УИД 11RS0001-01-2021-006450-95 Дело №2а- 2672/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н.,
рассмотрев 29 апреля 2022 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаилова Арсена Магомедовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву В.В., врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганскому В.С. о признании постановлений о наложении дисциплинарных взысканий, действий (бездействий) по ненадлежащим условиям содержания в исправительном учреждении незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержание в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л :
Исмаилов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании постановлений от 12.03.2021, 22.03.2021, 25.03.2021 и 01.04.2021 о наложении дисциплинарных взысканий, действий (бездействий) по ненадлежащим условиям содержания в исправительном учреждении за период с 12.03.2021 по 15.04.2021 незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 637 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что его не оповестили о дате, времени и месте проведения дисциплинарных слушаний, нарушив возможность подготовить свою защиту; также указал, что принятые в отношении него постановления не были ему вручены, а также не был разъяснен порядок их обжалования. При отбытии наказания в виде водворения в ШИЗО у него было изъято нательное белье, с подменного фонда белье не выдавалось, что носило карательный характер. 03.04.2021 года водворен в ПКТ в камеру №20, содержание в которой не соответствовало нормам закона, отсутствовала приточно-вытяжная система вентиляции, туалет не изолирован, дверь 80*140, при справлении нужды испытывал дискомфорт, вместо унитаза стоит чаша Генуя, смыв отсутствует, стены в камере местами обшарпаны, полы на бетонной стяжке, сверху фанера, из-за чего много пыли, окно зарешечено, системы для открытия нет, естественный свет практически отсутствует, в камере отсутствовала розетка, искусственное освещение плохое, в камере ведется круглосуточное видеонаблюдение, минимальными нормами питания при содержании в ЕПКИ/ШИЗО не обеспечивали, в банном помещении отсутствовали перегородки между лейками, в связи с чем истец не был обеспечен уединенностью, холодильник не охлаждал, а замораживал, в ПКИ не разрешали пользоваться дезодорантом, что является средством личной гигиены, прогулочные дворики не соответствовали нормам СанПин и СНиП, маленькие, места для прогулки было недостаточно, свет и солнце практически не попадали.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В., врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганский В.С., в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец извещен надлежащим образом, в судебном заседании непосредственного участия не принял о причинах своей неявки суд в известность не поставил.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица, иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В., врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганский В.С., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав явившуюся сторону, оценив доводы сторон, изложенные в административном иске и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Исмаилов А.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. На основании постановлений начальника и врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ... водворялся ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за допущенные им нарушения порядка отбывания наказания.
01.04.2021 за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ЕПКТ сроком на 3 месяца.
Основанием к этому послужили акты, составленные должностными лицами ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, из которых следует, что Исмаиловым А.М. были допущены нарушения установленного порядка отбывания наказания (... ( приложение №8 к Приказу ФКУ ИК-25 №832 от 30.12.2016).
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 01.04.2021 Исмаилов А.М. переведен в ЕПКТ сроком на 3 месяца, за нарушение п.16 гл.3 Правил внутреннего распорядка ИУ (приложение №8 к Приказу ФКУ ИК-25 №832 от 30.12.2016.
Доводы истца о нарушении порядка наложения на него взысканий за допущенные нарушения установленного порядка отбывания наказания лишены бесспорных правовых аргументов, поскольку какого-либо определенного регламента проведения дисциплинарного производства, а равно инструкции дисциплинарного расследования в отношении осужденных, действующим уголовно- исполнительным законодательством не предусмотрено.
Совершение Исмаиловым А.М. нарушений установленного порядка отбывания наказания подтверждается представленными в материалы дела письменными объяснениями должностных лиц ФКУ ИК-25, актами о совершении указанных нарушений, актами просмотра записей видеорегистратора. Представленные доказательства полностью согласуются между собой, являются достаточными, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 115, частью 1 статьи 117 и частью 1 статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 01.04.2021 Исмаилов А.М. переведен в единое помещение камерного типа сроком на 3 месяца, т.к. в период отбывания дисциплинарного наказания в ШИЗО находился в камере без костюма установленного образца, без нагрудного отличительного знака, законное требование сотрудника надеть данный костюм не выполнил, тем самым нарушил п.16 гл.3 Правил внутреннего распорядка ИУ (приложение №8 к Приказу ФКУ ИК-25 №832 от 30.12.2016.
Пунктами 16 и 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 установлено, что осужденные обязаны, в частности соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Процедура наложения взысканий исправительным учреждением соблюдена, оспариваемые постановления вынесены компетентным должностным лицом в пределах полномочий предоставленных законом, при наложении взыскания также было учтено предыдущее поведение и личность Исмаилова А.М., ранее неоднократно привлекавшегося к дисциплинарной ответственности и имеющего непогашенные взыскания.
