор проб промышленных ливневых сточных вод из ливневого выпуска <данные изъяты>.
Информация о качестве поверхностных вод в местах выше и ниже по
течению от места сброса (<данные изъяты>) в
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской
области Обществом не предоставлена, чем нарушен п. 16 Решения о
предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты> от 18.07.2019, согласно которому общество обязано ежеквартально представлять в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса.
Согласно п.19 решения не допускается сброс сточных вод с превышение показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, принятых решением о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании изложенного, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Болотниковой Алены Александровны вынесено оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что АО «Техническая бумага» нарушило правило водопользования водным объектом <данные изъяты> при сбросе сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ.
Факт правонарушения подтвержден материалами дела, а именно: решением о предоставлении объекта, сообщением Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, письмом отдела водных ресурсов по Ярославской области с приложением, отчетами общества, протоколом результатов анализа воды, протоколом об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина общества в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделало этого.
АО «Техническая бумага» не представлены доказательства, подтверждающих отсутствие у реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для общества препятствиями.
Доводы защитника о том, что вина общества не доказана, ввиду того что превышение нормативов сбросов путем измерения объема или массы химических веществ либо смеси химических веществ, допустимые для сброса в водные объекты, не устанавливалось, событие административного правонарушения отсутствует необоснованны по вышеизложенным мотивам.
То обстоятельство, что в постановлении приведена таблица лабораторных исследований за второй квартал 2020 г. состава правонарушения в действиях АО «Техническая бумага» не исключает.
Должностное лицо при описании события правонарушения ссылается на таблицу лабораторных исследований к протоколу <данные изъяты> от 24.12.2020, из который следует, что имело место превышение допустимых сбросов по ряду загрязняющих веществ. Соответственно, состав правонарушения должностным лицом в постановлении указан.
Также не обоснованы доводы о неверной квалификации. Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. Данное правонарушение содержится в главе 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности». Объектом указанного правонарушения являются правоотношения в сфере защиты права собственности. Часть1 статьи 8 КоАП РФ предусматривает ответственность на нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования. Соответственно, действия АО «Техническая бумага» квалифицированы должностным лицом правильно.
При вынесении постановления учтены конкретные обстоятельства дела, и наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления Росприроднадзора от 27.03.2019 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.14 ч. КоАП РФ не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и постановление вынесено в соответствии с компетенцией административного органа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Размер административного штрафа, назначенного административным органом, суд признает обоснованным, назначенным с учетом характера вменённого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что АО "Техническая бумага" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, постановление межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30. 1 -30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░. № 172/4051-76 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 8.14 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░