Дело № 2-1264/2023 26 апреля 2023 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,
при секретаре Сизинцевой А.А.,
с участием истца – прокурора Евсеевой Д.Ю.,
представителя ответчика Новиковой А.С.,
представителей третьих лиц:
ГУ МЧС России по Магаданской области Наговицына А.С.,
Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана – Зинченко О.В.,
ООО «Барбосс» - Разумкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в состояние готовности к использованию по назначению,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к мэрии города Магадана с исковым заявлением о возложении обязанности регистрации права муниципальной собственности на защитное сооружение гражданской обороны убежище 612/50, устроенное в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, д. 10, закреплении его за муниципальным учреждением, выделении денежных средств для приведения защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к использованию по назначению.
В обоснование требований указал, что органами прокуратуры области совместно со специалистом Главного управления МЧС России по Магаданской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания и обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В подвальных помещениях многоквартирного дома по ул. Парковой, д. 10 в г. Магадане находится защитное сооружение гражданской обороны, тип -убежище, с инвентарным номером № 612/50, площадью 175 кв.м.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и нахождением на учете в Управлении МЧС России по Магаданской области, следовательно, на данный объект распространяются требования Федерального закона от 12 февраля 1998г. № 128-ФЗ «О гражданской обороне».
Из паспорта защитного сооружения гражданской обороны, акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) от 13 августа 2018 г., утвержденного заместителем мэра города Магадана Троицким В.Ю., следует, что убежище находится на балансе муниципального образования «Город Магадан».
В техническом паспорте многоквартирного дома от 1 февраля 1991 г. с инвентарным номером № 3395 указано, что нежилое помещение, находящееся в подвале, является защитным сооружением гражданской обороны.
1 декабря 2003 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана и ИП ФИО9 заключен договор аренды №, предметом которого являлось нежилое помещение площадью 153,8 кв.м, часть которого (27,6 кв.м) является защитным сооружением гражданской обороны (ВУ 5-го класса), расположено в подвале по адресу: г. Магадана, ул. Парковая, д. 10/10, для использования его под бар.
Часть (27,6 кв.м) защитного сооружения гражданской обороны (ВУ 5-го класса), значилась на балансе МУП «РЭУ-1».
Постановлением мэра города Магадана от 29 марта 2004 г. № 499 указанное имущество включено в состав казны муниципального имущества муниципального образования «Город Магадан», что подтверждается актом приема- передачи муниципального имущества от 6 апреля 2004 г.
С целью приватизации арендуемого длительное время ФИО9 имущества, расположенного по адресу: ул. Парковая, д. 10/10, г. Магадана, дополнительным соглашением от 5 мая 2009 г. № к договору аренды № от 1 декабря 2003 г. изменена площадь помещения «с 153,8 кв. м на 114,1 кв. м» (исключены 27,6 - часть убежища, а также 14,5 лестничная клетка).
Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 16 апреля 2009 г. по договору аренды от 1 декабря 2003 № 1583/157 изменение площади произошло в результате перепланировки, уточнения состава и площадей арендуемых помещений.
На основании постановления мэра города Магадана от 3 сентября 2009 г. № 2487 нежилое помещение площадью 114,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, д. 10/10, приватизировано ИП ФИО9
Постановлением мэра города Магадана от 9 декабря 2008 г. № 2870 адрес многоквартирного дома в г. Магадане по ул. Парковая, д. 10/10, изменен на ул. Парковая, д.10.
На основании договора мены недвижимого имущества от 15 января 2010 г. нежилое помещение площадью 114,1 кв. м перешло от ФИО10 к Попову А.В., о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 16 октября 2010 г.
2 марта 2020 г. между Поповым А.В. и ООО «Барбосс» заключен договор аренды №, предметом которого является нежилое помещение площадью 114,1 кв.м.