При этом доводы административного истца о том, что он не извещался о рассмотрении нарушений, не мог подготовить свою позицию, постановления ему не вручались, порядок их обжалования не разъяснялся, суд находит несостоятельными, так как материалы дела содержат объяснительные Исмаилова А.М., данных им по факту совершенных нарушений, в постановлениях имеются подписи осужденного об ознакомлении с ними. Неразъяснение порядка обжалования не лишило права на обращение в суд.
Как следует из камерных карточек, при помещении Исмаилова А.М. в камеру ШИЗО личные вещи осужденного не изымались (в графе «изъятых»- нет), приняты на хранение личные вещи осужденного, в том числе, нательное белье и дезодорант. При этом, при помещении в ШИЗО каждый раз осужденному выдано из подменного фонда ШИЗО/ПК: костюм х/б, матрац, подушка, одеяло.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток; (п. "в HYPERLINK "..." " ч. 1 ст.115 УИК РФ).
Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с ч. 3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Статьей 119 УИК РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьи 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 УИК РФ).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее по Правила №295), осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время (п.152). При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (п. 159).
Согласно примечанию к приложению № 1 к Правилам № 295 количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей.
Требования правил ношения одежды установленного образца для осужденных, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-25, предусмотрены приложением №8 к приказу начальника ФКУ ИК-25 от 30.10.2016 №832, которое предусматривает ношение одежды костюма х/б и выдается из подменного фонда ШИЗО на период отбывания дисциплинарного взыскания.
Кроме того, начальником ФКУ ИК-25 издан приказ №75 от 08.02.2018, в соответствии с которым определено количество предметов и личных вещей, которые могут иметь при себе осужденные в камере ШИЗО (приложение №11), из которого следует, что в перечень таких предметов и личных вещей, нательное белье, а также дезодорант, не входит, при этом входит: мыло в мыльнице, печатные издания из библиотеки, туалетная бумага, очки, кроме солнцезащитных, полотенце установленного образца, иконы без стекла для нательного или карманного ношения, нательный крест (амулет), религиозная литературы, трусы, тапочки, костюм х/б установленного образца (с подменного фонда ШИЗО), кружка пластмассовая установленного образца.
Ни п.152 Правил № 295, ни приказ № 75 начальника ФКУ ИК-25, не содержат указания о том, что при водворении осужденного в ШИЗО при нем должно быть оставлено нательное белье. Напротив, из указанных пунктов требований следует, что личные вещи, не включенные в перечень, принимаются на хранение, взамен осужденному выдается из подменного фонда ШИЗО костюм х/б, а также постельные принадлежности.
Таким образом, административный истец, в период своего отбывания дисциплинарного наказания в виде водворения в ШИЗО ФКУ ИК-25 был обеспечен тем перечнем предметов и личных вещей, которые предусмотрены требованиями п.152 Правил № 295 и приказом №75 начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
При этом нарушения прав административного истца, в том числе предусмотренных ст. ст.3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст.99 УИК РФ, судом не установлено, поскольку при водворении в ШИЗО Исмаилов А.М. был обеспечен всем перечнем личных вещей и предметов (включая одежду), которые разрешено иметь при себе осужденным в период отбывания такого взыскания, в том числе с соблюдением температурного режима.
Оспариваемые действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, основания для признания их неправомерными отсутствуют.
Федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении их прав и свобод.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Общежитие для проживания осужденных, здание «ШИЗО/ПКТ» на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами.
Общие санитарногигиенические и бытовые условия удовлетворительные, о чем свидетельствуют записи медицинских работников, в санитарных журналах ежедневных проверок. Температура окружающего воздуха в камерах составляет +19+20 с, параметры микроклимата соответствуют требованиям ГОСТ 30494-11. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России и составляет более 100 лк (люминесцентные лампы). В центре потолка имеются два светодиодных светильника по 50 Ват, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин. Контроль за температурным режимом в помещениях ШИЗО-ПКТ ведется в установленном порядке, что подтверждается журналом.
Согласно СП308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Наличие принудительной вытяжной вентиляции в помещениях ШИЗО/ПКТ законодательством не предусмотрено.
Камеры здания «ШИЗО/ПКТ» оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.
В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.
На стенах и потолках в жилых зданиях и помещениях ШИЗО-ПКТ плесени нет. В производственных и вспомогательных помещениях, столовой плесень отсутствует. Каждый год в учреждении производятся текущие ремонты. Установленное сантехническое оборудование соответствует требованиям СП 17-02 Минюста России.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-О3. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО «Сыктывкарский водоканал» вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-О3 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования». Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели и превышение допустимых норм не установлено.
