Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хабаровск 21 ноября 2024 года
Кировский районный суд г. Хабаровск в составе:
председательствующего: судьи Останиной К.А.,
при секретаре Лётка А.В.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о признании неправомерным решение об отказе в постановке на учет гражданина по категории граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о признании неправомерным решение об отказе в постановке на учет гражданина по категории граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете, в обоснование указав, что она зарегистрирована по месту жительства и проживает в закрытом военном городке Парин. Основание: Договор найма Министерства Обороны РФ. Работа в организациях подведомственных Министерству Обороны РФ. Истец изъявила желание на участие в подпрограмме (ПП РФ №), с целью получения государственного жилищного сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Состав семьи один человек (в собственности недвижимого имущества в РФ не имеет). Избранное место жительства г.Хабаровск. ДАТА истец подала необходимый пакет документов в адрес ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный. ДАТА истцу из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный пришло письмо с информацией и Уведомлением об отказе в постановке на упоминаемый учет (решением зам начальника М. Зюльев) по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Причина отказа: По мнению ответчика, основания для обеспечения истца государственным жилищным сертификатом от МО РФ отсутствуют. Истец считает, решение ответчика об отказе в постановке на учет по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, неправомерным и подлежащим отмене. Истец имеет все правовые основания состоять на вышеуказанном учете: истец не имела и не имеет в собственности на территории РФ недвижимого имущества, зарегистрирована по месту жительства и проживает в закрытом военном городке в жилом помещении более 20 лет, намеренных ухудшений своих жилищных условий на территории закрытого военного городка не осуществляла. Настоящую служебную квартиру, в которой и проживает на сегодняшнюю дату, обязуется сдать в установленном законом порядке при получении сертификата. Проживание истца и стаж работы в Минобороны в закрытом военном городке является самостоятельным основанием для выдачи истцу сертификата.
Просит суд признать неправомерным и подлежащим отмене Уведомление (решение) от ДАТА ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный об отказе в признании участником процессных мероприятий по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков ФИО1; возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный признать участником процессных мероприятий по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков ФИО1 с момента подачи документов с ДАТА Состав семьи один человек. Избранное место жительства <адрес>. Способ обеспечения государственный жилищный сертификат; признать право истца на участие в данной программе.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» - ФИО7 указала, что в рамках предоставленных п.23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочиями Правительства Российской Федерации установлен порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на п.6 подпрограммы участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» правила участия, в которой утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил. В соответствии с подп. «б» п.5 подпрограммы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Ссылаясь на ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указали, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. В закрытый военный городок ФИО1, вселена как член семьи нанимателя, до введение в действие введение в действие Федеральным Законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ ЖК РФ. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение закрытого военного городка, которое произошло до 01.03.2005, применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР. В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, необходим 10-летний стаж, дающий право на обеспечение постоянным жильем, в данном случае страж трудовой деятельности в организациях, подведомственных МО РФ, на 01.03.2005 с учетом военной службы составил 5 лет 7 месяцев, то есть менее 10 лет. При этом самостоятельным нанимателем служебного жилого помещения в закрытом городке ФИО8 стала после введения в действие Федеральным Законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ ЖК РФ. Граждане, вселенные в служебные помещения в закрытых военных городках после 01.03.2005, должны соответствовать категории граждан, указанных в п. 2 ст. 103 ЖК РФ и состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. ФИО1, как гражданский персонал МО РФ, не приобрела права на обеспечение постоянным жилым помещением вне закрытого военного городка, посредством получения государственного жилищного сертификата.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила суд рассмотреть дело без её участия.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 была зарегистрирована и проживала на территории закрытого военного городка №, место дислокации: <адрес>: с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в жилом помещении по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи матери; с ДАТА по ДАТА по адресу: <адрес>; с ДАТА по ДАТА по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи матери. На основании договора найма судебного жилого помещения от ДАТА № на время трудовых отношений в организации, подведомственной МО РФ, а именно войсковая часть №, ФИО1 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>-№, <адрес>.
Согласно справке ФКУ в/ч № от ДАТА, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в Хабаровском крае, <адрес>-№ <адрес> фактически проживает на территории <адрес>-№ с ДАТА.
Согласно записям в трудовой книжке, трудовые отношения ФИО1 в организациях, подведомственных Минобороны России, начаты в войсковой части № <адрес> с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА (служба в ВС); с ДАТА по ДАТА, 08ДАТА по ДАТА, с ДАТА по настоящее время.
Поквартирной карточкой подтверждается, что ФИО1 с ДАТА по ДАТА имела регистрацию по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи матери; с ДАТА по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в Хабаровском крае, <адрес>-№, <адрес>.
ДАТА ФИО1 обратилась в филиал Восточный ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о принятии необходимого пакета документов для постановки на учет по получению ГЖС по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Избранное место жительства <адрес>. Способ обеспечения ГЖС. Состав семьи 1 чел.
