Судья Шевчук Г.А. Дело № 5041/2020
Дело № 2-3501/2019
64RS0045-01-2019-004045-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Садовой И.М.,
судей Щипуновой М.В., Кудряшовой Д.И.,
при ведении протокола помощником судьи Цаплиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубкова С.А. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома, о перерасчете платы, возмещении убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа по апелляционной жалобе Зубкова С.А. на решение Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щипуновой М.В., объяснения представителя истца Смирновой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зубков С.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее Фонд капитального ремонта), мотивируя требования следующим.
Истец является собственником жилого помещения № в <адрес> <адрес>.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
В данную программу включен <адрес> <адрес>. Установлены сроки проведения капитального ремонта крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в 2016 году.
Однако работы по капитальному ремонту не проведены.
Ответчик, являющийся региональным оператором, обязательства по капитальному ремонту не исполняет.
Собственники и наниматели жилых помещений провели капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно представленным актам. В результате не проведения капитального ремонта в его квартире происходят заливы, в связи с чем ему причинен ущерб, размер которого он оценивает в 50 000 рублей.
С учетом уточнений, просит обязать Фонд капитального ремонта произвести перерасчет, списав начисление взносов за капитальный ремонт с истца за период с января 2016 года по июль 2019 года в размере 11 259 рублей 23 копейки, при этом списать задолженность с октября 2014 года по сентябрь 2016 года в размере 3 914 рублей в связи с истечением срока давности, взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба в размере 50 000 рублей, неустойку в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, штраф, расходы на представителя в размере 10 000 рублей и транспортные расходы в размере 2 850 рублей, понесенные представителем истца.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2019 года Зубкову отказано в иске к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение ремонта в многоквартирном доме, перерасчете платы, возмещении убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
Зубков С.А. не согласился с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой указал, что отзыв ответчика не был направлен в его адрес. Также указывает, что собственниками принято решение о непосредственном управлении домом. Собственники проводят мероприятия по содержанию жилья, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указывает, что крышу дома и внутридомовую систему холодного водоснабжения должны были ремонтировать в 2016 году. Договоры на выполнение капитального ремонта дома ответчиком не заключались. Оснований для законного переноса сроков выполнения капитального ремонта не имеется. Просит решение отменить и его требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, сведений о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч. 1 ст. 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (ч. 3 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «Орегиональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области регионального оператора.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Зубков С.А. является собственником жилого помещения № в <адрес> <адрес>.
Как следует из официального сайта администрации Марксовского муниципального образования, администрацией 13 ноября 2014 года № 2828-н принято постановление о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован в установленный срок на территории Марксовского муниципального района.
Поскольку собственники помещений спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, указанным постановлением способ формирования фонда капитального ремонта был определен на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
В данную программу включен <адрес> <адрес> на 2017 год.
Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 предусмотрены работы по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома.
Капитальный ремонт общего домового имущества в указанном в доме Фондом капитального ремонта не произведен.
Согласно акту проверки от 30 ноября 2016 года проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения, проведены работы по капитальному ремонту системы водоснабжения в жилых помещениях №. Выполнены работы по капитальному ремонту системы водоснабжения в подвальном помещении (частично) многоквартирного дома; проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой системы электроснабжения (частично); заменена электрозащита с проведением работ обеспечения бесперебойного электроснабжения подвального помещения, подъездов, жилых помещений многоквартирного дома, проведены работы по капитальному ремонту крыльцовой площадки подъезда № по причине изношенности, проведены работы по капитальному ремонту люка крыши (замена); проведены ремонтные работы по устранению протечек кровли крыши (частично); проведены работы по устройству фонарей на входах в подъезды многоквартирного дома.
Согласно акту проверки от 25 декабря 2017 года проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой системы электроснабжения с полной заменой электрооборудования, приборов, работы по замене входной двери с утеплением подъезда №, по опилке деревьев на придомовой территории многоквартирного дома по причине угрозы их обрушения, работы по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома. При оказании материальной поддержки депутата Приволжского муниципального образования Марксовского муниципального района
Согласно акту проверки от 19 декабря 2018 года проведены работы по капитальному ремонту отмостки дома, крыльцовой площадки подъезда № по причине изношенности, работы по замене входной двери с утеплением подъезда №, внутридомовой инженерной системы теплоснабжения в жилых помещениях №.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Саратовской области «О региональном операторе в Саратовской области» от 27 июня 2013 года № 102-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 30 сентября 2015 года N 129-ЗСО) в случае, если до наступления установленного областной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные областной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный областной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не выше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, установленный Правительством области, региональный оператор засчитывает в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, на основании представленных управляющей организацией либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (далее - заявитель), следующих документов: заявление; протокол (протоколы) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о проведении капитального ремонта с указанием вида (видов) работ по капитальному ремонту и утверждением смет на капитальный ремонт; сметные локальные расчеты по капитальному ремонту; договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту; акт о приемке выполненных работ (форма КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе лица, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме при согласовании акта приемки.
Из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением с приложением указанных документов собственники многоквартирного жилого дома
№ по <адрес> к региональному оператору не обращались. Зачесть стоимость ремонта в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт не просили. Истец просит деньги, израсходованные на капитальный ремонт, зачесть в счет его задолженности по взносам на капитальный ремонт, поэтому в удовлетворении указанного требования правомерно отказано судом.
Из искового заявления следует, что результате не проведения ремонта в его квартире произошел залив, в результате которого причинен ущерб, который истец оценивает в 50000 рублей.
Разрешая заявленные требования о списании задолженности истца по оплате вносов на капитальный ремонт, о возмещении причиненного ущерба, о взыскании неустойки, компенсации, морального вреда, штрафа, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 36, 161, 167-168 ЖК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, правомерно отказал в их удовлетворении.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела решением общего собрания собственников, нанимателей жилых помещений многоквартирного <адрес> <адрес>, оформленного протоколом № от 01 июля 2016 года, выбрана форма управления домом путем непосредственного управления.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно абз. 2 подп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту решения – Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
Согласно п. 4.6.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений и освещенность; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Из положений п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290, следует, что в работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, входят, в частности: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение проведения текущего ремонта общего имущества дома должно осуществляться при непосредственном управлении собственниками помещений дома по заключенным с соответствующими организациями и лицами договорам, ответственность за причиненный собственникам ущерб в случае ненадлежащего исполнения обязательств должна быть возложена именно на указанные организации или лиц.
Фондом капитального ремонта не был произведен капитальный ремонт крыши дома, поэтому на ответчика не может быть возложена ответственность по возмещению истцу ущерба в результате залива.
Судом первой инстанции правильно указано, что не проведение ответчиком капитального ремонта, само по себе не освобождает собственника жилого помещения от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Ссылка истца на пропуск Фондом срока исковой давности по взысканию с него взносов на капитальный ремонт за период с января 2014 года по сентябрь 2016 года основана на неправильном толковании положений законодательства об исковой давности, которая может быть применена по заявлению ответчика при разрешении спора о взыскании с него вносов на капитальный ремонт.
Региональный оператор (Фонд) обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет фонда капитального ремонта. При этом Фонд указанные функции по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляются в силу закона безвозмездно, поэтому, как правильно было установлено судом первой инстанции, к разрешению данного спора положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не применимы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к выражению несогласия автора жалобы с произведенной судом оценкой доказательств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи