Решение по делу № 2-97/2024 (2-1057/2023;) от 27.11.2023

Дело № 2-97/2024

11RS0016-01-2023-001591-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,

с участием прокурора Костроминой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

25 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к Прокушевой Н. Г., Федоренко А. А. об изъятии жилого помещения и земельного участка путем выкупа, по встречному исковому заявлению Прокушевой Н. Г., Федоренко А. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения,

установил:

Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с иском к Прокушевой Н.Г., Федоренко А.А. об изъятии путем выкупа принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и жилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 54,3 кв.м. по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес> по стоимости, определенной в отчете ООО «Аксерли» от 10.05.2023 №296/02-30, в размере 3 243 323 руб. В обоснование заявленных требований указано, что ответчики являются собственниками вышеуказанного жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу. Администрацией в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья принято решение об изъятии жилого помещения ответчиков. Ссылаясь на то, что соглашение об изъятии с ответчиком до настоящего времени не заключено, администрация обратилась в суд с настоящим иском.

В рамках указанного гражданского дела Прокушева Н.Г., Федоренко А.А. обратились со встречным исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить иное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 54,3 кв.м. по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>. В обоснование требований встречного иска указано, что ответчиками избран способ переселения в виде предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания, а не изъятие путем выкупа.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель истца (ответчика по встречному иску) администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. Есева М.А. поддержала требования искового заявления, возражала удовлетворению встречных исковых требований, указав, что ответчики (истцы) не предоставили администрации согласие произвести доплату, в случае, если стоимость приобретаемого ответчиками жилого помещения будет превышать размер определенной выкупной стоимости. Ответчик Федоренко А.А. возражала удовлетворению исковых требованиях, настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных администрацией требований и имеются основания для удовлетворения встречного иска, поскольку ответчиками выбран способ переселения путем предоставления иного жилого помещения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчикам Прокушевой Н.Г., Федоренко А.А. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит жилое помещение с кадастровым номером с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 54,3 кв.м. по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

19.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461, проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

На основании акта обследования №42 от 19.04.2016 и заключения межведомственной комиссии №42 от 19.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 05/658 от 16.05.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено произвести расселение граждан в течение трех лет.

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 27.02.2020 №02/107 в пункт 2 Постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от 16.05.2016 № 05/658 внесены изменения, постановлено произвести расселение граждан до 31.12.2024.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес> включен в V этап (01.01.2023 – 30.06.2024) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». Планируемая дата сноса многоквартирного дома в соответствии с республиканской программой - 31.12.2025.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 16.03.2023 № 3/315 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: с. Выльгорт, ул. Советская, д. 70, – с кадастровым номером <данные изъяты> и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе квартиры, принадлежащей ответчикам.

В целях определения выкупной стоимости изымаемого жилого помещения ООО «Аксерли» произведена оценка выкупной стоимости жилого помещения , расположенного в <адрес>.

Исходя из отчета ООО «Аксерли» №296/02-30, выкупная стоимость жилого помещения ответчика составляет 3 243 323 руб.

Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» РК в адрес ответчиков направлен проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, в котором предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 3 243 323 руб.

Ссылаясь на то, что соглашение об изъятии ответчиками (истцами) заключено не было, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.

Обращаясь в суд со встречным иском, возражая требованиям администрации, ответчики (истцы) ссылались на выбор им способа реализации своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен непригодного.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Конституцией РФ гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В части 3 статьи 2 указанного выше закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 Жилищного кодекса.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».

Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 указанной статьи).

Частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным, подлежащим сносу и включенным при этом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилое помещения в таком доме может быть либо изъято путем выкупа, либо данному собственнику должно быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Право выбора одного из указанных способов обеспечения жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения.

Как указано выше, в установленном законом порядке органом местного самоуправления в лице администрации МР «Сыктывдинский» РК принято решение об изъятии жилых помещений в <адрес> в <адрес>, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации программы переселения.

Поскольку Прокушева Н.Г., Федоренко А.А. являются долевыми собственниками жилого помещения в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, при этом жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом указанных выше норм права и разъяснений по их применению, ответчики (истцы) вправе требовать предоставления им в собственность благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, равнозначного по общей площади, и ответчиками (истцами) избран способ переселения именно путем предоставления им иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, оснований для удовлетворения заявленных администрацией МР «Сыктывдинский» РК требований не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что иное жилое помещение взамен признанного в установленном порядке непригодным для проживания, ответчикам (истцам) до настоящего времени не предоставлено, при этом представителем истца (ответчика) в ходе рассмотрения дела указанное не оспаривалось, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению встречные исковые требования Прокушевой Н.Г. и Федоренко А.А.

Отсутствие факта обращения ответчиков в администрацию с заявлением о выборе способа реализации права, не может повлиять на выводы суда, поскольку не умаляет право ответчиков (истцов) на выбор способа переселения, и, как следствие, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по предоставлению ответчикам (истцам) жилого помещения взамен непригодного для проживания в рамках реализации программы переселения.

При этом, в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Исходя из разъяснений, изложенных в подп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

В разделе VI Региональной адресной программы переселения определено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Таким образом, в региональной адресной программе воспроизведены положения ч. 8 ст.32 Жилищного кодекса РФ с учетом их разъяснения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, то есть соответствовать ему по общей площади, как то предусмотрено ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, положения которой в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.

Учитывая компенсационную природу восстановления нарушенных жилищных прав собственников, а также принимая во внимание, что предоставление ответчикам нового жилья недопустимо без изъятия ранее занимаемого им жилого помещения, суд полагает необходимым указать в решении, что после предоставления ответчикам в собственность благоустроенного жилого помещения, право общей долевой собственности Прокушевой Н.Г. и Федоренко А.А. на прежнее жилье прекращается.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (ОГРН 1021100971352) к Прокушевой Н. Г. (паспорт <данные изъяты>), Федоренко А. А. (паспорт <данные изъяты>) об изъятии жилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Сыктывдинский <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем выкупа по стоимости, определенной в отчете ООО «Аксерли» №296/02-30 от 10.05.2023 в размере 3 243 323 руб., оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Прокушевой Н. Г., Федоренко А. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность предоставить Прокушевой Н. Г., Федоренко А. А. в общую долевую собственность благоустроенное жилое помещение применительно к условиям сельского поселения «Выльгорт», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 54,3 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский <адрес>.

Прекратить право собственности Прокушевой Н. Г., Федоренко А. А. на жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>, после предоставления администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен указанного изымаемого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.А. Сурнина

Мотивированное решение составлено 30.01.2024.

2-97/2024 (2-1057/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
Федоренко Антонина Анатольевна
Прокушева Надежда Григорьевна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее