УИД: 35RS0006-01-2022-000782-51 2-606/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 20 июня 2022 г.
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,
при секретаре Переваловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушкова Александра Валерьевича к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
истец Глушков А.В. обратился в суд с иском к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее - КУ ВО «Центр соцвыплат»), в котором просит признать недействительным решение филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» № 26-025-0-8123/22 от 14 апреля 2022 г. об отказе в назначении (предоставлении) МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; возложить на ответчика обязанность предоставить ему субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу его фактического проживания (...), на основании поданного им заявления.
В обоснование исковых требований указал, что все необходимые документы для назначения выплаты были представлены им в адрес ответчика, однако в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Полагает, что данная позиция не соответствует нормам действующего законодательства. При подаче заявления ответчику о предоставлении субсидии им были представлены документы, подтверждающие факт проживания в указанной квартире и состав его семьи. Проживая в указанной квартире, он пользуется коммунальными услугами, в полном объеме производит их оплату. Ранее ему неоднократно предоставлялась указанная субсидия. Полагает, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического жительства гражданина без регистрации не противоречит действующему законодательству, отсутствие регистрации по месту жительства не может ограничивать его право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании истец Глушков А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что договор социального найма жилого помещения по адресу: ... с ГП «Город Великий Устюг» не заключает и не регистрируется в нем в связи с несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Представители ответчика - КУ ВО «Центр соцвыплат» и третьего лица - филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представителем КУ ВО «Центр соцвыплат» представлен письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения, отказать Глушкову А.В. в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое решение об отказе в предоставлении субсидии Глушкову А.В. принято на основании норм действующего законодательства, отсутствуют основания пользования заявителем указанным жилым помещением и регистрационный учет по месту постоянного жительства.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», для получения субсидии заявитель должен предоставить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 13 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 г. № 401 «О реализации закона области от 5 февраля 2009 г. № 1956-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидам, детям, являющимся ВИЧ-инфицированными, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и определения размеров указанных компенсаций.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка ежемесячные денежные компенсации и ежегодные денежные компенсации предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, проживающим на территории Вологодской области, по одному жилому помещению по месту жительства либо по месту пребывания.
Согласно пунктам 2.2.6, 3.2.5 заявитель вправе представить в КУ ВО «Центр социальных выплат» (многофункциональный центр) следующие документы: копию документа (копии страниц документа), подтверждающего регистрацию (учет) по месту жительства (месту пребывания).
Судом установлено, что Глушков А.В. является инвалидом второй группы бессрочно и имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Глушков А.В. занимает квартиру, расположенную по адресу: ....
Указанная квартира была предоставлена Глушкову А.В. на основании постановления МО «Город Великий Устюг» Вологодской области № 423 от 28 декабря 2009 г. «О предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилого фонда».
Согласно акту ОСП по Великоустюгскому району от 26 апреля 2013 г. Глушков А.В. вселен по указанному адресу 26 апреля 2013 г.
Истец производит оплату коммунальных услуг по адресу: ..., что подтверждается квитанциями МУП «Водоканал», ООО «Электротеплосеть», ООО «УК «Великий Устюг» и чеками об оплате.
Договор найма Глушковым А.В. с ГП «Город Великий Устюг» не заключен. Регистрации по указанному адресу Глушков А.В. не имеет.
При обращении Глушкова А.В. 11 апреля 2022 г. в филиал по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» с заявлением по вопросу предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решением филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» № 26-025-0-8123/22 от 14 апреля 2022 г. истцу было отказано в предоставлении субсидии с 1 апреля 2022 г. по адресу: ..., в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 2 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, содержатся аналогичные понятия места жительства и места пребывания.
Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: ..., находящаяся в муниципальной собственности и предоставленная Глушкову А.В. по договору социального найма, является для истца местом его постоянного жительства, поскольку он постоянно проживает в указанной квартире, пользуется ею и несет расходы по содержанию, другого жилья не имеет.
Отсутствие у истца регистрации в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение не является местом его постоянного проживания.
Пакет документов, подтверждающих фактическое место жительства и состав семьи, Глушковым А.В. ответчику был предоставлен.
Ранее субсидии по оплате указанного жилого помещения и коммунальных услуг Глушкову А.В. неоднократно предоставлялась.
Проанализировав совокупность представленных суду доказательств, вышеприведенных требований законодательства, суд считает, что предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по месту фактического жительства гражданина без регистрации не противоречит действующему законодательству, отсутствие регистрации по месту жительства не может ограничивать право Глушкова А.В. на получение субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как пользователя помещения муниципального жилищного фонда, имеющего в силу статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Обстоятельств, вследствие которых Глушков А.В. не вправе рассчитывать на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (помимо отсутствия регистрации и письменного договора социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда) не имеется. Отказ ответчика по сути лишает заявителя субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при наличии у него такого права.
При таких обстоятельствах решение филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» № 26-025-0-8123/22 от 14 апреля 2022 г. об отказе в предоставлении субсидии Глушкову А.В. не может быть признано законным. На ответчика следует возложить обязанность принять решение о предоставлении Глушкову А.В. МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу его фактического проживания, на основании поданного 11 апреля 2022 г. заявления.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение филиала по Великоустюгскому району казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» № 26-025-0-8123/22 от 14 апреля 2022 г. об отказе в назначении (предоставлении) МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Глушкову Александру Валерьевичу.
Возложить на казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанность принять решение о предоставлении Глушкову Александру Валерьевичу МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу его фактического проживания: ..., на основании поданного 11 апреля 2022 г. заявления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский райсуд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Г. Зеленская
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2022 г.