Судья Елисеева Т.Г. Дело № 2-12176/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 12 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,
судей Клиничевой Г.В., Поповой Е.В.,
при секретаре Сиренко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.
гражданское дело № 2-491/2020 по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ «Авиловская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы
по апелляционной жалобе МБОУ «Авиловская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2020 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ «Авиловская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы.
установила:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ Авиловская СОШ, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки в деятельности МБОУ Авиловская СОШ в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов установлено отсутствие при входе в здание образовательного учреждения информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил возложить на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность обеспечить финансирование приобретения информационной мнемосхемы (схемы движения) для здания «Авиловская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее МБОУ Авиловская СОШ); возложить на МБОУ Авиловская СОШ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании МБОУ Авиловская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Суд постановил указанное выше решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме.
В апелляционной жалобе МБОУ Авиловская СОШ оспаривает законность и обоснованность решения в части установления срока исполнения решения суда, просит его в данной части изменить, установив срок исполнения решения суда – один год со дня его вступления в законную силу.
В возражения на апелляционную жалобу прокурор Иловлинского района Волгоградской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу образовательного учреждения без удовлетворения.
Представители ответчиков МБОУ Авиловская СОШ, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Романенко Ф.С., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, общего и профессионального образования, воспитания, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского муниципального района Волгоградской области проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты прав социально-незащищенных категорий граждан в деятельности МБОУ Авиловская СОШ установлено отсутствие в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района 31 января 2020 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов, которое до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные прокурором Иловлинского района Волгоградской области требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, в связи с чем возложил на них обязанность по устранению допущенных нарушений, установив при этом срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик МБОУ Авиловская СОШ оспаривает постановленное решение исключительно в части установленного судом шестимесячного срока для исполнения судебного акта, ссылаясь на его недостаточность и необходимость увеличения до одного года с момента вступления в законную силу.
Судебная коллегия находит указанные доводы жалобы несостоятельными.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суду первой инстанции представлено не было. Не представлено таких доказательств и в суде апелляционной инстанции.
Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов маломобильных групп населения.
Судебная коллегия полагает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 ГПК РФ.
Иных доводов о незаконности решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При разрешении заявленных требований и вынесении обжалуемого судебного постановления, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ «Авиловская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: