57RS0023-01-2021-004536-29
Дело № 2а-3064/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 октября 2021 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Коновалова И.В., регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к участковой избирательной комиссии № 123 г. Орла об отмене решения об итогах голосования
установил:
кандидат в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 – 2026 г.г. по одномандатному избирательному округу № 10 Коновалов И.В., а также региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Орловской области обратились в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии № 123 Советского района г.Орла об отмене решения об итогах голосования.
В обоснование административных исковых требований указано, что выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 – 2026 г.г. были назначены на 19 сентября 2021 г.
Административные истцы полагают, что решения об итогах голосования на избирательном участке № 123, оформленные протоколами №*** и №*** участковой избирательной комиссии № 123, приняты с существенными нарушениями норм избирательного законодательства.
Ссылаются, что 17 сентября 2021 г. в 21 час. 00 мин. члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № 123 составили акт о том, что 569 избирателей получили избирательные бюллетени, которые были перемещены в сейф – пакеты №*** и №***.
Вместе с тем, указывают, что при вскрытии вышеуказанных сейф – пакетов 20 сентября 2021 г. было обнаружено 573 бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу № 10.
Полагая, что составленный 20 сентября 2021 г. акт об изменении количества избирателей, получивших избирательные бюллетени не предусмотрен законом, а все бюллетени, находившиеся в указанных сейф-пакетах необходимо было признать недействительными, чего сделано не было, в связи с чем в результате смешения избирательных бюллетеней, учитывая, что число бюллетеней в сейф – пакетах превышало 43% от общего количества избирателей, невозможно установить действительную волю избирателей, просит суд: отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 123 об итогах голосования, оформленное протоколом № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 – 2026 г.г. по одномандатному избирательному округу № 10, подписанным 20 сентября 2021 г. в 13 час. 42 мин.; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 123 об итогах голосования, оформленное протоколом № 2 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 123 об итогах голосования, оформленное протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 – 2026 г.г. по областному избирательному округу, подписанным 20 сентября 2021 г. в 13 час. 42 мин.
Определением суда процессуальный статус Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 изменен с соответчика на заинтересованное лицо.
Административный истец кандидат в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 – 2026 г.г. по одномандатному избирательному округу № 10 Коновалов И.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Коновалова И.В., а также административного истца регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Орловской области, действующий на основании доверенности Подъяпольский С.А., в судебное заседании уточнил основания иска, указав, что указанные итоговые решения участковой избирательной комиссии № 123 также должны быть отменены в связи с несоответствием контрольных показателей, изложенных в итоговых протоколах с количеством избирателей получивших избирательные бюллетени согласно книгам списков избирателей.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 123 Бухвостова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла – председатель Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла Сушков М.В. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица Избирательной комиссии Орловской области, действующие на основании доверенности Гонтарь С.Г. и Старцев С.В. возражали против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на административный иск.
Иные заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.
В силу части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора Советского района г. Орла Кисель Е.А., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Орловской области от 13 октября 2006 г. № 621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), пункта 1 статьи 105 Закона Орловской области от 13 октября 2006 г. № 621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
На основании части 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 77 этого же Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Из системного толкования указанных норм права в их взаимосвязи следует, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
В соответствии с пунктом 16 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В силу пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Порядок голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утверждён Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 01 июля 2021 № 13/103-8 (далее - Порядок голосования).
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка голосования избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) 17 и 18 сентября 2021 года незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования.
Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 - 3.10 Положения), с составлением акта (рекомендуемая форма приведена в приложении № 2), который хранится вместе с сейф-пакетом.
Пунктами 4.3 и 4.4 Порядка голосования предусмотрено, что вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.
В случае наличия повреждений (следов несанкционированного доступа к содержимому) или иных нарушений целостности (идентичности) сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием территориальной избирательной комиссии.
Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными является:
отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты;
факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта Положения;
расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте.
Указанное решение может быть принято участковой избирательной комиссией также при наличии на таком сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности (идентичности) при условии, что такие нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 3.5 Положения.
В силу пункта 4.5 Порядка голосования, если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка:
для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, - согласно письменным заявлениям о голосовании на дому;
для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования, - по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования.
С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения.
Если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении № 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования (пункт 4.6 Порядка голосования).
