РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021г. г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Куреновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием истца Ивановой Н.С.,
в отсутствие представителя ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1143/2021 по исковому заявлению Ивановой Натальи Сергеевны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании отказа в постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям незаконным, признании права на получение субсидии, обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Иванова Н.С. указала, что является инвалидом первой группы «инвалид с детства по зрению». В марте 2021г. в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям», она обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Согласно уведомлению ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № (53-21)-1070/21 от 12.04.2021 ей было отказано в постановке на учет в связи с непредставлением или неполным предоставлением документов, указанных в п. 9, либо п. 9.1 Положения, а именно отсутствие документов, содержащих сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в период с 31.12.1991 до 01.01.2015. С решением ОГКУ «УСЗН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» об отказе в постановке на учет она не согласна, в связи с тем, что она родилась в г. Усть-Илимске, с момента рождения по настоящее время постоянно проживала в г. Усть-Илимске Иркутской области, за пределы города на другое место жительства не выезжала, о чем в ОГКУ «УСЗН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» предоставила справки по месту жительства. Просит суд признать данный отказ ответчика от 12.04.2021 незаконным; обязать ОГКУ «УСЗН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» поставить Иванову Наталью Сергеевну на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании истец Иванова Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно представленному отзыву от 02.06.2021 директор учреждения Горобец Т.М. указала, что 16.03.2021 Иванова Н.С. обратилась в учреждение с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ). В целях реализации Федерального закона № 125-ФЗ были приняты: Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Постановление Правительства РФ № 879) и Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 153). Порядок организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 № 115-ПП. Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В пункте 9 Постановления Правительства РФ № 879 перечислены документы, которые необходимо предоставить для регистрации и постановки на учет гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно пункту 12.1 Постановления Правительства РФ № 879 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо в статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9.1 настоящего Положения; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Натальей Сергеевной к заявлению от 16.03.2021 был приложен пакет документов, из которых следует, что она родилась в г. Усть-Илимске 08.11.1984 и является инвалидом с детства. Однако, Натальей Сергеевной не были предоставлены документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31.12.1991 до 01.01.2015, предусмотренные подпунктом «ж» пункта 9 Постановления Правительства РФ № 879, следовательно, протоколом заседания комиссии № 6 от 06.04.2021 Наталье Сергеевне было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с подпунктом «б» пункта 12.1 Постановления Правительства РФ № 879. 12.04.2021 Наталье Сергеевне было направлено уведомление об отказе в постановке на учет. Исковые требования не признала, просила в удовлетворении искового заявления Ивановой Н.С. о признании отказа в постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям незаконным, признании права на получение субсидии, обязании поставить на учет, отказать в полном объеме. Просила рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя учреждения.
Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно представленным возражениям от 07.06.2021 представитель министерства Борисова М.В., действующая на основании доверенности № 02-53-11569/20-08 от 11.06.2020, выданной сроком на один год, указала, что не согласна с исковым заявлением, приведя доводы аналогичным возражениям представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району». Просила в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район, г. Братск и Братский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно статье 1 данного Федерального закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (статья 1), инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи: не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения; являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления: жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма; бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 12.10.2020) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства, в том числе один из следующих документов: ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции (п. 9).
Подпунктом «б» пункта 12(1) данного Положения установлено, что основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения.
Судом установлено, что 16.03.2021 Иванова Н.С. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» с заявлением на включение её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Иркутской области (л.д. 43).
Решением ОГКУ «Управления социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 6 от 06.04.2021 Ивановой Н.С. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с пп. «б» п. 12.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 – непредставление или неполное представление документов, содержащих сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31.12.1991 до 01.01.2015 (л.д.73, 74).
Аналогичная информация содержится в уведомлении ОГКУ «Управления социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» об отказе в постановке на учет от 12.04.2021 № 53-21/1070/21 (л.д. 75, 76).
Проверяя обоснованность отказа, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Запасных Наталья Сергеевна, родилась ** ** **** в <данные изъяты>, ** ** **** заключила брак с И.Е.А., после заключения брака присвоена фамилия Иванова (л.д. 50, 56). Согласно справке серии МСЭ 2007 № 1439363 от 20.10.2008 от 20.10.2008, является инвалидом с детства бессрочно (л.д. 51).
Согласно свидетельству о рождении, Иванова Н.С. является матерью И.С.Е., ** ** **** года рождения (л.д. 57).
И.Е.А. умер ** ** **** (л.д. 37, 59).
На основании пояснений истца и представленных письменных доказательств из личного дела Ивановой Н.С., сформированного ответчиком по ее заявлению от 16.03.2021, судом установлено, что истец в период с 31.12.1991 до 01.01.2015 имела регистрацию по месту жительства: с 08.12.1984 по 20.02.1990 по адресу: <адрес>; с 02.03.1990 по 13.12.1991 по адресу: <адрес>; с 10.01.1992 по 17.03.2006 по адресу: <адрес>; с 24.03.2006 по 17.11.2011 по адресу: <адрес>; с 06.12.2011 по 15.05.2014 по адресу: <адрес>; с 07.07.2015 по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 60-71).
Согласно пояснениям истца, отсутствие регистрации по месту жительства в г. Усть-Илимске связано в период с 21.02.1990 до 02.03.1990, с 14.12.1991 до 10.01.1992, с 18.03.2006 до 24.03.2006, с 18.11.2011 до 06.12.2011 с снятием с регистрационного учета по старому месте жительства и регистрации в жилом помещении по новому месту жительства, то есть с изменением места жительства. За пределы города Усть-Илимска в этот период времени она не выезжала.
Из показания истца также следует, что в период с мая 2014 до мая 2015 года, и с 22.05.2015 она имела временную регистрацию на один год по адресу: <адрес> затем она продлила регистрацию по этому же адресу до июля 2015 года. Выезд из г. Усть-Илимска был связан с работой ее супруга в г. Братске.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией МУ МВД РФ «Братское» от 25.05.2021 № 44/23-14006, согласно которой, Иванова Н.С., ** ** **** года рождения, уроженка <данные изъяты>, была зарегистрирована в период с 15.05.2014 по 15.05.2015, с 22.05.2015 по 01.07.2015 по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 39).
В судебном заседании была допрошена свидетель А.Е.Ф. из показаний которой следует, что работала с мамой истца, знает истца с детства, за исключением выезда истца с мужем в связи с его работой в г. Братск, истец проживала в г. Усть-Илимске.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку показания согласуются с показаниями истца и с материалами дела.
Кроме того, факт постоянного проживания Ивановой Н.С. с момента рождения в г. Усть-Илимске, за исключением периода проживания в г. Братске, также подтвержден сведениями из амбулаторной карты истца.
По мнению ответчика, истец не имеет права на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так как не подтверждено ее постоянное проживание в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в период с 31.12.1991 до 01.01.2015.
Вместе с тем, оценивая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Иванова Н.С. родилась в г. Усть-Илимске в ** ** **** году, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с момента рождения и до настоящего времени проживает в г. Усть-Илимске, является инвалидом с детства. Город Братск, где истец проживала в период с 15.05.2014 по 01.07.2015, также относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Истец проживает с момента рождения и до настоящего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на протяжении 36 лет, что составляет более 15 календарных лет, предусмотренных положениями Федерального закона № 125 – ФЗ.
Таким образом, основания, указанные ответчиком в качестве отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как отсутствие сведений о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31.12.1991 до 01.01.2015, опровергнуты в судебном заседании, в связи с чем суд, учитывая, что отсутствие иных оснований для отказа не указано, считает, что право истца на получение социальной выплаты для получения жилья подтверждено в судебном заседании. При изложенных обстоятельствах, отказ в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения жилья является незаконным.
Учитывая изложенное, суд полагает правильным удовлетворяя требование истца о понуждении ответчика поставить Иванову Н.С. на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определить дату принятия на учет с 16.03.2021 – даты обращения с заявлением в ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Натальи Сергеевны удовлетворить.
Признать решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № (53-21)-1070/21 от 12.04.2021 об отказе Ивановой Натальи Сергеевне в постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконным.
Признать за Ивановой Натальей Сергеевной право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» поставить Иванову Наталью Сергеевну на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 16.03.2021.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Куренова
Резолютивная часть объявлена 08.06.2021
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2021