Решение по делу № 33-3-4211/2022 от 11.04.2022

Судья Казанаева И.Н. дело № 2-25/2022

дело № 33-3-4211/2022

26RS0031-01-2021-003187-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 01 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Осиповой И.Г.,

судей Ковалевой Ю.В., Савина А.Н.,

при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - Ртищева Г.В. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года по исковому заявлению Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1 о признании договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным и взыскании задолженности по оказанной услуге, а также по встречному исковому заявлению ФИО1 к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить публичной договор,

заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратился в суд с иском к ООО «ТЕРМА-СПА ДЕРЕВНЯ», в котором просил признать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год заключенным и взыскать с ответчика сумму основного долга за фактически исполненное обязательство в 2019 году за период времени с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля и за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины по делу.

Протокольным определением суда от 27.04.2021 (том 1 л.д.111) была произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «ТЕРМА-СПА ДЕРЕВНЯ» на надлежащего Тимофеева А.В.

Тимофеев А.В., в свою очередь, обратился со встречным исковым заявлением, в котором просил обязать Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» заключить с ним договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м, стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами.

Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Регионального оператора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к Тимофееву А.В. о признании договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год заключенным и взыскании задолженности по оказанной услуге за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля и за период с 01.01.2020 по 31.07.2020, судебных расходов в размере 8000 рублей - отказано.

Встречные исковые требования Тимофеева А.В. к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - удовлетворены частично.

Суд обязал Регионального оператора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» заключить с Тимофеевым А.В. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с типовым договором, по форме, предусмотренной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, который может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Указал, что стоимость оказанных услуг обществу определить в соответствии с Правилами определения нормативов накоплений твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 и нормативами накопления ТКО, установленными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347.

Указал считать договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

В апелляционной жалобе директор ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - Ртищев Г.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования истца. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Судом не исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование доводов указывает, что региональный оператор осуществляет сбор отходов со всех контейнерных площадок в полном объеме, а ответчик имеет свободный доступ к пользованию указанными контейнерными площадками. Осуществление сбора отходов, складирование их на контейнерных площадках, отсутствие возражений к принятой услуге свидетельствуют об обязанности ответчика по оплате фактически оказанных ему услуг по обращению с ТКО. Факт оказания услуг истцом подтверждается маршрутными журналами, треками системы Глонасс. Ответчиком не были предоставлены доказательства, подтверждающие, что потребитель не пользовался предоставленной региональным оператором услугой по обращению с ТКО.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Тимофеев А.В. просит оставить решение суда без изменения.

Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, судебная коллегия, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников по делу по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения, что подтверждается почтовым реестром, отчетом об отслеживании отправления, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» по доверенности Аслахановой Л.А., поддержавшей доводы жалобы, Тимофеева А.В., возражавшего в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.05.2018 между Министерством ЖКХ Ставропольского края и ООО "ЖКХ" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно данному соглашению Министерство ЖКХ Ставропольского края поручает ООО "ЖКХ", выступающему в качестве регионального оператора, а тот в свою очередь принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории Советского городского округа Ставропольского края (информация размещена в открытом доступе в сети Интернет на сайте истца).

В соответствии п 6.1. настоящего соглашения в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне его деятельности в установленном порядке в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами.

Тимофеев А.В. является собственником жилого дома, общей площадью 44,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АИ 205785 от 03.10.2012; бытового здания, нежилого, площадью 195, 2 кв.м, с КН: нежилого здания баня, площадью 58, 3 кв.м. с КН: , бытового здания, нежилого, площадью 186. 3 кв.м, с КН , расположенных в вышеуказанном населенном пункте по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН; а также земельного участка площадью 1754 +/-15 кв.м., КН , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 1500 +/-14 кв.м., КН , расположенного по адресу: <адрес> а.

Установлено, что ООО «ЖКХ» исполнило обязанность по информированию потребителя о своей деятельности и необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Общество направило его проект в адрес ООО «Терма-Спа-Деревня». В данном случае не имеет правового значения, что такой договор не был направлен на имя Тимофеева А.В., поскольку последний владел такой информацией и именно он в дальнейшем вел переписку с обществом.

Однако договор сторонами подписан не был.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 423, 433, 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что исковые требования ООО «ЖКХ» удовлетворению не подлежат, поскольку допустимых и достоверных доказательств на дату принятия решения того, что им предоставлялись ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, за период времени с 01.01.2019 по 31.07.2020, не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен в утвержденных Правительством Российской Федерации Правилах обращения с ТКО. Согласно пункту 8(4) указанных Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил обращения с ТКО).

Пунктом 8.15 Правил обращения с ТКО установлено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, законом установлена обязанность по заключению Договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором на территории Зоны 2 существует для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц с 01 января 2019 года.

В соответствии со п. 8.4. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (Далее по тексту Постановление Правительства № 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8.17 Постановлением Правительства № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (текст публичного договора - публичная оферта) было размещено в открытых источниках:

- Газета «Ставропольская правда» № 145 (27333) от 26 декабря 2018 года (режим доступа: https://stapravda.ru/20181226/).

- официальный сайте Регионального оператора (режим доступа: http ://www. tkosk.ru/contract/public).

В соответствии с п. 8.17 Постановлением Правительства № 1156, Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5- 8.7 Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 Правил обращения с ТКО.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из того, что истец является региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в установленном законом порядке им было опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, то доводы ответчика ФИО1 о не заключении сторонами письменного договора, не опровергают факт о наличии между сторонами фактических договорных отношений.

Как установлено, региональный оператор оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 по настоящее время по адресу: 357903, <адрес>, 4а.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Законом о ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

Данные спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подтверждают движение специализированных транспортных средств (мусоровозов) в целях оказания услуг по обращению с ТКО в соответствии с Соглашением. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен п. 16 - 18 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и Правилами, которые носят обязательный характер как для исполнителя коммунальной услуги, так и для потребителя.

В соответствии с п. 30 Правил обращения с ТКО, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить Региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. На основании указанного пункта Правил обращения с ТКО региональным оператором ООО «ЖКХ» ведется маршрутный журнал в электронном виде. Данные маршрутных журналов, также подтверждают факт оказания услуг по обращению с ТКО. Факт оказания услуги истцом, так же подтверждается треками системы Глонасс. Указанные доказательства (треки системы Глонасс, маршрутные журналы) судебной коллегией приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств.

В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися Региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с ТКО является передача своих ТКО Региональному оператору.

Доказательств обратного, то есть неоказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО суду не предоставлено, каких-либо претензий по факту не оказания услуг, либо оказания услуг ненадлежащего качества со стороны Тимофеева А.В. в адрес Регионального оператора не поступало, вследствие чего, можно считать, что услугой по обращению с твердыми коммунальными услугами предоставляемые региональным оператором, заявитель пользовался в полном объеме.

В свою очередь ответчик Тимофеев А.В. каких-либо уведомлений об отказе от услуг истца по вывозу ТКО, не направлял, доказательств пользования услугами иной специализированной организации по вывозу ТКО, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженности в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, не представлено, как не представлено доказательств обеспечения ответчиком Тимофеевым А.В. утилизации твердых коммунальных отходов иным не запрещенным законом способом.

Вопреки доводам стороны ответчика, в силу положений Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств не вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.

Выводы суда о недоказанности факта оказания услуги по вывозу ООО «ЖКХ» твердых коммунальных отходов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что за ответчиком Тимофеевым А.В. имеется непогашенная задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. заключенными и взыскании с Тимофеева А.В. в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» задолженности за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля.

Так же судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о нарушении судом норм материального права, при рассмотрении встречных исковых требований Тимофеева А.В. к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м., стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269, Правила определения нормативов).

Указанными Правилами установлен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил N 269).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее Методические рекомендации).

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются

уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил N 269).

Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил № 269.

Так, на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9).

При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11).

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).

Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Тимофеевым А.В. сведения для расчетов, приведенные в исковом заявлении, были получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, так как применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных встречных требований Тимофеева А.В. о понуждении заключить публичной договор в соответствии с реальным объемом вывозимого мусора в неделю равному 0,75 кб.м., стоимость приравнять к фактическим вывозимым твердым коммунальным отходам в соответствии нормативами.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что исковые требования Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» удовлетворены, во встречных исковых требованиях Тимофеева А.В отказано в полном объеме, с Тимофеева А.В. в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей. Данные расходы подтверждены документально.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене как не законное.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1 – удовлетворить.

Признать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. заключенными.

Взыскать с ФИО1 в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей.

В удовлетворении встречных исковых требованиях ФИО1 к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м, стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами – отказать.

