2-2723/19
21RS0025-01-2019-002457-44
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДАТА г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Косовой АЛ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Полевовой Елены Анатольевны к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признании индивидуальной программы реабилитации инвалидов незаконной, возложении обязанности включить и индивидуальную программу реабилитации услуги по ремонту импланта
у с т а н о в и л:
Прокурор Московского района г.Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Полевовой Е.А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признании незаконной индивидуальной программы реабилитации инвалидов по тем мотивам, что Полевова Е.А. была признана <данные изъяты>. Ей была разработана индивидуальная программа реабилитации. Однако в программу не были включены технические средства реабилитации- услуги по ремонту <данные изъяты>. Просят признать индивидуальную программу реабилитации инвалида незаконной, обязать ответчика внести в индивидуальную программу реабилитации услуги по ремонту <данные изъяты>.
В судебное заседание Полевова Н.Ф., действующая в интересах несовершеннолетней Полевовой Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.
Помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Куприна Д.П. иск поддержала и показала, что они не оспаривают заключение судебной медико-социальной экспертизы, настаивают на заявленных требованиях. Полевова Е.А. нуждается в технических средствах реабилитации.
Представитель ответчика, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии», Андреев О.Г., действующий на основании доверенности, иск не признал и показал, что заключение судебной экспертизы подтвердило индивидуальную программу реабилитации Полевовой Е.А.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика, Министерство здравоохранения ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, заключение судебной экспертизы, суд приходит к следующему.
ДАТАг. решением бюро НОМЕР ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике» Полевова Е.А. была признана <данные изъяты>. Медико-социальная экспертиза установила <данные изъяты>
ДАТАг. Полевовой Е.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида НОМЕР. Было указано, что Полевова Е.А. не нуждается в технических средствах реабилитации.
ДАТАг. Полевова Н.Ф. в интересах Полевовой Е.А. обжаловала решение бюро НОМЕР ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике» в части индивидуальной программы реабилитации.
ДАТАг. экспертный состав НОМЕР ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Респуюлике» провел медико-социальную экспертизу Полевовой Е.А., решение бюро НОМЕР было признано обоснованным, в индивидуальной программе реабилитации было указано о технических средствах реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета- <данные изъяты> Указанно, что ДАТАг. и ДАТАг. технические средства реабилитации были выданы <данные изъяты>.
Прокурором оспаривается индивидуальная программа реабилитации Полевовой Е.А. по мотивам ее незаконности.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (п. 3).
Далее, согласно ст. 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч.1).
Согласно положениям указанной нормы индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.08.2008 N 379н, содержит раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)", согласно которому указывается перечень ТСР.
Как уже указано судом выше, в индивидуальную программу реабилитации от ДАТАг. Полевовой Е.А. не были включены технические средства реабилитации.
Заключением судебной медико-социальной экспертизы сделаны выводы, что у Полевовой Е.А. при наличии имеющихся у нее заболеваний на день освидетельствования в бюро МСЭ ДАТАг. отсутствовала фактическая потребность ( необходимость) в технических средствах реабилитации в виде услуг по ремонту вживленного в ДАТА. <данные изъяты>, т.к. не истек срок эксплуатации внешней его части- <данные изъяты>- 5 лет со дня установки, поломок системы <данные изъяты> в течение его эксплуатации также не возникало, согласно п.35 и 36 представленного на экспертизу направления на МСЭ, выданного БУ «Городская детская клиническая больница» от ДАТА. у Полевовой Е.А. отсутствовали рекомендации о нуждаемости в мероприятиях по реконструктивной хирургии и протезированию и ортезированию.
В виду отсутствия потребности (необходимости) обеспечения техническими средствами реабилитации в виде услуг по ремонту вживленного в <данные изъяты>. кохлеарного импланта Полевовой Е.А. не возможно указать и конкретный их перечень.
Так как отсутствует фактическая потребность (необходимость) обеспечения техническими средствами реабилитации в виде услуг по ремонту вживленного в <данные изъяты>. <данные изъяты> Полевовой Е.А. не существует их перечень и следовательно не существующие ТСР и услуги по ремонту не могут быть включены в раздел «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» (ТСР) ИПРА <данные изъяты> Полевовой Е.А. НОМЕР к протоколу проведения медико-социальной экспертизы НОМЕР от ДАТАг.
Данное заключение экспертов для суда не имеет заранее установленной силы и оценивается по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований не доверять выводам экспертов не имеется, так как экспертиза проведена по ходатайству стороны по делу в государственном учреждении, не заинтересованном в исходе дела в чью либо пользу, экспертами, обладающими специальными познаниями и достаточным стажем работы в этой области. Так, в состав комиссии были включены – врачи по МСЭ высшей квалификационной категории, врачи-педиатры, специалисты по реабилитации со значительными стажами работы. Само заключение экспертизы полностью соответствует требованиям ст. 84-86 ГПК РФ, выводы экспертов согласуются с другими материалами дела, являются последовательными, логичными, взаимосвязанными и основаны на подробно описанных специальных исследованиях. Ходатайств истца Полевовой Н.Ф. или прокурора о назначении по делу повторной экспертизы суду заявлено не было.
Кроме того, суд учитывает следующее обстоятельство. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы входит разработка индивидуальных программ реабилитации с внесением реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным Правительством РФ от 30.12.2005г. №2347-р. Медицинские показания и противопоказания для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации определены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 28.12.2017г. №888н.
До ДАТАг. п.8 Перечня технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, включал эндопротезы.
С ДАТАг. распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 №1776-р эндопротезы исключены из Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Полномочия по обеспечению инвалидов и детей-инвалидов эндопротезами, включая кохлеарными импланты, переданы в компетенцию органов здравоохранения.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014г. №2762-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающий пункты: <данные изъяты>
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.2015 №178н. утвержден порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «<данные изъяты>». В соответствии с указанным Порядком медицинская помощь по профилю «<данные изъяты>» включает в себя, в том числе <данные изъяты> по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту <данные изъяты>. Медицинскими показаниями для оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, является в том числе замена речевого процессора системы <данные изъяты>.
Таким образом, с ДАТАг. полномочия по обеспечению инвалидов и детей-инвалидов эндопротезами, включая <данные изъяты>, оказанию услуг по замене <данные изъяты> системы <данные изъяты> переданы в компетенцию органов здравоохранения. Однако прокурором требования о признании индивидуальной программы реабилитации незаконной и возложении обязанности включить в ИПР услуги по ремонту <данные изъяты> предъявлены к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике». То есть прокурором избран неверный способ защиты и требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Учитывая изложенные обстоятельство в совокупности, суд в удовлетворении требований прокурора в интересах Полевовой Е.А. отказывает в виду их необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Полевовой Елены Анатольевны к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признании индивидуальной программы реабилитации инвалидов НОМЕР от ДАТАг. Полевовой Елены Анатольевны незаконной, возложении обязанности включить и индивидуальную программу реабилитации услуги по ремонту вживленного в октябре 2015г. кохлеарного импланта отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.