В декабре 2022 г. в ходе проверки, проведенной совместно с Управлением МЧС России по Магаданской области, установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, д. 10, находится бар ООО «Барбосс», арендующий 114,1 кв.м, а также часть сооружения гражданской обороны площадью 27,6 кв.м, которая не является собственностью Попова А.В. и не вошла в ранее приватизируемое имущество ФИО9, самовольно занято ООО «Барбосс».
Вторая часть защитного сооружения гражданской обороны площадью 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Магадан ул. Парковая, д. 10, на основании договора аренды муниципального имущества от 1 апреля 2012 г. № предоставлялась в пользование ИП ФИО11
Указанные части защитного сооружения гражданской обороны разделены между собой самовольно возведенной стеной, которая согласно техническим экспликациям и техническому паспорту дома не предусматривалась.
Договор аренды муниципального имущества, являющегося защитным сооружением гражданской обороны, расторгнут, что подтверждается актом приема-передачи муниципального имущества от 1 января 2015 г.
В ходе проверки установлено, что в архиве ОГБУ «МОУТИ» имеется регистрационное удостоверение Бюро технической инвентаризации Магаданского горкомхоза от 27 марта 1992 г. № 326, свидетельствующее о регистрации права муниципальной собственности на многоквартирный дом с инвентарным номером № 3395, расположенный по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, 10/10, что подтверждается ссылкой на указанное удостоверение в техническом паспорте многоквартирного дома.
Прокурор указывает, что собственником данного защитного сооружения гражданской обороны является муниципальное образование «Город Магадан».
Полагает, что ненадлежащее содержание и необеспечение ответчиком сохранности имущества, имеющего статус защитных сооружений, невыполнение требований по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к приёму укрываемых нарушает права неопределённого круга лиц на защиту от угроз, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан при возникновении названных ситуаций.
Ссылаясь на приведённые обстоятельства, положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, и Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный приказом МЧС России от 21 июля 2002 г. № 575, статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом принятого судом изменения предмета иска, просит возложить на ответчика обязанность привести в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу защитное сооружение гражданской обороны: - убежище № 612/50, устроенное в подвальном помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Магадан, ул. Парковая, д. 10, в состояние готовности к использованию по назначению, определяемое с учетом требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575, путем оборудования защитного сооружения исправными защитными (защитно-герметическими) дверьми, системами вентиляции, энергоснабжения, связи, водоснабжения и канализации, аварийного выхода убежища.
Определением судьи от 21 марта 2023 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование «город Магадан» в лице мэрии города Магадана.
В судебном заседании прокурор заявленные требования с учетом изменения предмета иска поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, настаивая на том, что спорный объект находится в федеральной собственности, в собственность муниципального образования «Город Магадан» не передавался.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Магаданской области исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что в реестре объект имеет статус убежища, собственником объекта числится муниципальное образование «Город Магадан», информация в реестр внесена на основании технического паспорта и инвентаризации, какие-либо изменения в реестр не вносились.
Представитель третьего лица департамента имущественных и жилищных отношений мэрии г. Магадана поддержал позицию ответчика.
Представитель третьего лица ООО «Барбосс» пояснил, что использует арендованное имущество в том состоянии, в котором получил в аренду от собственника. Полагал, что иск подлежит удовлетворению, если ответчик по делу является надлежащим.
Представители третьих лиц ТУ Росимущества в Магаданской области, департамента архитектуры и градостроительства Магаданской области, Управления Росреестра по МО и ЧАО, ООО «УК Уютный дом», департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Попов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту - Закон о гражданской обороне).
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона о гражданской обороне, гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии со статьей 8 Закона о гражданской обороне, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту – Порядок создания убежищ), пунктом 2 которого к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе убежища, то есть защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчётного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка создания убежищ).
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 (далее - Правила), установлены требования к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 2.1 Правил указано, что учёт защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) ведётся в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.7 и 1.8 Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
В судебном заседании установлено, и никем не оспаривается, что в многоквартирном доме № 10 ул. Парковая в г. Магадане (до внесения изменений постановлением мэра города Магадана от 9 декабря 2008 г. № 2870 в адрес многоквартирного дома - д. 10/10) расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие), с инв. № 612-50 (№ 612), введённое в эксплуатацию в 1953 году.
Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом здания № 10/10 по ул. Парковая в г. Магадане (т. 1, л.д. 75-79), паспортом убежища № 612 (т. 1, л.д. 45-48, т. 3 л.д. 3-6), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) (инв. № 612/50) от 13 августа 2018 г. (т. 1 л.д. 43-44).
На основании технического паспорта здания, комиссионного акта инвентаризации от 13 августа 2018 г., составленного с участием представителей ГУ МЧС России по Магаданской области и МКУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям мэрии города Магадана», утвержденного заместителем мэра города Магадана 14 августа 2018 г., защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, д. 10, с указанием класса (типа) «убежище», включено в реестр сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Магаданской области под инвентарным номером 612-50, общей площадью 175 кв.м, ведомственная принадлежность – муниципальное образование «Город Магадан».
На дату рассмотрения дела изменения в части статуса спорного защитного сооружения, его ведомственной принадлежности, иных характеристик в установленном порядке не вносились.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Магаданской области, ТУ Росимущества по Магаданской области (т. 1 л.д. 71), Департамента земельных и имущественных отношений Магаданской области (т. 1 л.д. 69), комитета по управлению муниципальным имуществом г. Магадана (департамента имущественных и жилищных отношений мэрии г. Магадана) (т. 1 л.д. 73), бомбоубежище в государственной, в муниципальной, в частной собственности не находится.
Вместе с тем письменные сведения и доводы в судебном заседании представителей ответчика и третьего лица департамента имущественных и жилищных отношений мэрии г. Магадана о том, что спорный объект не находится в муниципальной собственности опровергается письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Из регистрационного удостоверения от 27 марта 1992 г. № 326 (т. 1 л.д. 74), выданного бюро технической инвентаризации Магаданского горкомхоза следует, что домовладение № 10/10 по ул. Парковая в г. Магадане, включая бомбоубежище зарегистрировано по праву муниципальной собственности за Арендным жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятием на основании Постановления Магаданского городско совета народных депутатов администрации г. Магадана № 726 от 12 марта 1992 г.
В дальнейшем правопреемником Арендного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия постановлением администрации г. Магадана от 1 августа 1994 г. № 1952 определено муниципальное предприятие «Жилтрест» (т. 2 л.д. 234).
Постановлением мэра г. Магадана от 10 февраля 2000 г. № 282 муниципальное предприятие «Жилтрест» реорганизовано путем выделения из него самостоятельного муниципального унитарного предприятия «РЭУ-1», на баланс которому переданы жилой фонд, нежилые встроенные помещения и иное имущество (т. 2 л.д. 218).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29 декабря 2005 г. МУП г. Магадана «РЭУ-1» признано несостоятельным (банкротом).
Постановлением мэра г. Магадана от 9 декабря 2008 г. № 2870 адрес многоквартирного дома в г. Магадане по ул. Парковая 10/10 изменен на ул. Парковая, д. 10 (т. 2 л.д. 96).
Согласно выписке из журнала учета защитного сооружения гражданской обороны Главного управления МЧС России по Магаданской области с инвентарным номером 612-50 в д. 10 по ул. Парковой в г. Магадане расположено убежище класса А-V, вместимостью 100 чел., введенное в эксплуатацию в 1953 г., которое находится на балансе муниципального образования «Город Магадан» (т. 1 л.д. 42).
Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) (инв. № 612/50) от 13 августа 2018 г. (т. 1 л.д. 43-44) также следует, что объект гражданской обороны находится на балансе муниципального образования «Город Магадан».
Согласно представленному в материалы дела договору аренды от 1 декабря 2003 г. № 1583/157, нежилое помещение, расположенное в подвале дома № 10/10 по ул. Парковой в г. Магадане, общей площадью 153,8 кв.м, с декабря 2003 г. по сентябрь 2009 г. сдавалось в аренду ИП ФИО12 под бар (т.1 л.д. 98-101).
Согласно техническому паспорту (по состоянию на 9 января 2004 г.) помещения с инв. № 3395 (т. 1 л.д. 84-93) для аренды под бар выделены, в том числе, помещения №№ 6-10 на плане (т. 1 л.д. 91-92), относящиеся к защитному сооружению гражданской обороны (убежище), которые в первоначальном состоянии до перепланировки отражены на техническом плане под №№ 6-11 (т. 2 л.д. 104).
Указанный вывод следует из акта приема-передачи муниципального имущества в аренду по договору 1 декабря 2003 г. № 1583/157 (т. 1 л.д. 104).
Согласно данному акту, в комнатах по выкопировке № 1 и 11 в соответствии с проектом и разрешением, согласованными с инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора г. Магадана и балансодержателем МУП «РЭУ-1», произведено устройство проема, демонтированы перегородки двух санузлов, два унитаза, две мойки, произведено устройство одного санузла, установка унитаза и одной мойки. Между комнатами по выкопировке № 11 и № 5 установлена перегородка из керамзитных блоков.
Согласно постановлению мэра города Магадана № 1079 от 23 мая 2003 г. «О включении муниципального имущества, используемого по договорам аренды и доверительного управления», в состав казны г. Магадана (т. 2 л.д. 219-231) из хозяйственного ведения МУП г. Магадана «РЭУ-1» были изъяты нежилые подвальные помещения площадью 84,2 кв.м по адресу: ул. Парковая, д. 10/10 (строка 56 приложения № 1 к постановлению) и включены в состав казны муниципального имущества муниципального образования «Город Магадан». В данную площадь входили 4 помещения — №1-3,3а.
В последующем, постановлением мэрии города Магадана № 1318 от 18 мая 2009 г. «О внесении изменений в некоторые правовые акты» (т.1 л.д. 66) были внесены изменения, согласно которым общая площадь изъятых из хозведения МУП г. Магадана «РЭУ-1» нежилых подвальных помещений изменена на 114, 1 кв.м.
На основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана № 30-р от 18 марта 2004 г. (т.1 л.д.95), у МУП г. Магадана «РЭУ-1» изъяты из хозведения 42,0 кв.м подвала по вышеуказанному адресу, о чем было издано постановление мэра города Магадана № 499 от 29 апреля 2004 г. (т.1 л.д.96-97). Такую площадь составили помещения № 4,5 и часть помещения № 2 (т. 2 л.д. 246).
Постановлением мэра г. Магадана от 3 сентября 2009 г. № 2487 (т.1 л.д. 164-165) нежилое помещение площадью 114,1 кв.м, расположенное в подвале д. 10/10 по ул. Паковая в г. Магадане приватизировано в результате преимущественного права на приобретение муниципального имущества ИП ФИО9
По договору мены от 15 января 2010 г. (т. 1 л.д. 224-225) право собственности на указанное нежилое помещение перешло Попову А.В., который 2 марта 2020 г. заключил договор аренды с ООО «БАРБОСС» (т. 1 л.д. 51-55).
Другая часть защитного сооружения (убежища) общей площадью 151 кв.м с 2004 года по январь 2015 года сдавалась в аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана, как муниципальное имущество, ИП ФИО11 под склад для хранения товаров для животных, что следует из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 7-10) и акта приема-передачи к нему (т. 1 л.д. 236), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 1 л.д. 244-248), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 11-15), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 37-41), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 64-67), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 56-60), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 89-93), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему (т. 2 л.д. 81-85), договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 120-122) и акта приема-передачи к нему от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 105).
Таким образом, на дату издания Правительством Российской Федерации Постановления от 29 ноября 1999 г. № 1309, которым утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, муниципальное образование «город Магадан» фактически осуществляло права пользования и распоряжения в отношении спорного объекта, и в силу приведенного в решении выше пункта 9 Порядка создания убежищ, именно на ответчике лежала обязанность сохранять существующий объект гражданской обороны и поддерживать его в состоянии постоянной готовности к использованию.
Используя спорный объект в качестве муниципального имущества в мирное время, ответчик, в нарушение закона обязанность поддерживать объект в постоянной готовности к использованию не исполнял.
Актом осмотра подвального помещения, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Парковая д. 10, являющемся защитным сооружением гражданской обороны согласно паспорту № 612/50, (т. 1 л.д. 23-24), составленным 30 декабря 2022 г. установлено и никем не оспаривается, что в части защитного сооружения располагаются помещения бара ООО «Барбосс»; вход в ЗСГО (со стороны ул. Горького) загроможден различными предметами; защитные (герметичные) двери отсутствуют, между тем, дверной проем, устроенный между лестничным маршем и помещением кухни (подсобным помещением), предназначен для установки такой двери; помещение негерметично; отсутствует фильтр вентиляционной установки; в защитном сооружении произведена перепланировка; стены защитного сооружения отделаны горючими и иными материалами, запрещенными к использованию в таком сооружении (плитка, кафель); аварийный лаз закрыт, в связи с чем проверить его работоспособность не представилось возможным; доступ в иные части защитного сооружения (№ 2-5 на поэтажном плане) невозможен, поскольку имевшийся дверной проем в помещение № 5 заполнен.
В акте инвентаризации, оценки содержания и использования убежища инв. 612/50 от 13 августа 2018 г., утвержденного заместителем мэра города Магадана (т. 1 л.д. 43-44), также отражено, что общее состояние ЗС ГО неудовлетворительное, герметичность нарушена, энергоснабжение отсутствует, канализация неисправна, телефонной радиосвязи не имеется, система вентиляции неисправна. Убежище к приему укрываемых не готово.
Сведений об устранении выявленных нарушений в материалах дела не имеется, ответчиком суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что на балансе муниципального образования «Город Магадан» не имеется данного убежища, оно относится к федеральной собственности, суд оценивает как избранный способ защиты своих прав, поскольку данные доводы опровергаются письменными доказательствами, представленными в дело.
В силу положений пункта 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
По мнению суда, само по себе отсутствие документа, свидетельствующего о передаче спорного объекта из федеральной в муниципальную собственность не опровергает доводов прокурора, и не освобождает ответчика от обязанности привести помещение в состояние готовности, поскольку ответчик фактически принял данный объект в муниципальную собственность, это обстоятельство послужило основанием для внесения сведений в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Магаданской области, с указанием соответствующей балансовой принадлежности. Как следствие, убежище с инвентарным номером 612-50 (612) не числится в реестрах федеральной собственности и в собственности субъекта Российской Федерации – Магаданской области.
Как указано в решении выше, ответчик пользовался и распоряжался защитным сооружением как муниципальным имуществом, поэтому именно на нем лежит обязанность привести защитное сооружение гражданской обороны - убежище (инвентарный номер 612-50 (612)), устроенное в подвальном помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Магадан, ул. Парковая, д. 10 в состояние готовности к использованию по назначению, определяемое с учетом требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575, путем оборудования защитного сооружения исправными защитными (защитно-герметическими) дверьми, системами вентиляции, энергоснабжения, связи, водоснабжения и канализации, аварийного выхода убежища.
Принимая во внимание приведенные нормы закона, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования первого заместителя прокурора Магаданской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения решения, суд принимает во внимание значимость поставленного вопроса, объема действий, которые надлежит совершить ответчику для устранения нарушений, и приходит к выводу, что заявленный прокурором срок – один год с даты вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 612-50 (612)), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 10 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2002 ░. № 583, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2005 ░. № 575, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 2 ░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░