Апелляционную жалобу ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03. 06.2022

Судья Казанаева И.Н. дело № 2-25/2022

дело № 33-3-4211/2022

26RS0031-01-2021-003187-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 01 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Осиповой И.Г.,

судей Ковалевой Ю.В., Савина А.Н.,

при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - Ртищева Г.В. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года по исковому заявлению Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1 о признании договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным и взыскании задолженности по оказанной услуге, а также по встречному исковому заявлению ФИО1 к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить публичной договор,

заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратился в суд с иском к ООО «ТЕРМА-СПА ДЕРЕВНЯ», в котором просил признать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год заключенным и взыскать с ответчика сумму основного долга за фактически исполненное обязательство в 2019 году за период времени с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля и за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины по делу.

Протокольным определением суда от 27.04.2021 (том 1 л.д.111) была произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «ТЕРМА-СПА ДЕРЕВНЯ» на надлежащего Тимофеева А.В.

Тимофеев А.В., в свою очередь, обратился со встречным исковым заявлением, в котором просил обязать Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» заключить с ним договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м, стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами.

Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Регионального оператора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к Тимофееву А.В. о признании договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год заключенным и взыскании задолженности по оказанной услуге за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля и за период с 01.01.2020 по 31.07.2020, судебных расходов в размере 8000 рублей - отказано.

Встречные исковые требования Тимофеева А.В. к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - удовлетворены частично.

Суд обязал Регионального оператора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» заключить с Тимофеевым А.В. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с типовым договором, по форме, предусмотренной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, который может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Указал, что стоимость оказанных услуг обществу определить в соответствии с Правилами определения нормативов накоплений твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 и нормативами накопления ТКО, установленными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347.

Указал считать договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

В апелляционной жалобе директор ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - Ртищев Г.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования истца. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Судом не исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование доводов указывает, что региональный оператор осуществляет сбор отходов со всех контейнерных площадок в полном объеме, а ответчик имеет свободный доступ к пользованию указанными контейнерными площадками. Осуществление сбора отходов, складирование их на контейнерных площадках, отсутствие возражений к принятой услуге свидетельствуют об обязанности ответчика по оплате фактически оказанных ему услуг по обращению с ТКО. Факт оказания услуг истцом подтверждается маршрутными журналами, треками системы Глонасс. Ответчиком не были предоставлены доказательства, подтверждающие, что потребитель не пользовался предоставленной региональным оператором услугой по обращению с ТКО.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Тимофеев А.В. просит оставить решение суда без изменения.

Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, судебная коллегия, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников по делу по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения, что подтверждается почтовым реестром, отчетом об отслеживании отправления, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» по доверенности Аслахановой Л.А., поддержавшей доводы жалобы, Тимофеева А.В., возражавшего в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.05.2018 между Министерством ЖКХ Ставропольского края и ООО "ЖКХ" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно данному соглашению Министерство ЖКХ Ставропольского края поручает ООО "ЖКХ", выступающему в качестве регионального оператора, а тот в свою очередь принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории Советского городского округа Ставропольского края (информация размещена в открытом доступе в сети Интернет на сайте истца).

В соответствии п 6.1. настоящего соглашения в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне его деятельности в установленном порядке в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами.

Тимофеев А.В. является собственником жилого дома, общей площадью 44,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АИ 205785 от 03.10.2012; бытового здания, нежилого, площадью 195, 2 кв.м, с КН: нежилого здания баня, площадью 58, 3 кв.м. с КН: , бытового здания, нежилого, площадью 186. 3 кв.м, с КН , расположенных в вышеуказанном населенном пункте по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН; а также земельного участка площадью 1754 +/-15 кв.м., КН , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 1500 +/-14 кв.м., КН , расположенного по адресу: <адрес> а.

Установлено, что ООО «ЖКХ» исполнило обязанность по информированию потребителя о своей деятельности и необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Общество направило его проект в адрес ООО «Терма-Спа-Деревня». В данном случае не имеет правового значения, что такой договор не был направлен на имя Тимофеева А.В., поскольку последний владел такой информацией и именно он в дальнейшем вел переписку с обществом.

Однако договор сторонами подписан не был.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 423, 433, 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что исковые требования ООО «ЖКХ» удовлетворению не подлежат, поскольку допустимых и достоверных доказательств на дату принятия решения того, что им предоставлялись ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, за период времени с 01.01.2019 по 31.07.2020, не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен в утвержденных Правительством Российской Федерации Правилах обращения с ТКО. Согласно пункту 8(4) указанных Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил обращения с ТКО).

Пунктом 8.15 Правил обращения с ТКО установлено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, законом установлена обязанность по заключению Договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором на территории Зоны 2 существует для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц с 01 января 2019 года.

В соответствии со п. 8.4. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (Далее по тексту Постановление Правительства № 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8.17 Постановлением Правительства № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (текст публичного договора - публичная оферта) было размещено в открытых источниках:

- Газета «Ставропольская правда» № 145 (27333) от 26 декабря 2018 года (режим доступа: https://stapravda.ru/20181226/).

- официальный сайте Регионального оператора (режим доступа: http ://www. tkosk.ru/contract/public).

В соответствии с п. 8.17 Постановлением Правительства № 1156, Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5- 8.7 Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 Правил обращения с ТКО.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из того, что истец является региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в установленном законом порядке им было опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, то доводы ответчика ФИО1 о не заключении сторонами письменного договора, не опровергают факт о наличии между сторонами фактических договорных отношений.

Как установлено, региональный оператор оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 по настоящее время по адресу: 357903, <адрес>, 4а.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Законом о ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

Данные спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подтверждают движение специализированных транспортных средств (мусоровозов) в целях оказания услуг по обращению с ТКО в соответствии с Соглашением. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен п. 16 - 18 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и Правилами, которые носят обязательный характер как для исполнителя коммунальной услуги, так и для потребителя.

В соответствии с п. 30 Правил обращения с ТКО, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить Региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. На основании указанного пункта Правил обращения с ТКО региональным оператором ООО «ЖКХ» ведется маршрутный журнал в электронном виде. Данные маршрутных журналов, также подтверждают факт оказания услуг по обращению с ТКО. Факт оказания услуги истцом, так же подтверждается треками системы Глонасс. Указанные доказательства (треки системы Глонасс, маршрутные журналы) судебной коллегией приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств.

В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися Региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с ТКО является передача своих ТКО Региональному оператору.

Доказательств обратного, то есть неоказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО суду не предоставлено, каких-либо претензий по факту не оказания услуг, либо оказания услуг ненадлежащего качества со стороны Тимофеева А.В. в адрес Регионального оператора не поступало, вследствие чего, можно считать, что услугой по обращению с твердыми коммунальными услугами предоставляемые региональным оператором, заявитель пользовался в полном объеме.

В свою очередь ответчик Тимофеев А.В. каких-либо уведомлений об отказе от услуг истца по вывозу ТКО, не направлял, доказательств пользования услугами иной специализированной организации по вывозу ТКО, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженности в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, не представлено, как не представлено доказательств обеспечения ответчиком Тимофеевым А.В. утилизации твердых коммунальных отходов иным не запрещенным законом способом.

Вопреки доводам стороны ответчика, в силу положений Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств не вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.

Выводы суда о недоказанности факта оказания услуги по вывозу ООО «ЖКХ» твердых коммунальных отходов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что за ответчиком Тимофеевым А.В. имеется непогашенная задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. заключенными и взыскании с Тимофеева А.В. в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» задолженности за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля.

Так же судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о нарушении судом норм материального права, при рассмотрении встречных исковых требований Тимофеева А.В. к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м., стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269, Правила определения нормативов).

Указанными Правилами установлен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил N 269).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее Методические рекомендации).

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются

уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил N 269).

Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил № 269.

Так, на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9).

При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11).

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).

Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Тимофеевым А.В. сведения для расчетов, приведенные в исковом заявлении, были получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, так как применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных встречных требований Тимофеева А.В. о понуждении заключить публичной договор в соответствии с реальным объемом вывозимого мусора в неделю равному 0,75 кб.м., стоимость приравнять к фактическим вывозимым твердым коммунальным отходам в соответствии нормативами.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что исковые требования Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» удовлетворены, во встречных исковых требованиях Тимофеева А.В отказано в полном объеме, с Тимофеева А.В. в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей. Данные расходы подтверждены документально.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене как не законное.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Ставропольского края от 17 января 2022 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1 – удовлетворить.

Признать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №Ю-035967 на 2020 год между Региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Тимофеевым А.В. заключенными.

Взыскать с ФИО1 в пользу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 24 496, 84 рубля, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в размере 13 882, 33 рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей.

В удовлетворении встречных исковых требованиях ФИО1 к Региональному оператору по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с реальными объемами вывозимого мусора, равному в неделю 0,75 куб м, стоимость договора приравнять с фактически вывозимыми отходами с момента заключения договора в соответствии с нормативами – отказать.

Апелляционную жалобу ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03. 06.2022

33-3-4211/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ООО"ЖКХ"
Ответчики
Тимофеев Александр Васильевич
Другие
ООО"Терма-Спа-Деревня
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Осипова Инна Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
12.04.2022Передача дела судье
01.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2022Передано в экспедицию
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее