Дело №2-3366/2019 13 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Моржухиной И. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Моржухина И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Требования мотивировала тем, что 01 июня 2018 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». В ее перерасчете было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С данным отказом не согласна, поскольку на дату обращения в пенсионный орган имела необходимое количество такого стажа. Полагает, что из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необоснованно исключены периоды ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года, с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года, поскольку данные отпуска были предоставлены ей до 06 октября 1992 года и в соответствии с действовавшим в тот период законодательством подлежали включению в соответствующий стаж. Просила обязать ответчика включить в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 июля 2018 года.
В ходе рассмотрения дела истец Моржухина И.А. исковые требования увеличила, просила также возложить на ответчика обязанность включить в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года.
В судебном заседании истец Моржухина И.А. и ее представитель Любов С.К. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Государственного учреждения, управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав истца, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец в период с 21 декабря 1981 года по 08 сентября 1991 года работала учеником мотальщицы, мотальщицей, проводником по сопровождению грузов, приемосдатчиком грузов и багажа, товароведом по сбыту на Архангельской трикотажной фабрике, в период с 09 сентября 1991 года по 30 мая 1993 года – товароведом по сбыту, термообработчиком, дворником арендованного предприятия «Веста» (преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью «Веста»).
В период с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года истцу предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в период с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С 31 января 2013 года истцу назначена пенсия по старости в связи с достижением возраста 50 лет 08 месяцев и наличием у нее стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (приведенного к стажу работы в районах Крайнего Севера), продолжительностью более 13 лет.
При назначении пенсии для определения права на нее в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включены, в том числе периоды с 29 октября 1989 года по 08 сентября 1991 года, с 09 сентября 1991 года по 03 сентября 1992 года.
01 июня 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением ответчика от <Дата> <№> в перерасчете пенсии отказано в связи с недостаточностью необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Данный вид стажа установлен в размере 18 лет 11 месяцев 05 дней (при требуемом - 20 лет).
При этом из подсчета стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для определения права на повышенную фиксированную выплату исключены периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года, с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года. Это привело к тому, что продолжительность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составила менее 20 лет.
Не согласившись с таким решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
На основании статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от <Дата> <№>) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу <Дата>, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, поскольку истцу отпуска по уходу за ребенком были предоставлены в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период отпуска по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Довод ответчика о том, что при расчете стажа работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не подлежит применению законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым впервые введено повышение размера фиксированной выплаты к пенсии по старости для граждан, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, является несостоятельным.
В статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях.
Учитывая изложенное, пенсионный орган должен был применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права Моржухиной И.А. на досрочное назначение пенсии по старости, так и при определении ее права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года, с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года подлежат включению в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для определения права на повышенную фиксированную выплату.
Согласно статье 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как установлено судом, истец в июне 2018 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии.
Поскольку с учетом включения отпусков по уходу за ребенком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца достаточно данного вида стажа, дающего право на установление в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ повышенной фиксированной выплата к страховой пенсии, истец имеет право на повышенную фиксированную выплату, ее требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии подлежат удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением, то есть с 01 июля 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Моржухиной И. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Моржухиной И. А. для определения права на повышенную фиксированную выплату периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года, с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 июля 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина