УИД 41RS0001-01-2022-001712-92
Дело № 2-2546/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2022 г. г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре Коробкове В.Р.,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьего лица И В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ПАО «Камчатскэнерго» о понуждении принять на коммерческий учет прибор учета тепловой энергии, производить расчеты начислений за тепловую энергию по показаниям прибора учета, перерасчете начислений за тепловую энергию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ПАО «Камчатскэнерго» с требованиями о возложении обязанности: принять на коммерческий учет прибор учета тепловой энергии теплосчетчик ультразвуковой «Комбик U», установленный в жилом помещении по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ; производить расчет начислений за тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, произвести перерасчет начислений за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2021 г. в соответствии с показаниями прибора учета.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Указанный многоквартирный дом относится к категории домов блокированной постройки, что подразумевает изолированные входы в жилые помещения и отсутствие общедомового имущества. Собственниками <адрес> по ул. <адрес> выбрана непосредственная форма управления, на основании чего между ФИО2 и ПАО «Камчатскэнерго» заключен договор теплоснабжения на поставку тепловой энергии.ДД.ММ.ГГГГ в адрес ресурсоснабжающей организации направлена заявка о вводе в эксплуатацию в спорном жилом помещении индивидуального прибора учета тепловой энергии (далее ИПУ ТЭ), которая оставлена ответчиком без удовлетворения. Указывает, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается, при наличии установленного в квартире ИПУ ТЭ, по нормативом потребления, что противоречит нормам действующего права.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ООО УК «Гарант».
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования подержала по доводам иска, настаивала на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, указывал, что требования истца в досудебном порядке ответчиком не исполнены, действующее законодательство позволяет рассчитывать в многоквартирных домах блокированной постройки плату за отопление исходя из показаний ИПУ ТЭ, что является основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объёме.
Представитель ответчика ПАО «Камчатскэнерго» - ФИО4, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, указала, что в <адрес> по ул. <адрес> технические условия не позволяют установить общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее ОДПУ ТЭ), что является препятствием для расчета истцу платы за отопление по установленному в квартире счетчику отопления.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ПАО «Камчатскэнерго» ФИО6, действующая на основании доверенности, указывала, что спорный мнгоквартирный дом не оборудован ОДПУ ТЭ, в связи с чем расчет размера платы за коммунальные услуг жителям МКД осуществляется по нормативу, определенному как 1/12 годового потребления, установленному Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. Трубопроводы ЦО и ГВС проходят транзитом через подвальное помещение МКД № в дома №№, 16, 18, что означает, что показания ОДПУ по каждому из указанных домов не могут быть приняты к расчету РСО, так как прибор учета не отражает реальное количество тепла, которое затрачено на отопление каждого дома. Факт отсутствия технической возможности установки ОДПУ ТЭ на МКД № по ул. <адрес> подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ Указывая на отсутствие в законе формулы по расчету платы за отопление при отсутствии в МКД ОДПУ ТЭ по показаниям ИПУ ТЭ, просила оказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Представитель третьего лица ООО У «Грант» - И В.М., действующий в силу полномочий по должности, требования иска полагал не обоснованными, ссылался, что управляющая организация не приступала к обслуживанию <адрес> по ул. <адрес>, поскольку у указанного дома отсутствовало общедомовое имущество, спорный дом снят с баланса управляющей компании в феврале 2022 <адрес> дома показало, что установленный ОДПУ ТЭ не функционирует, показаний не передает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для предоставления гражданам коммунальных услуг.
Конституция Российской Федерации, относя к числу прав и свобод человека и гражданина, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности, гарантирует его признание и защиту равным образом наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности (статья 8, часть 2) и закрепляет в статье 35, что оно охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Эти гарантии, выражая принцип неприкосновенности собственности, распространяются и на сферу отношений по предоставлению коммунальных услуг, обязывая государство следовать при ее регулировании конституционным требованиям.
Вместе с тем государство должно создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством учета их потребления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также принятия мер по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов. Такая обязанность предопределяется статьей 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также ее статьей 58, в силу которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и статьей 72 (пункты "в", "д" части 1), относящей вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Опираясь на изложенные правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют, согласно пунктам 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, предмет регулирования жилищного законодательства. К ним также применимо, исходя из положений статьи 8 данного Кодекса, статей 1 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
К числу проблем в этой сфере относится ограниченная мотивация потребителей энергии к повышению энергоэффективности, что констатировано в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р). Стимулом для потребителей энергетических ресурсов к эффективному и рациональному их использованию является нормативное закрепление зависимости размера платы за поставленные ресурсы, прежде всего, от объема их потребления, определяемого с помощью приборов учета. Так, Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13). Этому корреспондируют предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Имея в виду поддержку рачительного использования ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодатель в качестве основного принципа определения объема коммунальных услуг для исчисления размера платы за них установил в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
В многоквартирных домах, как правило, коммунальные ресурсы потребляются не только в отдельных жилых и нежилых помещениях, но и для содержания общего имущества в доме. Следовательно, для определения объема потребленного и подлежащего оплате ресурса, приходящегося на каждое отдельное помещение в доме, необходимы показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета (при оснащенности дома такими приборами). Потому законодатель, делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в то же время в части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил, что указанные правила должны предусматривать и порядок определения размера платы за тепловую энергию в оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах, в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающая принцип необходимости учета потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета и рассматриваемая в системной связи с частью 1.1 той же статьи, не предполагает определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии, без учета показаний последних.
Плата за коммунальную услугу по отоплению составляет весомую часть обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил (абзац второй).
Как предусмотрено положениями п. 42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения № к настоящим Правилам.
В силу положений п. 6 ст. 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 476-ФЗ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ определены объекты общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Соответственно, поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Анализ приведенных положений законодателя позволяет сделать вывод о том, что обязанность оплаты коммунальной услуги по отоплению по конкретному жилому помещению в многоквартирном жилом доме неразрывно связано с обязанностью оплаты услуг по отоплению помещений общего пользования, в то время как именно общедомовой прибор учета тепловой энергии позволяет произвести, в том числе и, расчет платы за тепловую энергию, затраченную всеми собственниками/нанимателями на обогрев помещений, относящихся к местам общего пользования в многоквартирном жилом доме.
Согласно пунктам 81, 81(1), 81(2) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления допуска прибора учета к эксплуатации и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается допущенным к эксплуатации с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из представленных технических условий от ДД.ММ.ГГГГ №, строение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес> является малоэтажным сблокированным домом, отопительная система которого является независимой и осуществляется путем подачи энергоресурса от Камчатской ТЭЦ-2.
Материалами дела подтверждается, что собственниками <адрес> по ул. <адрес> выбрана непосредственная форма управления, что предусматривает, в соответствии с положениями п. 8 ст. 155 ЖК РФ, внесение оплаты за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснажающим организациям на основании соответствующих договоров, заключенных с собственниками/нанимателями.
Из отзыва на исковое заявление следует, что ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет начисление платы за коммунальные услуги (отопление, ГВС) собственникам на жилые помещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>.
Согласно акту ввода в эксплуатацию, по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес> произведен технический осмотр прибора учета энергии - теплосчетчика ультразвукового «Комбик U», а также проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что приборы установлены в соответствии со строительными и иными инженерными нормами, правилами учета тепловой энергии и техническими условиями № от ДД.ММ.ГГГГ; смонтированное оборудование не имеет течей, недопустимых шумов, вибраций и иных признаков, явно свидетельствующих, что монтаж выполнен некачественно, т.е. удовлетворяет вышеуказанным строительным и иным инженерным нормам, условиям договора, правилам учета тепловой энергии и техническим условиям и/или смонтированное оборудование имеет дефекты; на приборы имеются паспорта производителя с отметкой продавца, заводские номера, указанные в паспортах, соответствуют номерам, указанным на самих приборах, приборы поверены, о чем имеются соответствующие отметки в паспортах приборов, приборы имеют не нарушенную пломбу завода-изготовителя, на основании чего указанный прибор учета № допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с письменным заилением обратилась в ПАО «Камчатскэнерго» в котором просила произвести ввод индивидуального прибора учета тепловой энергии «Комбик U», установленный в жилом помещении по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ ИПУ ТЭ в квартире заявителя допущен на коммерческий учет ДД.ММ.ГГГГг. но, с учетом положений п. 42(1) Правил №, не является расчетным в целях определения объёмов коммунальной услуги отопления по причине отсутствия в многоквартирном доме ОДПУ ТЭ, на основании чего показания ИПУ ТЭ не принимаются к расчет платы за коммунальную услугу отопления в квартире ФИО2 Расчет платы за услугу отопления осуществляется в соответствии с положениями п. 42(1) Правил № исходя из норматива потребления с применением предельных значений изменения платы граждан за отопление в соответствии с постановлением правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № П.
В материалы дела представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового (индивидуального) прибора учета тепловой энергии, теплоносителя от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым представителями ресурсоснабжающей организации путем визуального осмотра установлено, что в <адрес> по ул. <адрес> отсутствует возможность установки ОДПУ ТЭ.
Как указано в представленных в материалы дела актах Государственной жилищной инспекции Камчатского края, составленных по обращениям ФИО2, нарушений в действиях ПАО «Камчатскэнерго» при разрешении обращений ФИО2 по вопросам начисления платы за коммунальную услугу отопления, не установлено.
В силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Пунктом 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Согласно ст. 19 указанного Федерального закона количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или по договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (ч. 1).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (ч. 2).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение вышеуказанного Федерального закона утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту - Правила учёта) которыми установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета (п. 5).
Пунктом 57 названных Правил установлено, что при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 58 Правил учёта акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета теплоэнергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно разъяснениям Минстроя России, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), от ДД.ММ.ГГГГ №-СЩ/04 в связи с отсутствием форма акта ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии акт ввода может быть составлен в удобном для пользования виде и должен содержать следующую информацию: дату проведения освидетельствования оборудования узла учета и принятия положительного решения о вводе в эксплуатацию; место проведения (адрес) обследования; описание и характеристика условий эксплуатации; иные примечания и особые отметки.
Пунктом 59 Правил учёта предусмотрено, что в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения.
Из анализа изложенных выше норм права следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, который считается пригодным с даты подписания акта ввода в эксплуатацию после проведения соответствующей проверки. При этом основанием для невведения узла учёта в эксплуатацию является выявление в ходе проверки недостатков, таких как - не соответствие требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, о чём также должно быть в обязательном порядке указано в акте.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО2 выполнила указанные положения законодателя, что подтверждается актом ввода (допуска) в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ прибора учета тепловой энергии - теплосчетчика ультразвукового «Комбик U» по адресу спорного жилого помещения, учитывая, то каких-либо замечаний/ возражений по указанному акту ПАО «Камчатскэнерго» не заявлялось, что подтверждается письмом ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности принять на коммерческий учет указанный ИПУ ТЭ.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности на ответчика производить расчет начислений на тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, установленного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из формул расчета платы за тепловую энергию, указанных в Правилах №, при расчете платы за коммунальный ресурс отопление в многоквартирных домах, имеющих общедомовое имущество (включающее помещения общего пользования), определяющее значение имеет факт наличия/отсутствия ОДПУ ТЭ.
Как следует из представленных доказательств, многоквартирный жилой <адрес> по ул. <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, является многоэтажным сблокированным домом, в котором отсутствуют помещения общего пользования, что подразумевает отсутствие затрат тепловой энергии на обогрев таковых помещений в спорном многоквартирном доме.
Указанные выводы подтверждаются пояснениями представителя третьего лица ООО УК «Гарант», в соответствии с которыми указанная управляющая компания не осуществляет управление общим имуществом МКД № по ул. <адрес> по причине отсутствия такового имущества.
Принимая во внимание, что жилой дом ; 16 по ул. <адрес> не относится к многоквартирным домам с помещениями общего использования (расходы по поддержанию которых (в том числе и обязанность по внесению платы за отопление которых) возложены на собственников таких МКД), доводы стороны ответчика о необходимости учета показаний ОДПУ ТЭ при расчете платы за жилое помещение, в котором имеется ИПУ ТЭ, в рассматриваемом случае, являются не обоснованными, с учетом правового регулирования спорного вопроса законодателем, не могут быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении заявленных в данной части исковых требований.
На основании чего на ПАО «Камчатскэнерго» в соответствии с п. 81.2 Правил № возлагается обязанность производить расчет начислений за тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, установленного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются все основания для возложения на ответчика ПАО «Камчатскэнерго» обязанности произвести перерасчет начислений за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2021 г. в соответствии с показаниями прибора учета, установленного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., оплаченных истцом по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск ФИО2 удовлетворить.
Обязать ПАО «Камчатскэнерго» принять на коммерческий учет прибор учета тепловой энергии теплосчетчик ультразвуковой «Комбик U», установленный в жилом помещении по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на ответчика ПАО «Камчатскэнерго» обязанность производить расчет начислений за тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, установленного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на ответчика ПАО «Камчатскэнерго» обязанность произвести перерасчет начислений за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2021 г. в соответствии с показаниями прибора учета, установленного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>.
Взыскать с ПАО «Камчатскэнерго» в пользу ФИО2 в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.В. Барышева
подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края №