В силу пункта 4.10 Порядка голосования вскрытие сейф-пакета (сейф-пакетов), содержащего (содержащих) избирательные бюллетени, перемещенные из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в соответствии с пунктом 3.11 Положения, осуществляется перед вскрытием стационарных ящиков для голосования, которые использовались 19 сентября 2021 года, в порядке, установленном пунктами 4.3 и 4.4 Положения.
При этом проводится проверка количества избирательных бюллетеней в соответствии с пунктами 4.5 - 4.7 Положения с особенностями, установленными абзацем третьим настоящего пункта Положения.
В случае если в ходе указанной проверки выяснится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проверка, предусмотренная пунктом 4.5 Положения, проводится за оба дня голосования (17 и 18 сентября 2021 года).
Если после проведенной проверки указанный факт подтвердится, то дальнейшие действия осуществляются в соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Положения.
Затем осуществляется вскрытие стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования (пункт 4.11 Порядка голосования).
После вскрытия стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования и извлечения всех избирательных бюллетеней в установленном законом порядке производится сортировка избирательных бюллетеней и подсчет голосов избирателей по всем избирательным бюллетеням, кроме ранее признанных недействительными (пункт 4.12 Порядка голосования).
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Согласно частям 2, 3 и 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Как следует из материалов дела, протоколы №*** и №*** об итогах голосования участковой избирательной комиссии №*** подписаны 20 сентября 2021 г.
Как следует из материалов дела, настоящее административное исковое об оспаривании названных выше решений подано в Советский районный суд 30 сентября 2020 г., то есть в пределах процессуального срока установленного статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 г. № 61/1695-ОС выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов назначены на 19 сентября 2021 г.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 09 июня 2021 г. №*** полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района г.Орла, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***.
Согласно протоколу №*** Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10 избирательного участка №123, участковой избирательной комиссией было установлено: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1332; число бюллетеней, полученных участковой комиссией -1324; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 1307; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 8; число погашенных бюллетеней – 9; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 8; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 1305; число недействительных бюллетеней – 13; число действительных бюллетеней – 1300; число утраченных бюллетеней – 0; число бюллетеней, не учтенных при получении – 0. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: за ФИО12 проголосовало 272 избирателей; за ФИО13 - 108 избирателей; за ФИО1 – 113 избирателей; за ФИО14 – 40 избирателя; за ФИО15 – 767 избирателя.
Из протокола №*** участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу избирательного участка №***, участковой избирательной комиссией следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1336; число бюллетеней, полученных участковой комиссией -1361; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 1311; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 8; число погашенных бюллетеней – 42; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 8; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 1308; число недействительных бюллетеней – 14; число действительных бюллетеней – 1302; число утраченных бюллетеней – 0; число бюллетеней, не учтенных при получении – 0.
Как видно из акта о проведении досрочного голосования от ДД.ММ.ГГ членам участковой избирательной комиссии представлен пустой стационарный ящик для голосования в помещении для голосования. При проведении голосования получено 569 бюллетеней для голосования, которые по завершении голосования с использованием стационарного ящика для голосования №*** были перемещены в сейф – пакеты №*** и №***. При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней, установленной формы при вскрытии сейф-пакетов №*** №*** на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 г.г. по областному избирательному округу обнаружено 573 бюллетеня. При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней, установленной формы при вскрытии сейф-пакетов №*** №*** на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 г.г. по одномандатному избирательному округу обнаружен 571 бюллетень. Действия по помещению бюллетеней в сейф – пакет и вскрытии сейф – пакета удостоверены подписями членов участковой избирательной комиссии.
Как видно из акта о проведении досрочного голосования от ДД.ММ.ГГ членам участковой избирательной комиссии представлен пустой стационарный ящик для голосования в помещении для голосования. При проведении голосования получено 536 бюллетеней для голосования, которые по завершении голосования с использованием стационарного ящика для голосования №*** были перемещены в сейф – пакеты №*** и №***. При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней, установленной формы при вскрытии сейф-пакетов №*** №*** на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 г.г. по областному избирательному округу обнаружено 530 бюллетеней. При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней, установленной формы при вскрытии сейф-пакетов №*** №*** на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 г.г. по одномандатному избирательному округу обнаружен 528 бюллетеней. Действия по помещению бюллетеней в сейф – пакет и вскрытии сейф – пакета удостоверены подписями членов участковой избирательной комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** установлено, что в Орловский областной Совет народных депутатов созыва 2021-2026 г.г. избрано 50 депутатов: 25 – по областному избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам, списки которых приложены к постановлению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ при вскрытии сейф – пакетов с №*** и №*** число избирательных бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакетах (573) превысило количество избирателей, получивших избирательные бюллетени (569).
В связи с чем, участковой избирательной комиссией организована проверка в соответствии с пунктом 4.5 Порядка голосования. В ходе проверки по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием стационарного ящика, путем подсчета лиц, получивших избирательные бюллетени, установлено, оно равно 573 избирателям, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГ
В связи с выявлением превышения числа избирательных бюллетеней над числом лиц, получивших избирательные бюллетени при голосовании ДД.ММ.ГГ, членом участковой избирательной комиссии ФИО10 в адрес участковой комиссией № 123 подана жалоба, по результатам рассмотрения которой административный ответчик – участковая избирательная комиссия № 123 пришла к выводу о том, что она носит вероятностных характер, и отказала в ее удовлетворении.
Считая, что бесспорными нарушениями, которые исключает возможность установления действительной воли избирателей, являются установление в акте от ДД.ММ.ГГ о проведении голосования превышение избирательных бюллетеней, обнаруженных в сейф – пакетах, над числом избирателей получивших избирательные бюллетени, при этом организованная административным ответчиком вопреки Порядку голосования была ограничена только одним днем ДД.ММ.ГГ, а также установление несоответствия количества избирателей, получивших избирательные бюллетени ДД.ММ.ГГ (563) количеству обнаруженных в сейф- пакетах (532), что ставит под сомнения контрольные показатели, указанные в оспариваемых протоколах, административные истцы обратились за защитой своих прав в суд. Также представитель административных истцов указал на то, что существенный временной промежуток между подсчетом голосов и составлением акта о проведении голосования также ставит под сомнение результаты проведенного голосования.
Разрешая заявленные требования, суд отмечает, что действительно, Порядок голосования, не содержит указаний на представленный в материалы дела указанный выше акт от ДД.ММ.ГГ об изменении количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, но вместе с тем указанный Порядок и не определяет нормативную форму установления обстоятельств действительности избирательных бюллетеней (число избирательных бюллетеней обнаруженных в сейф-пакетах, равно количеству избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования, учтенных в книгах списка избирателей), как и не регламентирует данный порядок и временной интервал с момента подсчета голосов избирателей до составления акта.
В связи с чем, каких либо существенных нарушений избирательного права, при составлении оспариваемых актов, суд не усматривает.
Также в судебное заседание были истребованы книги списков избирателей, содержащие сведения об избирателях, проголосовавших с использованием стационарного ящика для голосования ДД.ММ.ГГ, по которым с участием лиц, участвующих в деле был произведен подсчет лиц, получивших избирательные бюллетени ДД.ММ.ГГ, общее количество которых составило 573, ДД.ММ.ГГ – 532 и ДД.ММ.ГГ – 206. Количество лиц, получивших избирательные бюллетени вне помещения, составило 8.
Таким образом, судом установлено, что согласно книгам списка избирателей число избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования равно количеству избирательных бюллетеней обнаруженных в сейф-пакетах ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ
Путем математического сложения числа избирателей, получивших избирательные бюллетени ДД.ММ.ГГ учтённых в книгах списка избирателей, общее число избирателей, получивших избирательные бюллетени в указанные три дня, составило 1311, что соответствует числу избирателей, указанных в третьей строке оспариваемого протокола №***. Количество лиц, получивших избирательные бюллетени вне помещения согласно книгам списка избирателей также равно сведениям внесенных в оспариваемые решения, а именно в четвертой строке протоколов №*** и №*** от ДД.ММ.ГГ
Данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что обстоятельства, на которые ссылаются административные истцы, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания незаконными и отмене решений участковой избирательной комиссии № 123.
При принятии решения суд, в том числе учитывает, что по окончании времени голосования в участковую избирательную комиссию № 123 от ее членов, наблюдателей, а также кандидатов в депутаты, жалоб иных замечаний при вскрытии сейф-пакетов на какие-либо повреждения, следы вскрытия сейф-пакета, иное внешнее вмешательство не поступало.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.
Напротив, доводы представителя административных истцов и представленные доказательства, носят вероятностный, предположительный характер, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Коновалова И.В., регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к участковой избирательной комиссии №*** г. Орла об отмене решения об итогах голосования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 29 октября 2021 года.
Председательствующий Е.Е. Бардина
Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 г.