Дело №2-1344/19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
14 мая 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.В.,
РїСЂРё секретаре Малушкиной Рќ.Рђ., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рлясовой Р§.Р .,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Фаттаховой Н.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4», Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер», Шишкову А.Ю,, Шишковой Н.Н., Шишкову Ю.Д. о взыскании расходов, понесенных в связи с приобретением лекарственных препаратов,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Засвияжского района Рі. Ульяновска обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным РёСЃРєРѕРј РІ интересах инвалида второй РіСЂСѓРїРїС‹ Р¤РРћ6.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ смертью Р¤РРћ6 Рє участию РІ деле привлечен правопреемник Фаттахова Рќ.Рђ., являющаяся СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ Р¤РРћ6 Рё наследником первой очереди РїРѕ закону после смерти Р¤РРћ6
Рсковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Засвияжского района Рі. Ульяновска проведена проверка РїРѕ соблюдению прав инвалида Р¤РРћ6
Установлено, что Р¤РРћ6 состоял РЅР° учете Рё наблюдался РІ ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» СЃ диагнозом: рак кардиального отдела желудка СЃ переходом РЅР° пищевод 3 СЃС‚.
Решением врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ6 назначен препарат «золедроновая кислота». Между тем, лечебно-профилактическим учреждением ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» необоснованно отказано РІ назначении Рё выписывании Р¤РРћ6 лекарственного препарата «золедроновая кислота», что подтверждается результатами проверки Территориальным органом Росздравнадзора РїРѕ Ульяновской области РїРѕ Ульяновской области.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, Р¤РРћ6 вынужден был приобретать препарат «золедроновая кислота» Р·Р° СЃРІРѕР№ счет.
РљСЂРѕРјРµ того, ДД.РњРњ.ГГГГ лечащим врачом поликлиники Р¤РРћ6 назначен препарат «омепразол», однако льготный рецепт РЅР° него выписан РЅРµ был, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Р¤РРћ6 приобрел его Р·Р° СЃРІРѕР№ счет.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ приобретением лекарственных препаратов Р¤РРћ6 понес расходы: ДД.РњРњ.ГГГГ – 2 948 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 966 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 970 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 950 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ – 2 950 СЂСѓР±., ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 997 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ – 68,40 СЂСѓР±.
Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ ответчиков РІ СЃРІРѕСЋ пользу понесенные расходы РЅР° приобретение лекарственных препаратов РІ СЃСѓРјРјРµ 17 849 СЂСѓР±. 40 РєРѕРї.
Р’ судебном заседании Фаттахова Рќ.Рђ. РЅР° доводах РёСЃРєР° настаивала. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рлясова Р§.Р . поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещался Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела. Р’ отзыве указал, что назначение Рё выписывание лекарственных препаратов РІ соответствии СЃ Приказом Минздрава Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.12.2012 РіРѕРґР° Р·Р° в„–1175РЅ «Об утверждении РїРѕСЂСЏРґРєР° назначения Рё выписывания лекарственных препаратов, Р° также форм рецептурных бланков РЅР° лекарственные препараты, РїРѕСЂСЏРґРєР° оформления указанных бланков, РёС… учета Рё хранения», осуществляется лечащим врачом РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· тяжести Рё характера заболевания. Р—Р° назначение, РґРѕР·РёСЂРѕРІРєСѓ препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы РІ период приобретения Р¤РРћ6 лекарственного препарата «золедроновая кислота» лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» льготные рецепты РЅР° данный лекарственный препарат РЅРµ выписывались. Таким образом, РІ период приобретения Р¤РРћ6 лекарственного препарата «золедроновая кислота» обязательство РїРѕ обеспечению Р¤РРћ6 данным лекарственным препаратом Сѓ Министерства РЅРµ возникало. Р’ части обеспечения Р¤РРћ6 препаратом «омепразол», именно РђРћ «УльяновскФармация» РЅРµ исполнило СЃРІРѕРё обязательства РїРѕ контракту. РџСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР°.
Согласно сообщению Министерства здравоохранения Ульяновской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ6 включен РІ персонифицированную заявку РЅР° лекарственный препарат «золедроновая кислота» РїРѕ дополнительному лекарственному обеспечению РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внесением его РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц, подлежащих обеспечению лекарственными препаратами РІ рамках дополнительного льготного обеспечения РїРѕ заявке ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер». Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы Р¤РРћ6 РІ настоящее время был обеспечен лекарственным препаратом «золедроновая кислота» РїРѕ выписанному льготному рецепту РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещался Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела. Представил РІ СЃСѓРґ отзыв РЅР° РёСЃРє, РІ котором указал, что Р¤РРћ6 является инвалидом 2 РіСЂСѓРїРїС‹ СЃ 2014 РіРѕРґР°. Рекомендации РїРѕ приему лекарственного препарата «золедроновая кислота» даны ему врачом онкологом ГУЗ РћРљРћР” ДД.РњРњ.ГГГГ. Выписка лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний проводится согласно персонифицированной заявке РЅР° лекарственные средств РїРѕ дополнительному лечебному обеспечению, которая ежемесячно рассылается Министерством здравоохранения Ульяновской области РІ лечебные учреждения. Распределение РЅР° лекарственный препарат «золедроновая кислота» РІ персонифицированной заявке РЅР° РЅРѕСЏР±СЂСЊ 2018 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время РЅР° Р¤РРћ6 отсутствует.
Р—Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ согласно отчету Рѕ лекарственных средствах выписанных льготнику, РІ котором РјРѕР¶РЅРѕ проследить дату выдачи рецепта, лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» Р¤РРћ11,, Р¤РРћ6 были назначены Рё выписаны следующие лекарственные препараты: омепразол 20 РјРі в„–30, трамадол 50РјРі/РјР»/2 РјР» в„–5. Лекарственные средства должны быть реализованы заявителем согласно выписанным рецептам через аптечные сети РђРћ «УльяновскФармация». Что касается обеспечения лекарственным препаратом золедроновая ксилота, то данная обязанность, РїРѕ организации работы РїРѕ обеспечению РёРј закреплена Р·Р° органом исполнительной власти – Министерством здравоохранения, посредством включения заявителя РІ персонифицированную заявку РЅР° лекарственные средства РїРѕ дополнительному лекарственному обеспечению, сведения Рѕ пациенте РІ заявку предоставляются специализированным лечебным учреждением. РџСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР° Рє ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В».
Представитель соответчика Государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещался Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела. Р’ отзыве РЅР° РёСЃРє указал, что пациент Р¤РРћ6 состоит РЅР° учете РІ ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер СЃ диагнозом: рак желудка 3 СЃС‚., состояние после операции 2014 РіРѕРґР°. Прогрессирование - метастазы РІ шейный отдел позвоночника 2018 РіРѕРґ. Прогрессирование - метастазы РІ надключичные лимфатические узлы слева 2019 РіРѕРґ. РќР° заседании врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ определены показания для назначения лекарственного препарата «золедроновая кислота». Пациент внесен РІ СЃРїРёСЃРєРё дополнительного льготного обеспечения данным лекарственным препаратом. РџСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ РёСЃРєРµ Рє ГУЗ РћРљРћР”.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «УльяновскФармация» в судебное заседание не явился, извещался. Представил в суд отзыв на иск, в котором указал, что рецепты на получение препарата «золедроновая кислота» истцом в АО «УльяновскФармация» не предоставлялись. Свои обязательства по заключенному государственному контракту на 2018 год в части поставки и отпуску лекарственного препарата «омепразол» льготной категории граждан, исполнило в полном объеме.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Соответчики РїРѕ делу Шишков Рђ.Р., Шишков Р®.Р”., Шишкова Рќ.Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещались. Представили РІ СЃСѓРґ нотариально оформленное заявление Рѕ том, что отказываются РѕС‚ наследственных прав после смерти Р¤РРћ6, умершего ДД.РњРњ.ГГГГ РІ пользу его СЃСѓРїСЂСѓРіРё Фаттаховой Рќ.Рђ.
