Решение по делу № 3а-360/2020 от 18.03.2020

Дело № 3а-360/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург 25 марта 2020 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего - судьи областного суда Хакимовой О.В.

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Андреева А.В.,

представителя административного истца Пищугина Н.С. и заинтересованного лица – Оренбургского регионального отделения ЛДПР Чечетко О.И., представителя административного ответчика – Избирательной комиссии Оренбургской области Ивановой Н.С., представителя заинтересованного лица – регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области Кутулуевой Г.Н., специалистов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Макаровой В.А. и Михайловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Пищугина Н.С. к Избирательной комиссии Оренбургской области, Пичужкиной Е.Р. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного (адрес) шестого созыва по одномандатному избирательному округу ,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от (дата) «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва, по одномандатному избирательному округу » на 26 апреля 2020 г. назначены дополнительные выборы.

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от (дата) Пищугин Н.С., выдвинутый избирательным объединением «Оренбургское региональное отделение политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от (дата) Пичужкина Е.Р., выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области», зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.

В административном исковом заявлении Пищугин Н.С. просил отменить решение Избирательной комиссии Оренбургской области от 25 февраля 2020 г. о регистрации Пичужкиной Е.Р.

В обоснование административного иска Пищугин Н.С. указал на нарушения требований Федерального закона о политических партиях, Устава партии Справедливая России, допущенные при выдвижении Пичужкиной Е.А. кандидатом, выразившееся в том, что делегаты от местных отделений партии не имели права принимать участие в конференции и соответственно голосовать за выдвижение кандидата, поскольку они были избраны на собраниях местных отделений, а по имеющейся у административного истца информации первичные отделения партии Справедливая Россия в городе Оренбурге были закрыты решением Президиума Центрального Совета партии Справедливая Россия от 14 июня 2018 г.

Кроме того, административный истец указывает на то, что часть делегатов, избранных от местных отделений на конференцию, не являлись на тот момент членами партии Справедливая Россия.

В местном отделении Грачевского района Оренбургской области, по утверждению административного истца, общее собрание по избранию делегата на конференции не проводилось. Протокол был составлен формально в отсутствие фактического совместного присутствия членов партии и соответственно проведения голосования.

В трех местных отделениях Матвеевского района, г. Соль-Илецка, г. Новотроицка общие собрания, по мнению истца, нельзя считать легитимными в связи с отсутствием кворума.

Общие собрания местных отделений Абдулинского, Адамовского, Акбулакского, Александровского, Грачевского, Красногвардейского, Новоорского, Октябрьского, Оренбургского, Переволоцкого, Пономаревского, Сакмарского, Саракташского, Шарлыкского районов Оренбургской области и г.Оренбурга, на которых рассматривался вопрос об избрании делегатов на конференцию, были созваны решением председателей и решением совета местных отделений. Однако, на момент принятия решения о созыве общего собрания ни председатель, ни советы местных отделений не обладали полномочиями на принятия этих решений, поскольку в указанных местных отделениях не были проведены отчетно-перевыборные собрания, что является нарушением устава.

Также административный истец полагает, что в нарушение пункта 8 статьи 28 Устава партии Справедливая Россия, более половины избранных делегатов не обладали полномочиями на участие в конференции и поэтому решение о выборе в качестве кандидата Пичужкиной Е.Р. и ее регистрация, не соответствуют закону.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Чечетко О.И. требования административного иска уточнила. Просила не рассматривать требование об отмене решения Избирательной комиссии Оренбургской области от 25 февраля 2020 г. о регистрации Пичужкиной Е.Р., но регистрацию Пичужкиной Е.Р. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 просила отменить.

В судебном заседании представитель административного истца Пищугина Н.С. и заинтересованного лица – Оренбургского регионального отделения ЛДПР Чечетко О.И. просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители Избирательной комиссии Оренбургской области Иванова Н.С. и регионального отделения партии Справедливая Россия в Оренбургской области Кутулуева Г.Н. просили административный иск оставить без удовлетворения.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требование административного иска удовлетворению не подлежит, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях").

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 29 Устава партии Справедливая Россия к компетенции конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия при осуществлении прав связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидата на выборную должность в органах государственной власти субъекта Российской Федерации – по предварительному согласованию с президиумом.

Судом установлено, что 15 февраля 2020 г. проведена конференция регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области.

Согласно представленной в суд выписке из протокола конференции, количество членов партии, состоящих на учете в региональном отделении – 752.

Норма представительства: 1 делегат от 30 членов партии, но не менее 1 делегата от местного отделения партии.

Всего избрано делегатов конференции регионального отделения партии 30.

Конференция регионального отделения партии считается правомочной, если в ее работе принимают участие более 15 избранных делегатов, представляющих более половины членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии.

Число зарегистрированных делегатов, принявших участие в работе конференции регионального отделения партии: 29.

Число голосов делегатов конференции, необходимое для приятия решений: 15.

Выдвижение кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному кругу № 13 рассматривалось на конференции седьмым вопросом. В бюллетень для тайного голосования была внесена согласованная решением Президиума Центрального совета партии от 13 февраля 2020 г. ПР кандидатура Пичужкиной Е.Р.

По итогам тайного голосования за Пичужкину Е.Р. проголосовали 29 делегатов. Конференцией принято решение выдвинуть Пичужкину Е.Р. в составе списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Оренбургской области.

Как следует из содержания пункта 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и части 2 статьи 38 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Избирательная комиссия Оренбургской области при регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Пичужкиной Е.Р., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области», проверив представленные документы, установила, что оснований для отказа в регистрации нет.

Проверяя доводы административного истца, суд исходит из того, что одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа, в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права, в том числе путем заявления требования об отмене регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.

Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса, следовательно, по такой категории административных дел суд разрешает спор между равными субъектами избирательных правоотношений и административный истец должен представить доказательства по заявленным им требованиям.

Доводы административного истца о том, что делегаты местных отделений партии не имели права принимать участие в конференции и голосовать за выдвижение кандидата, поскольку решением Президиума Центрального Совета партии Справедливая Россия от 14 июня 2018 г. все первичные отделения партии были закрыты, в ходе судебного разбирательства не нашли объективного подтверждения.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, которые предусмотрены ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 43 Устава партии Справедливая Россия местное отделение с правами юридического лица создается по решению Президиума. Местное отделение без образования юридического лица создается по решению Президиума, Совета или Бюро Совета соответствующего регионального отделения (по предварительному согласованию с Президиумом).

Из изложенного следует, что общественное объединение – политическая партия вправе в любое время принимать решения о создании местных отделений партии на определенной ею территории и прекращать деятельность местных отделений партии. Действующее законодательство не устанавливает требований по какой-либо регистрации создания местных отделений.

Суду не представлено решение Президиума, Совета или Бюро совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области о создании местных отделений партии. Из пояснений представителя регионального отделения и ответа на запрос суда от председателя Совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия Оренбургской области (л.д.147) следует, что решения о создании местных отделений политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области, бухгалтерская и статистическая отчетности имеются. В настоящее время они направлены в Центральный аппарат партии для проверки по запросу Центральной контрольно-ревизионной комиссии.

Вместе с тем, суду представлено решение Президиума Центрального Совета политической партии Справедливая Россия от 23 января 2020 г. ПР «О созыве конференции регионального отделения партии в Оренбургской области». Анализ текста этого решения свидетельствует о том, что на территории г. Оренбурга и Оренбургской области имеются местные отделения политической партии Справедливая Россия (л.д. 51-53).

Предметом судебного разбирательства не является проверка установленного Уставом партии порядка создания местных отделений политической партии, поэтому суд признает представленное решение Президиума Центрального Совета партии Справедливая Россия от 23 января 2020 г. ПР доказательством, которое подтверждает, что на территории г. Оренбурга и в Оренбургской области имеются местные отделения партии Справедливая Россия.

Протокол от 14 июня 2018 г. ПР «О созыве конференции регионального отделения партии в Оренбургской области» (л.д.55), на который ссылался административный истец, не доказывает отсутствие действующих местных отделений партии на территории г. Оренбурга и Оренбургской области в 2020 г.

Согласно справке регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области, делегаты конференции, состоявшейся 15 февраля 2020 г. являлись членами партии Справедливая Россия (л.д.153).

Административный истец не представил объективных доказательств того, что часть делегатов, избранных от местных отделений на конференцию не являлись на тот момента членами партии Справедливая Россия.

Утверждение административного истца о том, что в местном отделении Грачевского района Оренбургской области общее собрание по избранию делегата на конференцию не проводилось не нашел своего подтверждения. Доказательства не представлены.

Согласно выписке из протокола общего собрания местного отделения политической партии Справедливая Россия в Грачевском районе Оренбургской области от 30 января 2020 г. в работе общего собрания приняло участие 21 человек. Собрание признано правомочным, поскольку на нем присутствовало более половины от членов партии, состоящих на учете в местном отделении (л.д.149).

Не представлено в суд доказательств того, что в местных отделениях Матвеевского района, г. Соль-Илецка, г. Новотроицка общие собрания проведены в отсутствие кворума.

Факт проведения общих собраний в местных отделениях Матвеевского района, г.Соль-Илецка, г. Новотроицка при наличии необходимого кворума подтверждается приобщенными к материалам дела выписками из протоколов таких собратий, достоверность которых опровергнута не была (л.д.150-152).

Доводы административного истца о том, что общие собрания местных отделений на территории Оренбургской области были созваны председателями местных отделений и советами местных отделений, которые на тот момент не обладали полномочиями на принятие таких решений, основан на неверной информации административного истца. Как установлено судом решение о созыве конференции регионального отделения партии и о проведении общих собраний местных отделений партии по избранию делегатов на конференцию регионального отделения принято Президиумом Центрального Совета политической партии Справедливая Россия от (дата) ПР (л.д. 51).

Иных доводов о нарушениях, допущенных при выдвижении кандидата Пичужкиной Е.Р., в ход рассмотрения дела не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

Поскольку правовых оснований для отмены регистрации Пичужкиной Е.А., выдвинутой региональным отделением политической партии Справедливая Россия не имеется, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Пищугина Н.С. к Избирательной комиссии Оренбургской области, Пичужкиной Е.Р. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья О.В.Хакимова

Полный текст решения изготовлен и направлен сторонам (дата)

3а-360/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Оренбургской области
Пищугин Николай Сергеевич
Ответчики
Избирательная комиссия Оренбургской области
Пичужкина Елена Равильевна
Другие
Региональное отделение партии Справедливая Россия в Оренбургской области
Оренбургское региональное отделение ЛДПР
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хакимова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
18.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее