Дело № 2а-1947/2021
УИД № 61RS0009-01-2021-002389-31
Решение
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года г. Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Севостьяновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Телятникова ФИО9 к УФССП России по Ростовской области, начальнику Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области старшему судебному приставу-исполнителю Джиджоеву А.А. и судебному приставу-исполнителю Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области Мошлаковой Н.С. о признании бездействия незаконными, об обязании выполнить действия,
у с т а н о в и л:
Телятников И.Н. (далее также административный истец, взыскатель) обратился в суд с административным иском к УФССП России по Ростовской области, начальнику Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области старшему судебному приставу-исполнителю Джиджоеву А.А. и судебному приставу-исполнителю Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области Мошлаковой Н.С. о признании бездействия незаконными, об обязании выполнить действия.
Взыскатель свою позицию мотивировал следующим.
ДД.ММ.ГГГГ Азовским ФИО2 УФССП России по <адрес> было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Взыскателем является административный истец, должником является ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ взыскателю стало известно о наличие у должника <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил в адрес ФИО2 УФССП России по <адрес> заявление о розыске транспортного средства (получено ДД.ММ.ГГГГ).
Однако ответ на заявление административным истцом получен не был, информация о результатах рассмотрения заявления взыскателю не известна.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил в адрес начальника ФИО2 УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 А.А. жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО5 (получено ДД.ММ.ГГГГ).
Однако ответ на жалобу административным истцом получен не был, информация о результатах рассмотрения жалобы взыскателю не известна.
Административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие начальника ФИО2 УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 А.А. за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся: в не организации работы подразделения; не обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению исполнительного документа; неосуществление контроля в установленной сфере деятельности; не рассмотрении жалоба от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО5 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не рассмотрении заявления о розыске транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать начальника ФИО2 УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 А.А. устранить допущенные нарушения в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу путем дачи поручения судебному приставу-исполнителю ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО5 рассмотреть заявления о розыске транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ и направить в адрес взыскателя постановление.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованное лицо Гончаров А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.
Суд на основании части 6 статьи 226 КАС РФ и статьи 165.1 ГК РФ считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив собранные по делу доказательства, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также Закон об исполнительном производстве) постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Азовским ФИО2 УФССП России по <адрес> было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Взыскателем является административный истец, должником является ФИО6
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно частям 1 и 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принудительное выселение должника из жилого помещения; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно пункт 3 части 1 статьи 67 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Судом установлено, что согласно реестру запросов и сводке ответов административным ответчиком направлялись запросы по средствам электронного документооборота в <адрес>
Судебным приставом-исполнителем приняты постановления: о взыскании исполнительского сбора; о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации; об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
В силу части 5 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества гражданина-должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ взыскателю стало известно о наличие у должника <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил в адрес ФИО2 УФССП России по <адрес> заявление о розыске транспортного средства (получено ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП России по <адрес> принято постановление об исполнительском розыске имущества должника, следовательно, заявление взыскателя о розыске удовлетворено.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ решение о признании действий (бездействия), решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Таким образом, требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО5, удовлетворению не подлежит.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил в адрес начальника ФИО2 УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 А.А. жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО5 (получено ДД.ММ.ГГГГ).
Однако ответ на жалобу административным истцом получен не был, информация о результатах рассмотрения жалобы взыскателю не представлена. Не представлена указанная информация и суду.
Статья 123 Закона об исполнительном производстве предусматривает порядок подачи жалоб в порядке подчиненности.
Так, согласно частям 1, 2, 4, 6 статьи 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся (часть 2).
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия(бездействие) которого обжалуются (часть 4).
Согласно статье 126 Закона об исполнительном производстве жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
В силу части 1 статьи 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 127 Закона об исполнительном производстве по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
Исходя из положений частью 6 статьи 127 Закона об исполнительном производстве копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.
В материалы дела постановление старшего судебного пристава Азовского районного отдела УФССП России по Ростовской области Джиджоева А.А. об отказе в удовлетворении жалобы или о признании жалобы обоснованной полностью или частично, не представлено. Доказательств направления в адрес административного истца также не представлено.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, обязанность по доказыванию правомерности действий судебного пристава-исполнителя лежит на административных ответчиках. Однако исполнительное производство по запросу суда в материалы дела не представлено, возражений относительно заявленных административным истцом утверждений не представлено.
Суд приходит к выводу о правомерности и законности требований административного иска в части признания незаконным бездействие начальника ФИО2 УФССП России по <адрес> старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 А.А., выразившееся в не рассмотрении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. Также суд считает необходимым обязать старшего судебного пристава-исполнителя рассмотреть и направить в адрес взыскателя ответ на жалобу.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ).
Таким образом, другие требования, заявленные к старшему судебному приставу-исполнителю Джиджоеву А.А., удовлетворению не подлежат, так как такого способа защиты права КАС РФ и Законом об исполнительном производстве не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
Решил:
Административный иск Телятникова ФИО10 к УФССП России по Ростовской области, начальнику Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области старшему судебному приставу-исполнителю Джиджоеву А.А. и судебному приставу-исполнителю Азовского РОСП УФССП России по Ростовской области Мошлаковой Н.С. о признании бездействия незаконными, об обязании выполнить действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО2 А.А., выразившееся в не направлении ответа на жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 <адрес> отдела УФССП России по <адрес> ФИО2 А.А. направить в адрес ФИО1 ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 16.07.2021 года.