Суд, с четом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.
Выслушав истицу, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
РР· материалов дела усматривается, что Р¤РРћ6 являлся инвалидом второй РіСЂСѓРїРїС‹, состоял РЅР° учете Рё наблюдался РІ ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» СЃ диагнозом: рак кардиального отдела желудка СЃ переходом РЅР° пищевод 3 СЃС‚.
Решением врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ6 назначен препарат «золедроновая кислота». Между тем, лечебно-профилактическим учреждением ГУЗ «Городская поликлиника в„–4В» рецепты РЅР° приобретение данного лекарственного препарата Р¤РРћ6 РЅРµ выписывались, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РѕРЅ понес расходы РїРѕ его приобретению РІ СЃСѓРјРјРµ 17 781 СЂСѓР±.: ДД.РњРњ.ГГГГ – 2 948 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 966 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 970 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 950 СЂСѓР±.; ДД.РњРњ.ГГГГ – 2 950 СЂСѓР±., ДД.РњРњ.ГГГГ- 2 997 СЂСѓР±., что подтверждается платежными документами Рё сообщением аптечного учреждения.
Р’ возмещении понесённых расходов Р¤РРћ6 было отказано.
РљСЂРѕРјРµ того, Р¤РРћ6 ДД.РњРњ.ГГГГ был выписан рецепт серии в„– в„– РЅР° получение бесплатного лекарственного препарата «омепразол», данным препаратом через РђРћ «УльяновскФармация» РѕРЅ обеспечен также РЅРµ был, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, понес расходы РїРѕ его приобретению РІ СЃСѓРјРјРµ 68, 40 СЂСѓР±., что подтверждается документально.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В Приложении N 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Так, в Разделах "Группы населения" и "категории заболеваний" указаны "инвалиды II группы" и "онкологические заболевания", соответственно, а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - все лекарственные средства.
Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом и страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Согласно ст. 13 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается па Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 года за №1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - территориальная программа).
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни крови, кроветворных органов. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на: обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы).
В соответствии с разделом V Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Лекарственный препарат «золедроновая кислота» входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 и на 2019 годы.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
РР· РЅРѕСЂРј части 2 статьи 81 Федерального закона РѕС‚ 21.11.2011 в„– 323-ФЗ «Об основах охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РІ рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации устанавливают, РІ том числе перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению соответствии СЃ Перечнем РіСЂСѓРїРї населения Рё категорий заболевании, РїСЂРё амбулаторном лечении которых лекарственные средства Рё изделия медицинского назначения отпускаются РїРѕ рецептам врачей бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 декабря 2017 г. № 680-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Заболевание истца разделом 3 Программы в Перечень групп заболеваний и состояний пациентов, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
В разделе 5 Территориальной программы указано, что источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение по закупке лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, используется ответственными лицами при осуществлении процедуры закупки.
Аналогичные положения предусмотрены Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2012 годов, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2018 года за №681-П.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
РљСЂРѕРјРµ того, Р¤РРћ6 РїСЂРё Р¶РёР·РЅРё был назначен лекарственный препарат «омепразол», РЅР° бесплатное получение которого выписан рецепт РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Однако, РїРѕ данному рецепту больной РЅРµ был обеспечен указанным лекарственным препаратом.
Согласно Положению об организации работы по формированию Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, данный Перечень формируется с учетом предложений, в том числе субъектов обращения лекарственных средств, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. По результатам анализа сведений, Минздравом РФ принимается решение о возможности включения лекарственного средства в Перечень.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение Р¤РРћ6 необходимыми для него препаратами должно осуществляться Министерством здравоохранения Ульяновской области.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъекта РФ разрешено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для улучшения лекарственного обеспечения.
Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти: Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, содействия занятости населения, социального развития и социальной защиты населения.
В сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет, в том числе, полномочия по организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными: продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и организацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области.
Таким образом, полномочиями в сфере обеспечения лекарственными средствами обладает Министерство здравоохранения Ульяновской области.
В соответствии со ст. 70 ФЗ от 21.11.2011 года за №323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 года за 31175н осуществляется лечащим врачом, который выписывает рецепт на соответствующий лекарственный препарат.
Так, пунктом 34 Приказа Минздрава Р РѕСЃСЃРёРё в„– 1175РЅ РѕС‚ 20.12.2012 РіРѕРґР° РћР‘ УТВЕРЖДЕНРРПОРЯДКА НАЗНАЧЕНРРЇ РВЫПРСЫВАНРРЇ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, Рђ РўРђРљР–Р• ФОРМ РЕЦЕПТУРНЫХ БЛАНКОВ РќРђ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНРРЇ УКАЗАННЫХ БЛАНКОВ, РРҐ УЧЕТА РХРАНЕНРРЇ установлено, что назначение Рё выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право РЅР° бесплатное РёС… получение РІ соответствии СЃ Перечнем РіСЂСѓРїРї населения Рё категории заболеваний, РїСЂРё амбулаторном лечении которых лекарственные средства Рё изделия медицинского назначения отпускаются РїРѕ рецептам врачей бесплатно, осуществляется работником РІ случае типичного течения заболевания пациента РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· тяжести Рё характера заболеваний согласно утвержденным РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Стандартом медицинской помощи.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, РїСЂРё Р¶РёР·РЅРё Р¤РРћ6 имел право РЅР° возмещение расходов, понесенных РёРј РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ приобретением лекарственных препаратов РІ СЃСѓРјРјРµ 17 489 СЂСѓР±. 40 РєРѕРї.
Р¤РРћ6 умер ДД.РњРњ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством Рѕ смерти.
После смерти Р¤РРћ6 остались наследники первой очереди: его жена Фаттахова Рќ.Рђ., сын Шишков Рђ.Р., мать Шишкова Рќ.Рќ., отец Шишков Р®.Р”.
РР· сообщения нотариуса Рі. Ульяновска Р•.Рќ. Шумиловой следует, что СЃ заявлением Рѕ вступлении РІ наследство после смерти Р¤РРћ6 обратилась его жена Фаттахова Рќ.Рђ.
Остальные наследники по закону первой очереди отказались от наследства в пользу Фаттаховой Н.А., что следует из нотариально удостоверенного отказа от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г. Ульяновска Ю.П. Макаровой.
В силу положений ст. 34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Пунктом 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. Доли супругов в совместном имуществе признаются равными ( ст. 36 Семейного кодекса РФ).
РќР° период приобретения вышеуказанных лекарственных препаратом Р¤РРћ6 Рё Фаттахова Рќ.Рђ. состояли РІ браке, соответственно РЅР° приобретение лекарственных препаратов РёРјРё были затрачены денежные средства РёР· общего бюджета.
РџСЂРё таких обстоятельствах, принимая РІРѕ внимание, что Фаттахова Рќ.Рђ. является наследником после смерти Р¤РРћ6 первой очереди, обратилась Рє нотариусу СЃ заявлением Рѕ вступлении РІ наследство после смерти РјСѓР¶Р°, РЅР° приобретение лекарственные средств были затрачены совместные денежные средства СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ, СЃ Министерства здравоохранения Ульяновской области РІ пользу Фаттаховой Рќ.Рђ. подлежат взысканию расходы РІ СЃСѓРјРјРµ 17 849, 40 СЂСѓР±., затраченные РЅР° приобретение лекарственных препаратов для лечения Р¤РРћ6
В иске к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №», Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» следует отказать как к ненадлежащим ответчикам по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
исковые требования Фаттаховой Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Фаттаховой Н.А. расходы по приобретению лекарственных препаратов в сумме 17 849 руб. 40 коп.
В остальной части иска, в иске к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4», Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева