Дело № 2-1873/2024 (59RS0002-01-2024-001193-14)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года гор. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Толкушенковой Е.Ю.,
при секретаре Трушниковой Е.В.,
с участием представителя истца Жукова В.Ю. – Хлебодарова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова В. Ю. к Фонду социального благоустройства «На благо людей» о ликвидации, назначении ликвидатора
У С Т А Н О В И Л:
Жуков В.Ю. обратился в суд с иском о ликвидации Фонда социального благоустройства «На благо людей», назначении ликвидатором Фонда гр. К. В обоснование иска указал, что Фонд социального благоустройства «На благо людей» создан в ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный регистрационный №. С момента создания и по настоящее время единственным учредителем (участником) Фонда является Жуков В. Ю.. Фонд действует на основании Устава.
В соответствии с п. 2.1. Устава Фонда, основными целями Фонда являются:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
- улучшение социальной обеспеченности и медицинской помощи населению;
- повышение качества образования, проведение культурных и спортивных мероприятий пропагандирующих здоровый образ жизни;
- благоустройство районов, развитие жилищного строительства и объектов коммунального хозяйства, формирование единого информационного пространства;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвами репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению престижа роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства, отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- информирование населения о деятельности Фонда.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время фактическая деятельность Фондом не велась, финансирование Фонда отсутствует, Фонд имущества не имеет, в налоговые органы Фонд представлял нулевые отчетности, у Фонда отсутствует штат сотрудников. Фонд не обременен никакими обязательствами, отсутствует задолженность по налогам и сборам.
Решением единственного участника Фонда от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации Фонда в связи с недостаточностью имущества для осуществления целей Фонда и отсутствием вероятности получения необходимого имущества, и назначении ликвидатором Фонда гр. К.
Истец Жуков В.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца Хлебодаров А.В. в судебном заседании поддерживает доверителя по доводам, изложенным в иске, просит заявленные требования удовлетворить.
Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, ходатайств об отложении слушания дела в суд не представил.
Третье лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражает против удовлетворения требований.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (п. 5).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 названного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фонд социального благоустройства «На благо людей» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц содержится соответствующая запись (л.д. 7-10). Организация действует на основании Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-18).
В соответствии с п. 4.1. Устава высшим единоличным органом Фонда является Учредитель.
Учредителем Фонда является Жуков В. Ю..
Согласно Уставу Фонда он ставит перед собой следующие цели и задачи: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы; улучшение социальной обеспеченности и медицинской помощи населению; повышение качества образования, проведение культурных и спортивных мероприятий пропагандирующих здоровый образ жизни; благоустройство районов, развитие жилищного строительства и объектов коммунального хозяйства, формирование единого информационного пространства;подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвами репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению престижа роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства, отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; информирование населения о деятельности Фонда.
Организация, приобретая статус некоммерческой организации, обязана соблюдать нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона № 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Как усматривается из искового заявления, истец обратился в суд с настоящими требованиями в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав при этом, что фактическая деятельность Фонда не велась с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из материалов дела бухгалтерский баланс фонда, финансовые результаты фонда фактически равны нулю.
Решением единственного участника Фонда социального благоустройства «На благо людей № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации Фонда в связи с недостаточностью имущества для осуществления целей Фонда и отсутствием вероятности получения необходимого имущества, с досрочным прекращением полномочий единоличного исполнительного органа Фонда – президента Жукова В. Ю. и назначением ликвидатора Фонда - гр. К (л.д.19).
В силу пункта 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает только судебный порядок разрешения вопроса о ликвидации фонда.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Из искового заявления следует, что Жуков В.Ю., как учредитель Фонда социального благоустройства «На благо людей», просит принять решение о ликвидации фонда, ссылаясь на невозможность достижения целей фонда, недостаточность имущества фонда для продолжения деятельности и невозможность получения необходимого имущества.
Отсутствие сведений о деятельности Фонда социального благоустройства «На благо людей» указывает на то, что Фонд является фактически недействующим юридическим лицом.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать Фонд социального благоустройства «На благо людей» (ИНН: №, ОГРН: №).
Назначить ликвидатором Фонда социального благоустройства «На благо людей» гр. К (паспорт 57 17 № выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения №, зарегистрирован по адресу: <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Толкушенкова