Уведомлением ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный от ДАТА ФИО3 отказано в признании участником процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», регистрация заявления ДАТА, дата включения в реестр – не включен. Причина: пп.«а» п.22 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации комплекса процессных мероприятий, Правила участия в которой утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (несоответствие гражданина требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил), стаж в МО РФ на ДАТА – 5 лет 7 мес., т.е. менее 10 лет).
В ответе ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДАТА № ФИО1 со ссылками на п.23 ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», п.6 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках процессных мероприятий, ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указали, что получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил. На основании подп.«б» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Согласно представленным документам, установлено, что на территории закрытого военного городка № место дислокации <адрес>-31, <адрес> истец проживает с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в жилом помещении по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи матери; с ДАТА по ДАТА по адресу: <адрес>; с ДАТА по ДАТА по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи матери. Служебное жилое помещение по адресу: <адрес>-31, <адрес>57, предоставлено ФИО1 на основании договора найма № от ДАТА имеет регистрацию по указанному адресу с ДАТА. Трудовую деятельность в организациях, подведомственных Минобороны России, истец начала с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА (служба в ВС); с ДАТА по ДАТА, 08ДАТА по ДАТА, с ДАТА продолжались на дату предоставления документов для участия в процессных мероприятиях. В закрытый военный городок истец вселилась до введения в действие ФЗ от ДАТА № ФЗ ЖК РФ, как член семьи нанимателя. На основании ст.6 указанного закона, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилым правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005г., применяются положения ЖК РСФСР. Ссылаясь на ст.108 ЖК РСФСР указали, что документы, что истец относится к одной из указанных категорий, ею не представлены. При этом сообщают, что у граждан, вселенных в служебные жилое помещения на территории закрытых военных городков до введения в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Минобороны России (обязательный 10-летний стаж, дающий право на обеспечение постоянным жильем), учитывается на дату его вступления в законную силу, а именно на ДАТА. В случае с ФИО4, общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Минобороны России, на 01.03.2005г. составил 5 лет 7 месяцев, т.е. менее 10 лет. При этом самостоятельным нанимателем служебного помещения в закрытом городке ФИО1 являлась после введенного в действие ФЗ от ДАТА № ФЗ ЖК РФ. Граждане, вселенные в служебные помещения в закрыты военных городках после ДАТА, должны соответствовать категории граждан, указанных в п. 2 ст. 103 ЖК РФ и состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. ФИО1 документально не подтвердила, что относится к одной из перечисленных категорий граждан, поименованных в п. 2 ст. 103 ЖК РФ. Учитывая изложенное, истец как гражданин персонала Министерства обороны РФ, не приобрела права на обеспечение постоянным жилым помещением вне закрытого военного городка, посредством получения ГЖС. Факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания ее в настоящее время участником процессных мероприятий, поскольку у Министерства обороны РФ перед истцом не возникло обязательств по обеспечению ГЖС.
Выпиской из ЕГРН от ДАТА № КУВИ-№ подтверждается, что у ФИО1 отсутствуют на праве собственности объекты недвижимости на территории РФ.
Указанные действия ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ не могут быть признаны законными по следующим основаниям.
Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в пункте 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является самостоятельным и достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась: военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт «а»); гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в подпункте б пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт «б»).
В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение № 1 к Порядку).
Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от ДАТА №, от ДАТА №, от ДАТА №, от ДАТА №, от ДАТА №).
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).
Таким образом, самостоятельным и достаточным основанием для признания права истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт постоянного законного проживания истца в закрытом военном городке при наличии у него желания переселиться из такого городка.
При этом как следует из выводов, содержащихся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № ГКПИ08-2151, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании приведенных выше правовых норм суд полагает возможным исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный от ДАТА об отказе в признании участником процессных мероприятий, регулируемых постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков ФИО1
Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный признать ФИО1 участником процессных мероприятий по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента подачи документов ДАТА, с правом состоять на учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (составом семьи один человек, избранное место жительства Хабаровский край, способ обеспечения ГЖС).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о признании неправомерным решение об отказе в постановке на учет гражданина по категории граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете, - удовлетворить.
Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный от ДАТА об отказе в признании участником процессных мероприятий, регулируемых постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков ФИО1, ДАТА года рождения, уроженку <адрес> (паспорт: № № № выдан УМВД России по Хабаровскому краю ДАТА, код подразделения 270-007).
Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный признать ФИО1, ДАТА года рождения, уроженку <адрес> (паспорт: № № выдан УМВД России по Хабаровскому краю ДАТА, код подразделения №) участником процессных мероприятий по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента подачи документов ДАТА, с правом состоять на учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (составом семьи один человек; избранное место жительства Хабаровский край, способ обеспечения государственный жилищный сертификат).
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья К.А. Останина
Решение суда в окончательной форме вынесено ДАТА.
Копия верна. Судья К.А. Останина