Питание осужденных в оспариваемый период отбывания наказания Исмаилова А.М. в ФКУ ИК-25 осуществлялось в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 205 от 11.04.2005, Приказа Минюста России № 125 от 02.08.2005, Приказа Минюста России № 48 от 26.02.2016, Приказа Минюста России № 696 от 02.09.2016, Приказа Минюста России № 189 от 17.09.2018.
Согласно пункта 106 главы 6 Приказа №696 еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
Никаких сведений о нарушении в оспариваемый период норм питания осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не имеется. Актом проверки №17 от 19.03.2021, проведенной специалистами Филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России каких- либо нарушений в указанной части в работе служб ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, не установлено. Более того, согласно представленной раскладки продуктов, питание является разнообразным, что опровергает довод истца о его скудности.
Свод правил, СП 3081325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Министерств строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр. распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (п.1.1).
Прогулочные дворы ИК-25 введенные в эксплуатацию до принятия указанных Правил, соответствовали требованиям ранее действовавшего законодательства ( Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»), после проведения капитального ремонта соответствуют СП 3081325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».
Прогулка осуществляется покамерно, в камерах содержится не более 4 осужденных, здание ШИЗО/ПКТ имеет 4 прогулочных дворика, площадь прогулочных двориков составляет 7,9 кв.м., что является незначительным отклонением от нормы кв.м. на одного человека при одновременном ее посещении 4 осужденных, и не может свидетельствовать о нарушении прав истца.
Также судом не усматривается нарушений прав истца отсутствием в БПК перегородок между лейками.
Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья (пункт 5.1)
Согласно п. 21 Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику.
Приведенной Инструкцией не предусмотрено установление перегородок между душевыми лейками, их отсутствие не свидетельствует о недостаточной приватности и уединении, поскольку является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания.
Наличие в камерах видеонаблюдения, с учетом положений ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является частью механизма, обеспечивающего режим содержания подозреваемых и обвиняемых, соблюдение их прав и исполнение ими обязанностей.
Доводы административного иска о ведении видеонаблюдения сотрудниками учреждения, сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку действия администрации исправительного учреждения по использованию технических средств контроля и надзора в помещениях направлены на обеспечение личной безопасности осужденных и персонала исправительного учреждения.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации четко обозначена предупредительная направленность использования технических средств в исправительных учреждениях, такое ограничение конституционных прав осужденного является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала учреждения, позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними, поэтому не может рассматриваться как нарушающее, или ограничивающее права истца.
Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушениях приватности в камерах, в том числе санитарного узла, материалы дела не содержат, напротив, из представленных суду фото помещений следственного изолятора следует, что санитарные узлы в зону видимости видеокамер не попадают.
Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников учреждения.
Отсутствие унитазов, в помещениях которых содержался Исмаилов А.М. не свидетельствует о нарушении прав административного истца, так как из представленных материалов следует, что в камерах в соответствии с требованиями пункта 42 Правил установлены напольные чаши (Генуя), что не противоречит приказу Минстроя от 20.10.2017 № 1454/пр., туалеты огорожены капитальной стеной, расположение санитарного узла обеспечивает достаточную степень изолированности. Из представленного фото санитарного узла камеры №20 следует, что приватность соблюдена, просматриваемость через дверь как снизу, так и сверху отсутствует. Туалет имеет вытяжку, раковина установлена в камере, при этом из представленного фото не следует, что она произведена кустарным способом и имеет следы ржавчины. Оборудование камер ЕПКТ и ШИЗО электрическими розетками не предусмотрено.
Уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных двориках, в соответствии с пунктом 165 Правил внутреннего распорядка, возлагается поочередно на каждого осужденного согласно графику, утвержденному заместителем начальника ИУ, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, и доведенному до осужденного под роспись. В случае отказа осужденного от ознакомления с графиком составляется соответствующий акт.
Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора (п.166).
Учитывая изложенное, довод административного истца о том, что в камере было пыльно, свидетельствует о несоблюдении Правил внутреннего распорядка самими осужденными и не может ставиться в вину исправительному учреждению.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О, от 23 марта 2010 года N 369-О-О) применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в период содержания в ШИЗО/ПКТ, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо нарушений условий содержания административного истца при отбытии им наказания, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Исмаилова Арсена Магомедовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву В.В., врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганскому В.С. о признании постановлений от 12.03.2021, 22.03.2021, 25.03.2021 и 01.04.2021 о наложении дисциплинарных взысканий, действий (бездействий) по ненадлежащим условиям содержания в исправительном учреждении за период с 12.03.2021 по 15.04.2021 незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержание в исправительном учреждении – оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Т.А. Койкова
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2022 года.